Интернет-издательство «Контрольный листок»
Вторник, 25.01.2022, 11:33
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1149
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Записки исполнителя
 
Бакалавриат, или конец бухгалтерского высшего образования!
 
© Я. В. Соколов
Источник – журнал «Бухгалтерский учет», 2008, № 15
 
Статья продолжает дискуссию по вопросам подготовки квалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету при введении бакалавриата. Что следует предпринять, чтобы профессия «бухгалтер» осталась в высшей школе и в «номенклатуре наук»? Люди так уж устроены, что в большинстве случаев все сложные вопросы пытаются решить не перестройками, а манипуляциями. Вот и в нашем деле в связи с таким подходом уже давно катастрофа ожидается. Как справедливо пишет профессор В. Ф. Палий, бакалавриат станет «предельным упадком бухгалтерской профессии в России».
 
Катастрофа.
 
       В вузах вводятся две ступени обучения: бакалавриат и магистратура. На первой ступени в течение четырех лет человек получает общеэкономическое образование, а на второй возможна специализация. В нашем случае возможна степень магистра по бухгалтерскому учету.
       Несколько энергичных людей уже несколько лет бьют в колокола и делают все, чтобы спасти профессию. Однако многие говорят: «Это не про меня, обойдется». «Без бухгалтеров все равно страна жить не сможет», . думают умные, а самые умные ищут очередной выход в очередной организационной манипуляции. Они радуются, что подготовка специалистов по одной из самых массовых профессий выпадает из бакалавриата. А поскольку в магистратуру пойдут не все, то сразу же у многих загораются глазки: «Не взяться ли мне за обучение или, может быть, еще лучше: не создать ли мне главный центр? У других центры, а у меня главный».
       И вместо отстаивания великих позиций в системе высшего образования предусматривается «свое» образование, что-то вроде бухгалтерских курсов, но выдающих выпускникам магистерский диплом.
       Естественно, что человек, возглавивший такой центр, сможет контролировать всю подготовку кадров по нашей профессии и, естественно, методологию учета и аудита, издание книг и периодической печати. Ну что газеты и журналы! Основное . это повышение квалификации и массовая аттестация всех категорий счетных работников. Сам главный центр при этом будет разрастаться, возникнут отделы, секции, советы. Самым важным будет научно-методический, а может быть . научно-методологический совет. Он будет решать «творческие задачи». Среди творческих задач такого центра следует выделить две: дидактика и учебники.
 
Дидактика.
 
       Дидактика - это то, как учить, какие методики признать хорошими или плохими. Совершенно бессмысленно разрабатывать, а тем более навязывать всем педагогам какую-то совершенную методику. На практике она зависит от двух причин: 1) умения преподавателя и 2) состава учащихся. И основной вывод: мастерство педагога, прежде всего, сводится к пониманию учеников, умению поставить себя на их место. Отсюда и выбор методических приемов. Если по болонским правилам студенты приобретают компетенцию, то упор следует сделать на понимании экономико- юридических проблем. В этом случае не надо знакомить учащихся ни с бланками первичных документов, ни с регистрами, например, журналов ордеров, ни с формами бухгалтерской отчетности. Здесь очень важны «проблемные» лекции, семинарские занятия, обсуждение научной литературы. Как это делать .каждый педагог должен решить сам.
       В этом случае важно не то, чтобы человек пришел в организацию и начал работать, а то, чтобы он смог разъяснить юридическую и экономическую природу фактов хозяйственной жизни.
 
Умение рассуждать - вот главное.
 
       Иное дело, если учебное заведение стремится и к тому, чтобы дать студентам квалификацию. В этом случае необходимо прививать студентам чисто практические навыки. Однако в классе, об этом еще в XV в. писал Б. Котрульи, всему не научишь, и внимание следует сконцентрировать на выработке у учащегося условных рефлексов по методу великих наших педагогов И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Подразумевается методика по схеме: S - R (S - стимул, R - реакция). Показывают студенту наряд на работу (S), а он отвечает (R), показывают накладную (S) - (R).
       Эту методику широко практиковал замечательный ученый и методист А. М. Галаган. Он спрашивал: «Начислена зарплата? Поступили товары? Удержали налоги? Оприходована выручка?». и т. д. И студенты отвечали. Чем быстрее и правильнее, тем лучше. И никаких рассуждений о содержании: какой счет активный, какой пассивный, инвентарный, денежных средств и т. п. Главное - это знание, четкое, правильное, мгновенное.
       Это и есть обучение квалификации.
 
Учебники.
 
       Часто говорят, что этот центр должен «организовать экспертизу учебников». Предполагается, что какие-то учебники написаны плохо, а вот если в центре засядет цвет профессии, убеленные сединами профессора, то они разберутся, какой учебник хороший, а какой плохой.
       Это самое худшее решение проблемы. Во-первых, создается монополия на знания, во-вторых, одна школа будет навязывать всем педагогам и студентам только свой взгляд, замалчивая все остальные.
       Нам могут возразить, что профессора будут высококвалифицированные. Однако следует напомнить пропагандистам добрых слов о высококвалифицированных людях: Платон требовал сжечь Демокрита; Аристофан считал Сократа шарлатаном; Эпикур считал Аристотеля «мотом, который пропил отцово добро и пошел морочить людей»; самого Эпикура обвиняли в разврате, чревоугодии, невежестве и мотовстве; Руссо называл труды Спинозы опасными бреднями; Вольтер называл Руссо злобным безумцем и утверждал, что тот из корыстных целей уморил свою жену; Шопенгауэр считал Гегеля беспримерным пачкуном глупостей; Ницше считал Канта гнилым критиком. Но самым вопиющим примером были взаимные отзывы друг о друге И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, особенно первого о втором. И кто-то хочет, чтобы такие люди, квалификация которых не вызывает сомнений, могли оценивать труды друг друга? Люди науки понимают это и хотят, чтобы во всех административных делах была подлинная свобода, никакой монополии быть не должно. А вот какие учебники педагог будет выбирать для себя, это его частное дело. Автор статьи выступает за полную свободу, однако во всяком деле «есть границы, по обе стороны которых лежит ложь».
       Можно учить студентов по книгам нобелевских лауреатов, но для комиссии они будут очень плохими, так как не имеют грифа учебника.
       И еще о границах. В книжных магазинах продаются брошюры с надписью: «Шпаргалка». Эти брошюры любят многие преподаватели и просто учащиеся: вырвал лист и зачитал на экзамене. В данном случае речь идет не о методике обучения, а о людях, которым не должно быть места в высшей школе. 
       Мы должны понять, что создание подобных центров монополизирует власть, науку, мышление, обучение и финансы. И надо сделать все, чтобы этого не случилось. Вместо этого нужно сделать все, чтобы бухгалтерский учет остался в высшей школе и бакалавриат был специализирован, а в нем было направление: бухгалтерский учет. Многие говорят: «Бакалавр - еще не бухгалтер». Правильно, если не будет в бакалавриате этого направления, и неправильно, если мечты учетоненавистников сбудутся.
 
 
Поиск
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2022 Бесплатный хостинг uCoz