Остров Горн, 2014, № 3
Редкие публикации
Анализ публикаций в журнале «Сноб» в 2009 году
© П. Гуров, Д. Муромцев
Введение
В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это определение недостаточно, так как в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.
Публикации в средствах массовой коммуникации являются объектом социологического анализа.
1.Приёмы анализа публикаций в прессе
В качестве основного приёма анализа в данной работе используется обзорный подход и историческим аспектом, использовавшийся В.Г. Белинским в его обоих «Взглядах на русскую литературу» (1846 и 1847 гг.). Как известно, первая же книжка «Современника» за 1847 год открылась программной статьей Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года».
Новые замечательные явления в русской литературе и выдвижение новых писательских имен Белинский связывал с ростом общественного самосознания в России. Это было осуществлением его заветных чаяний и надежд, его перспектив.
В статье «Взгляд на русскую литературу 1846 года» Белинский дал очерк исторического подготовления новой школы, связав ее с прошлым русской литературы и показав движение литературы «от абстрактного начала мертвой подражательности….к живому началу самобытности» (X, 395). Белинский был очень далек от мысли канонизировать кого-либо из писателей новой школы. Прогресс литературы для него выражался «не в талантах, не в их числе», а «в их направлении, их манере писать» (X, 396), в том, что литература стала, наконец, органом общественного самосознания. В последней своей программной статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский обосновал и раскрыл историческую закономерность новой школы. По-прежнему отстаивая «отрицательное» направление, Белинский дал в этой статье и свое решение проблемы идеала в литературе .
Далее, фундаментальным принят человеко-ориентированный подход, который поддерживает модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается .
Выбранный объект исследования журнал «Сноб» ориентирован на новую социальную группу, которую создатели проекта назвали Global Russians. Это успешные русскоговорящие профессионалы, которых нельзя объединить по какому-либо привычному социально-демографическому признаку (пол, возраст, достаток и т.п.). Их объединяет общая система ценностей, которая нашла отражение в журнале «Сноб». Представители этой аудитории живут не только в Москве. Поэтому «Сноб» открывает офисы в крупнейших городах мира: Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине — традиционных центрах притяжения Global Russians. В этих городах (включая Москву и Петербург) можно будет купить журнал в розничной продаже. В любую другую точку планеты «Сноб» будет доставляться по подписке.
Журнал «Сноб» представляет собой новую для российского рынка бизнес-модель. Издание, в первую очередь, ориентировано на то, чтобы его читатели могли получить максимальное интеллектуальное удовольствие. Поэтому количество выделяемых под рекламу полос ограничено, чтобы не создавать дискомфорт при чтении, говорится в пресс-релизе медиагруппы. Редакция уделяет пристальное внимание стилю, языковым и композиционным приемам в каждом материале, глубокому, почти литературному раскрытию тем. К сотрудничеству привлекаются не только российские, но и ведущие западные журналисты и писатели. Участие иностранных авторов, художников и фотографов позволяет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные явления и события. Кроме этого, каждый номер — это арт-объект, в котором используются различные полиграфические приемы и новации. Тираж журнала «Сноб» 35000экз.
2.Анализ публикаций в журнале
Журнал «Сноб» состоит из трех основных блоков:
1.авторские обзоры событий, произошедших за месяц в основных городах проживания Global Russians;
2.документальные рассказы и очерки;
3.реестр ответственного потребителя.
Все блоки печатаются на разных типах бумаги.
Из первой категории выделим публикацию в марте 2009 года о результатах исследования блогосферы в разных странах. Известный американский исследователь массовых коммуникаций Д. Келле создал программу «паук». Она способна составлять списки блогеров, их взаимных связей и тематики общения. Скопления точек образуют «кусты» – группы блогов с множеством взаимных ссылок. На этой основе возможно составлять своеобразные карты блогосфер разных стран. В журнале приведены результаты «осмотра» по США, Ирану и России.
Удивительно емко и наглядно проявилось, то, что выявлялось раньше иными способами. Вот США. «Американскую блогосферу по праву можно назвать сетью: один тематический «куст» плавно переходит в другой – все блогеры находятся на расстоянии двух-трех «рукопожатий» друг от друга» – пишут авторы публикации. Иранская блогосфера отчетливо делится на два полушария – религиозно-консервативное и светско-реформистско-литературное, кусты переплетены между собой, но не так тесно, как в американской блогосфере. Наконец, Россия. Карта ее блогосферы представляет собой своеобразный букет, пространство, в котором на периферии – не связанные между собой «кусты», «которые существуют сами по себе, разговаривают сами с собой и больше ни с кем не обмениваются информацией. В центре же сосредоточено большое сообщество людей, которые говорят со всеми обо всем», - удивляются авторы.
Обработка тематики общения в российской блогосфере у исследователей еще впереди, но структура коммуникативной ситуации налицо: перевешивают разрывы, отчуждение. Его проявления мы обнаружим в массе феноменов. Достаточно назвать хотя бы те, которые в обществоведческом дискурсе, а также в анализе деятельности СМИ отмечаются чаще всего:
•отсутствие публичной политики, а значит общенационального и регионального политического дискурса с участием общества;
•уже отмеченное сокращение непосредственных контактов между жителями разных регионов страны;
•колоссальный экономический разрыв между слоями общества, между доходами самых богатых и самых бедных, который выражается не только в уровне доходов, но и в стиле и образе жизни, отделенных за недоступностью от повседневного бытия большинства россиян (а демонстрация различных сторон образа жизни «новых богатых» по телевидению, их собственное зачастую вызывающее поведение на публике лишь усугубляет психологически величину этого разрыва);
•сокращение аудитории печатных СМИ, прежде всего - общественно-политических, особенно – общенациональных (а они по своей природе – основная площадка для обмена мнениями по общезначимым проблемам);
•сокращение объема общественно-политического вещания на федеральных телеканалах, которые являются основным источником информации для населения страны. Свертывание плюрализма в освещении происходящего на ТВ (он остается в печатной прессе, но она многим просто недоступна с ценой ее подписки и розницы). Психологическая интеграция на базе сериалов, конечно, в какой-то степени возможна. Но невысока ей цена, если мы всерьез говорим о строительстве открытого/информационного общества, о демократии, выражающейся в том числе и в информированном участии широкой аудитории в общенациональном диалоге.
Рассмотрим теперь характеристику «реестра ответственного потребителя». Изучение текстов о моде в научной (социологической), обыденной, профессиональной сферах современной русской культуры, а также в художественной литературе подчинено главной цели - выявлению знаний и представлений о моде и смежных с нею феноменах, направляющих научную, обыденную, профессиональную и художественную речь о них. Настоящее исследование подтвердило лингвистическую релевантность понимания дискурса как мировоззренческого посредника между языком-кодом и индивидуальной речью, а концепта - как лингвистического инструмента моделирования содержания значимых для культуры слов.
В современной русской культуре происходит осмысление явлений и предметов действительности в терминах одежды, о чем свидетельствует активное использование в речи тегименического кода. Иными словами, осуществляется перенос предикатов сферы одежды на субстантивы других сфер, например, сферы телесности (неодетое лицо - лицо без макияжа, тело -это наш биологический костюм) или медицины (зашить рану, мышечная ткань). Сейчас воспринимают моду как тривиальное явление, не обладающее текстопорождающей потенцией.
В текстах журнала «Сноб» наиболее активно о моде говорится в терминах войны, а также медицины (мода - болезнь), музыки и гастрономии. Мода в СМИ мыслится в первую очередь как агрессивная, враждебная человеку сила. Активное использование тегименического кода свидетельствует об осмыслении предметов и явлений окружающей действительности в терминах сферы одежды.
В журнале «Сноб» осмысление моды происходит в терминах преимущественно гастрономии, то есть употребляется гастрономический код. В этом заключается главное отличие данного элитарного журнала от остальных средств массовой информации - только ему присуще понимание моды как одной из витальных потребностей человека (как пищи). В «Снобе» мода - жизненно важная для человека сущность.
Из рассказов и очерков следует выделить публикацию статьи Тодда Пурдума о Буше, по мнению редакции, это статья не только о Буше, но о любом президенте. Этот материал выделяется еще и тем, что это очень взрослый материал, материал, который не рассматривает мир в черно-белых тонах. Он написан одним из популярных американских журналистов, и перевели его и поставили потому, что он дает очень точный взгляд на жизнь. И это детский подход, потому что жизнь всегда сложнее черного и белого цвета. Прелесть этого текста для меня в том, что он рассматривает Буша как фигуру и пишет о том, почему с Бушем случилось то, что случилось при его максимально благих намерениях.
В «Снобе» существуют публикации, одни названия которых говорят сами за себя, например, «Срач как форма общения русских интеллектуалов», «Есть ли жизнь после тюрьмы». В других публикациях, как «Нет революции конца…» представляется очередная попытка представить личный взгляд на историю как общественное мнение. Большинство же публикаций посвящено престижному расточительству и эпатажным выходкам людей, имеющих ранговое отличие состоявшихся (но не обязательно таковых).
В целом можно заметить, что данное издание на прогрессию не претендует по самому своему построению и представляет собой преимущественно бессодержательное собрание разнотипных публикаций.
Заключение
Оценивая журнал «Сноб», следует отметить явное преобладание оформления над содержанием. Ощущается даже контраст в самом названии, которое расшифровывается как «Состоятельный Независимый Образованный Благополучный», тогда как по словарям: «Сноб (англ. snob) — термин, изначально характеризовавший людей неблагородного происхождения (обычно термин употреблялся в аристократической среде), стремящихся «пролезть» в высшее общество. Снобизм заключается именно в том, что сноб ценит предметы и явления не за их качества, а только за то, что эти предметы и явления ценят представители элиты, к коим сноб хочет быть причастным. Снобизм отличается от лицемерия тем, что сноб, до конца не отдавая себе отчета, искренне считает себя интеллектуалом, в чем его убеждают манеры и вкусы сноба (то есть он искренне верит в свои ошибочные убеждения)».
Журнал по своим публикациям отвечает именно такой характеристике. Во внешнем подражании и увлечении наиболее скандальными публикациями и перепечатками (в чём журнал в течение 2009 года обвинялся двукратно) присутствует явная бессодержательность и изначально заложенная регрессия.
Список использованной литературы
1.Антонов И. А. Информационная сфера России. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
2.Морозов, А.Н. Анализ активности СМИ. – М.: Прогресс, 2009. – 400 с.
3.Олейр, А.А. Печатная активность изданий– М.: Аст-Пресс, 2007. - 475 с