Охта-Центр. Том 1. Наше антиобщественное мнение
Чёрная риторика ток-шоу Первого канала
Введение
Ни газеты, ни радио не смогли взять человечество в плен информации так крепко, как телевидение - домашний источник связи с миром. Его назначение оказывается примерно таким же, какое в народных сказках имело волшебное зеркальце: заглянул в него и узнаешь, где что делается. В отличие от других СМИ телевидение не только информирует о том, что происходит в мире, но и дает изображение происходящего, создавая иллюзию непосредственного присутствия зрителей на месте событий. Такой эффект мнимого присутствия возникает независимо от того, «живая» ли передача выходит в эфир или же она транслируется в записи. Все многообразие передаваемой по телевидению информации концентрируется в новостях, которые по праву именуют «лицом мира» и «лицом телевидения». Анализ содержания новостей выступает как анализ «живого организма», имеющего свой жизненный ритм и развивающегося по определенным законам. Сообщение, попадающее на телевизионную студию, превращается в новость, и с этого момента начинается его временной отсчет. Обладая таким свойством, как непосредственность, которое проявляется как во временном, так и в пространственном измерении, теленовости освещают последние события, превращая реальность, данную наблюдателю непосредственно, в телереальность. Кадры видеоматериала дополняют комментарии диктора или корреспондента. Содержание коммуникативного акта передается в тех формулировках, с которыми отдельные лица, представляющие различные общественные институты, обращаются к аудитории, формируя представления о действительности, используя ряд аудиовизуальных фрагментов - интервью, репортажи и т.п.
В телекоммуникациях имеет место взаимодействие между каналом и аудиторией, происходящее в собственном физическом пространстве зрителя, чаще всего у него в доме. В основе эффекта непосредственного присутствия лежит придание взаимодействию иллюзии индивидуального общения, с глазу на глаз. Такая персонификация взаимодействия маскирует тот факт, что телепередача является результатом использования вторичного, косвенного опыта. При этом само взаимодействие кажется первичным и естественным.
До появления первых видеомагнитофонов телевидение являлось практически полностью «живым». Многие программы новостей создавались вне студий, что в значительной мере предопределяло восторженное принятие широкой общественностью появления телевизионной сети. Подобные неотредактированные передачи обеспечили «живым» новостям условия их восприятия как правдивых и нефальсифицированных. По мере возрастания важности телевизионного освещения общественных и культурных событий стало почти невозможным отличить, какие из них подготовлены специально для ТВ, а какие ведутся с места событий. Неотредактированный материал, иначе говоря, то, что именуется «живыми новостями» даже становится своего рода признаком его высокого качества (отсутствие редакторской правки здесь понимается как необработанная версия действительности).
Цель работы – дать характеристику такого феномена современного телевидения, как «чёрная риторика». В соответствии с поставленной целью работа предусматривает решение следующих основных задач:
- определение понятия «чёрной риторики» в контексте телевизионных программ (в особенности, массово-развлекательных);
- анализ «чёрной риторики» на материале выбранных телепередач (в качестве примеров рассмотрены телешоу «Первого канала»).