Интернет-издательство «Контрольный листок»
Среда, 23.08.2017, 10:59
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 866
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2015, № 2
 
Кабинет методиста
  
Антиковедение в предметном содержании «Истории Древнего мира»: проблемы конструирования знания
 
© Миницкий Н. И. (Минск)
 
Антиковедение с любой другой отраслью исторического образования роднит наличие общих проблем. Это обновление содержания в связи с изменившимися целями обучения, пересмотр методологических подходов и методических средств. Изменения в школьном историческом образовании коснулись прежде всего структуры предмета, его концептуальных основ, принципов и критериев отбора, методической системы. Основными содержательными аспектами стали: культурологическая направленность, ориентация на раскрытие роли исторических личностей, изучение быта, образа жизни и духовных ценностей человечества. Для современного исторического мышления характерно восприятие многофакторности самой истории, а также многомерность методологических подходов и теоретических парадигм.
Исходя из общих целей и задач изучения истории в средней общеобразовательной школе, строится система учебного курса «История Древнего мира», составной частью которого является история античности. Структура его содержания определяется методологическими подходами. Для белорусских учебников наиболее распространенным подходом является совмещение формационного и цивилизационного подходов. Вместе с тем наиболее рациональным, на наш взгляд, является интегративный подход, который позволяет совмещать различные методологические позиции в зависимости от характера содержательного материала.
Прежде всего претерпевает изменения блок понятий об экономических отношениях, например, вопрос о частной собственности. Ориентация на антропологический подход позволяет ставить этот вопрос по-иному. Теперь нас больше интересуют проблемы отношений между людьми по поводу собственности. Древние греки нашли здесь довольно гармоничную пропорцию. Весьма показательно следующее суждение Плутарха: «Не погибнет ли общность там, где есть свое? Нет, ибо начало вражды – не в обладании своим, а в присвоении чужого и в превращении общего в свое» (Plut. Quaest. Conviv. 11, 7-8,10). Суть вопроса состоит в диалектике форм собственности.
В истории политики ключевые вопросы наших учебников традиционно обращены к формам политического устройства, социальной структуре общества, суверенитету личности и государства. Если ранее главное внимание уделялось раскрытию классового характера афинской демократии, то сейчас основной акцент смещен на понимание демократии самими древними. Отдавая приоритет аксиологическому подходу, мы акцентируем внимание учащихся на значимости этого явления как наиболее важном вкладе греков в историю мировой политической культуры. В изложении этого вопроса источниковедческой основой служит важное для изучения античного общества специальное издание переводов древних источников «Античная демократия в свидетельствах современников» (М., 1996). Так, при изучении афинской демократии, кроме традиционных фрагментов Фукидида и Ксенофонта, используется следующее высказывание Аристотеля: «...Тот признак, что верховная власть находится либо в руках меньшинства, либо в руках большинства, есть признак случайный и при определении того, что такое олигархия, и при определении того, что такое демократия...» (Arist. Polit. V. 7).
Таковы примеры концептуального структурирования теоретического содержания истории античности в школьном курсе «История Древнего мира».
В последнее время под влиянием философии образования стала осознаваться необходимость создания знаниевых (когнитивных) структур, состоящих, на наш взгляд, из схем концептуальных подходов, категориального аппарата и фактического содержательного материала. Эти модели имеют фундаментальную и прикладную функцию. Они выступают в качестве теоретической рефлексии глобальных исторических процессов, являются средством презентации исторического знания и служат основой операциональной деятельности для отбора, конструирования и понимания учебной информации.
Кроме концептуального структурирования большое значение для психолого-дидактических и информационных целей имеет смысловое (семантическое) структурирование текста учебной книги. В принципе знания не могут быть организованы и представлены без структурирования текста. Понимание текста - это его построение и применение полученной структуры. Структурирование текста сегодня может быть понято как его обработка на основании специальных методик и построение познавательных структур (моделей) выводного и внесенного знания с целью исследования и обучения. Различные психолингвистические методики позволяют выявить не только рациональные основания, но и элементы бессознательного, в частности, эмотивного в тексте учебника или источника.
В развитии рациональных и иррациональных аспектов дидактики значительную роль играет образно-символьная форма представления знания. Она дает возможность рассматривать учебную информацию и познавательную деятельность как систему образно-символьных средств и операционных методик, позволяющих совершать перекодировку знания. 
 
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz