Преподавание древней истории в школе сталкивается с теми же проблемами, что и весь гуманитарный цикл в школе. Сказывается общий низкий культурный уровень многих учащихся, низкая дисциплина, малый престиж истории. Нередко приходится слышать презрительный вопрос: а зачем нам «ваша» история? Задается он не с целью получить ответ, а с тем, чтобы обосновать собственную леность. Нередко считается (не только детьми, но прежде всего родителями и учителями), что ученику достаточно лишь кратко пересказать требуемый отрывок, чтобы получить хорошую, а то и отличную оценку. В итоге бывает, что студенты 3го курса философского факультета МГУ не знают, кто такой Арион (!). Да еще и удивляются: а зачем это знать? То, что античные мифы, легенды, образы - часть мировой культуры, подобным недорослям невдомек. К сожалению, приходится признать, что если родители не привили понимания того, что знание прошлого отличает гражданина от «Ивана, не помнящего родства», то необходимо усиление спроса с нерадивых вплоть до исключения из школы. Однако положение об обязательном среднем образовании понимается так, что мы обязаны «тянуть» лодырей любой ценой. Но школа должна лишь дать возможность получить образование, а не быть отстойником для учащихся (или не учащихся), пока их родители отсутствуют на работе.
Нельзя умолчать и о низкой квалификации преподавателей истории (и античной в особенности), которая, увы, нередко имеет место. Во многих школах существует негласная установка, чтобы историю вели преподаватели других предметов. История, мол, не математика, большого ума не требует, ее кто угодно вести может. Результаты же налицо – ведь чтобы преподавать хорошо, надо знать гораздо больше, чем в учебнике, да и трудно по-настоящему любить то, чего не знаешь, а без любви к предмету учитель не может привить интерес к нему ученикам. А древняя история обладает особой спецификой, которую нельзя уловить, ограничиваясь чтением в объеме параграфа.
Вряд ли выиграет преподавание истории древнего мира в школе от современных реформ, проводимых министром образования, ведущих к упрощению гуманитарных предметов, а отсюда – и оглуплению будущих граждан. А ведь античная история дает богатый материал для развития ума, который препятствует превращению человека в интеллектуального раба. Очевидно, именно таковы задачи нынешних руководителей образования, и наша задача – помешать этому.
В оглавление номера