Актуальная тема
Система Антиплагиат как проявление «высшего зла» в глазах студента
© В.А.Михайлюкова
Еще на заре нынешнего тысячелетия со скачиванием работ из Интернета дело обстояло просто великолепно. Нужен реферат? 15-20 минут поиска – и вот он, готовый. Осталось только титульный лист сменить да кое-где по мелочам подправить. На поиск курсовой уходило немногим более получаса. Вот диплом уже найти достаточно сложно, но опытный копипастер всегда может слепить из нескольких курсовых со смежными темами один средненький диплом. На это уходило два-три дня. Так «продвинутые»студенты оставляли наивных (как им казалось) преподавателей в дураках. Вот это жизнь!
Преподаватели же, в свою очередь, о положении вещей прекрасно знали, но факт списывания доказать им удавалось относительно редко. (Был анекдотичный случай, когда молодому преподавателю принесли на проверку курсовую работу, которая оказалась его собственной. Он выполнил ее за 3 года до этого, еще будучи студентом. О том, как работа попала в сеть, история умалчивает).
Плюс, среди «добряков», выкладывавших работы в сеть, попадались любители тонкого юмора. Так, в одной курсовой работе по автоделу, посреди сугубо технических рассуждений встречалась фраза примерно следующего содержания: «А подшипники мы смазываем салом, все равно этот бред никто не читал». Понятно, что это вызвало недоумение у преподавателя, но еще большее недоумение такое открытие вызвало у самого студента.
Однако это редкие исключения, в целом же в сфере «написания» студенческих работ царила сплошная благодать. Но тут, как гром среди ясного неба, на все это благолепие обрушилась система Антиплагиат (она же система поиска на наличие заимствований). С его запуском в 2005 г., для «продвинутых» студентов-любителей халявы настали тяжелые времена. Ведь теперь преподаватель мог загрузить любую работу на проверку, а уж система спуску не давала – она безжалостно и безошибочно определяла списанные участки текста и выделяла их на позор оранжевым цветом. Мало того, еще и ссылку на первоисточник давала. Теперь настала очередь преподавателей делать из студентов дураков. Причем возмущенные крики типа «Я сам писал! Да я из библиотек не вылазил!» действия, как правило, не имели. Ведь вот он, список первоисточников.
Цель системы Антиплагиат - поднять качество образования в России. Как заставить студента написать диплом самому, а не нарвать его в базах рефератов (с миру по нитке...)? Ответ дан самой системой - четко отделить заимствованный текст от оригинального, определить процент заимствований. При этом никто из преподавателей, как правило, не требует 100% оригинальности. Все понимают, что написание любой научной работы без опоры на цитаты из различных источников практически невозможно. Однако следует различать заимствования, скажем, из электронных библиотек или аналитических статей и огромные дословные куски, содранные из базы курсовых и рефератов. При этом студент частенько списывает не только чужие мысли, но и орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.
Однако студенты - люди изобретательные. Вызов был принят, и борьба с Антиплагиатом началась. Были испробованы тысячи ухищрений: латинские буквы в русском тексте, замена пробелов на знаки одного цвета с фоном (белые нули на белом фоне), двойные и тройные пробелы, подбор синонимов и т.д. Антиплагиат, в свою очередь, шел навстречу «пожеланиям трудящихся» и быстро дорабатывал систему в соответствии с новыми уловками студентов (например, фокус с заменой русских букв на похожие по начертанию латинские уже не работает). Система совершенствуется, ее справочные базы постоянно пополняются, но студентов все-таки волнует один вопрос: как обмануть Антиплагиат?
Попробуем разобраться. Следует отметить, что обмануть систему (т.е. выдать полностью списанный текст за свой собственный) вряд ли удастся. Странно было бы подозревать создателей Антиплагиата в скудоумии. Мы попытаемся, как водится, зайти с другой стороны. Рассмотрим приемы доработки текста, его «дотягивания» до требуемого уровня оригинальности. Сразу оговоримся - теоретически, вытянуть можно любой текст, даже с оригинальностью 0 %. На практике же нередко получается, что проще сделать собственную работу, чем изгаляться над скачанной из сети сомнительной писаниной, местами переходящей в откровенный бред.
Итак, мы будем использовать систему Антиплагиат в качестве инструмента оценки оригинальности текста и выявления его проблемных участков (собственно, для этого она и предназначена). Исходное условие: имеем работу, написанную самостоятельно, но с опорой на сетевые источники. Процент оригинальности около 40. Что нужно сделать, чтобы довести его, скажем, до 70?
Первое, оно же главное - проанализируем источники наших заимствований. Если это ссылки на электронные библиотеки, версии журналов или научные статьи, то большинство преподавателей относится к таким заимствованиям с пониманием. Какая разница, прочел ли студент бумажный или электронный вариант какой-либо книги? Дополняем список использованной литературы ссылками на такие первоисточники. Если же в источниках сплошь и рядом фигурируют «авторитетные» порталы с коллекциями готовых рефератов, курсовых и сочинений, то принимаемся за доработку текста.
Как водится, существует два пути - простой и сложный. Простой путь - это переписать проблемные участки текста своими словами, пытаясь сохранить смысл. Вставка (удаление) слов-связок и союзов, как часто советуют, дает спорный результат. При повторной проверке такой текст будет выделен в частично оригинальные блоки. Сложный путь- это поиск литературы либо статей по нужным тезисам и работа уже с опорой на них. При этом вы уже имеете полное право добавить найденную книгу или статью в список использованной литературы. Иногда бывает так, что оригинальность страдает из-за наличия коротких (одно - два предложения) блоков, которые система посчитала заимствованиями. По опыту можно сказать, что доработка таких блоков приносит больший прирост процента оригинальности, чем переписывание одного крупного. Даже если переработанные мелкие блоки в статистике попадут в частичные заимствования, процент оригинальности заметно вырастет.
Плагиат по отношению к системе Антиплагиат. Программа ETXT использует название Antiplagiat, что весьма сомнительно с точки зрения авторского права. Интересно, почему на это никак не реагирует ЗАО Форексис - разработчик системы Антиплагиат?
Стоит также привести работу к единообразию изложения материала. Иногда даже безо всякого Антиплагиата видно, что реферат или курсовая сотканы из различных фрагментов, как лоскутное одеяло. Еще один способ избежать проверки - предоставить преподавателю распечатанный экземпляр. Однако никто ему не запретит потребовать электронную версию, так что все-таки стоит потратить немного времени на доводку своей работы. В результате вы получите вполне оригинальный текст, который вы написали самостоятельно (что важно), при этом никого не обманывая (что еще важнее). Обыграть систему Антиплагиат на ее же поле очень сложно. Если же использовать ее возможности так, как описано выше, получается, что текст вы написали сами, процент оригинальности соблюден, ресурсы системы использованы по назначению, а значит, и претензий к вам никаких.