© Илья Смирнов (Радио Свобода)
Напишешь фельетон «28 эльфов» или «28 самураев» (при чем тут самураи, см. чуть ниже), и получится, что оскорбил героев, которые в 1941 году отстояли Москву. А если не ругать, а хвалить, - за что? В рекламных рецензиях картину хвалят за то, чего в ней нет.
«Нет уродов-командиров, нет майоров НКВД, рыщущих по тылам в поисках новых жертв, нет заградотрядов, прильнувших к пулеметам в ожидании возможности расстрелять своих… нет унылых и однообразных «любовных линий», нет «низачто» репрессированных интеллигентов, нет урок, сбежавших из ГУЛАГа, чтобы научить дурных красноармейцев побеждать немцев, нет попов, без благословения которых красноармейцы никак не могли бы победить немцев, нет Сталина, посылающего толпы с черенками штурмовать цитадели».
То есть суп хорош тем, что в него нарочно не подливали дихлофоса. Неоспоримое достоинство, конечно, но госзаказ на оплевывание героев Великой Отечественной отменен довольно давно, так что кино уже можно оценивать не по сравнению с «Полумглой» и «Штрафбатом». Вот и мы попробуем объективно, никого не обижая, оценить то, что нам показали под патриотические фанфары.
Четвертая рота второго батальона 1075-го полка получает приказ занять оборону у разъезда Дубосеково, где ожидался немецкий прорыв, занимает оборону, 16 ноября происходит бой, в котором 28 панфиловцев «встали на пути немецкого танкового батальона… И остановили его».
Волей-неволей приходится возвращаться к перечню того, чего в фильме нет. Драматургии как таковой: ни характеров, ни человеческих отношений. Больше похоже не на художественное кино, которое должно быть все-таки про людей, а на учебное под названием, например, «Применение противотанковых средств в зимних условиях». Общение между персонажами сведено к производственным (военно-техническим) вопросам и прибауткам, в которых выражается непоколебимая уверенность в победе над немцами, для осени 1941 года не слишком характерная - иначе журналистам «Красной звезды» не пришлось бы тогда поднимать боевой дух легендами о том, как 28 пехотинцев уничтожили 18 танков. Не виню тогдашних военкоров, они тоже делали все возможное, чтобы не сдать Москву, но сейчас, когда доступны любые источники, наши и немецкие, зачем выбирать для военно-технической реконструкции сражение, придуманное журналистами? История той же панфиловской дивизии дает множество вполне реальных примеров героизма - от рядового до комдива, включая тех, кто выведен в фильме под реальными именами.
Здесь мне, конечно, объяснят, что художественное произведение - не монография, назовут сто кинофильмов, от «Александра Невского» до «Рядового Райана», к которым предъявлялись претензии от лица строгой науки.
Но у классиков все в порядке по части художественной, они не отсекали живое человеческое как лишнее. В нашем же случае - как бы документально достоверная реконструкция, от которой «любовные линии» будут только отвлекать. Но если судить художника по законам, им самим над собой поставленным, налицо вопиющее несоответствие: в фильме присутствуют реальные имена и даты, только события вымышленные. Лязгает аутентичная техника, но видимое (на экране) соотношение потерь больше подходит для войны Арагорна и Леголаса с орками. Зрителям заранее объяснили, что не собираются очеловечивать немцев, поскольку это, дескать, «безличная сила». Мерси. Но ведь и силы никакой тоже нет. Вражеская пехота как род войск отсутствует. На экране мы видим мишени, вяло перемещающиеся по полю, чтобы красноармейцы могли совершенствовать навыки стрельбы. Танки сопротивляются несколько более эффективно, тем не менее в итоге наш боец вскакивает на броню, как тот же Леголас на тролля, и забрасывает «коктейль Молотова» в гостеприимно открытый люк.
С эльфами понятно, а что насчет самураев? Герои фильма несколько раз все-таки отвлекаются на посторонние темы. Как вы думаете, о чем могли говорить красноармейцы в ноябре 41 года по дороге на передовую? Один из них пересказывает сюжет фильма Куросавы «Семь самураев» (1954 г.), а другой, видимо, уже успев посмотреть «Великолепную семерку» (1960 г.), возражает: это случилось в Америке, с тамошними пастухами. Другой боец уже в окопе молится, причем это не «Господи помилуй» в момент смертельной опасности, а вполне грамотное чтение наизусть (кстати, о попах и благословениях). Возможно было такое? Почему нет. Может быть, солдат из верующей семьи. Проблема в том, что тема коммунизма, партии, Сталина, несколько более соответствующая эпохе, отсутствует как таковая. И эту зияющую прореху фильму немедленно поставили в заслугу уже с другой стороны - в «Форбсе».
Непонятно даже, какое государство воюет с гитлеровской Германией в 1941 г. Не СССР, а некая Россия вообще, к которой загадочным образом присоединился Казахстан (место формирования панфиловской дивизии). Юный зритель, обученный истории по Болонской программе, сообразит, что казахи, наверное, были наши союзники, как США и Англия.
Надеюсь, предыдущая колонка не дает оснований заподозрить автора в сталинизме. Но, претендуя на документальную объективность, надо ее хоть чуточку соблюдать. Представьте себе фильм про битву при Лепанто, в котором вообще не упоминаются христиане и Христос. Кстати, нечто подобное запросто может быть снято на деньги Евросоюза - блокбастер о том, как славные предки сражались с мусульманскими экстремистами за европейские ценности и политкорректность.
Прим. ред. – Третья битва при Лепанто - Битва 1571 г., в которой флот Священной лиги католических государств нанес сокрушительное поражение военно-морским силам Османской империи, что было невероятным событием в эпоху расцвета последней. Несмотря на то, что в целом Кипрская война 1570-1573 гг. была проиграна, эта победа мифологизирована как спасшая Европу от окончательного порабощения турками и как триумф христианства над исламом.