Безбумлит, 2013, № 1
Сегодня впервые выходит литературное приложение издательства «Контрольный листок» - «Безбумлит» (сокращение от «безбумажная литература»). Название предвосхитил писатель-диссидент В.Войнович в «Москве 2042». Вряд ли он мог предположить, что безбумажная литература (электронные библиотеки в Интернете и многое другое) действительно появится при его жизни.
Но с точки зрения «Контрольного листка» актуальным является одно из последних высказываний В.Войновича: «Я описывал то будущее, которое - я надеялся - никогда не наступит, поскольку это была не утопия, а антиутопия. А теперь действительность, кажется, уже превосходит то, что я там написал. У меня там правит КПГБ – Коммунистическая партия государственной безопасности, и еще там есть пятиединство: государственность, безопасность, религиозность... Я слышал не раз, что нашего патриарха, кстати, называют отец Звездоний. Но та глупость и пошлость, которая становится сейчас знаменем нашего времени – этого ожидать было невозможно. Издаются какие-то дурацкие законы, идут какие-то чудовищные суды, вот этот пресловутый суд над Pussy Riot... Это все превосходит любую, даже не написанную сатиру».
В сегодняшнем выпуске «Безбумлита» издательство «Контрольный листок» предлагает вниманию своих читателей повесть Ллойда Бигла «Музыкодел», проводя параллель между ситуацией, описанной в произведении (действие происходит примерно через четыреста лет после написания повести), и ситуацией хотя бы в рефератном деле, когда «подёнщина» благодаря некомпетентно-коррумпированным преподавателям и «рефератным» компаниям ценится одинаково, а иногда и дороже по сравнению с действительно качественными работами. Хотя ситуация во всей культуре не лучше…
Надеемся, что Ллойд Бигл (фамилия автора в различных изданиях русского перевода пишется то с двумя, то с одним г; перевод Г.Усова напечатан с одним г в фамилии автора; в английском написании буква g удвоенная), как и Войнович, описывал то будущее, которое (за исключением того, что показано в прологе и эпилоге) не наступит. А ситуация в прологе и эпилоге должна придать уверенность в собственной ценности всем квалифицированным исполнителям.
В технике будущего в повести видеоскоп - усовершенствованное телевидение, которое показывает преимущественно рекламные ролики, названные автором коммерсами, а мультикорд, несомненно, аналог синтезатора в XXIV веке. Остальные понятия, относящиеся к фантастической технике, можно встретить и в других произведниях.