Охта-Центр. Том 1. Наше антиобщественное мнение
Чёрная риторика ток-шоу Первого канала
Заключение
Первый вывод по работе касается построения ток-шоу. Задачи ток-шоу весьма разнообразны. Самая главная - сделать из скучной, обыденной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги, скандальности и провокации в сюжете. В общем, сделать программу такой, чтобы ее хотелось смотреть. Ток-шоу, как и любое другое информационное воздействие, осуществляется с целью информирования, привлечения внимания и формирования определенного отношения к обсуждаемой проблеме. В некоторых случаях задачей ток-шоу может быть поиск путей решения проблемы.
Основные принципы, на которых строится ток-шоу, это реальность того, о чем говоришь. Практически всегда в ток-шоу можно услышать жизненные неординарные истории - это своего рода изюминки ток-шоу. Или же просто на ток-шоу приглашаются люди, которые знают содержание проблемы не из статистических данных, а имеют богатый личный опыт работы в предлагаемой к рассмотрению теме.
Ведущий всегда должен держать руку на пульсе программы, чувствовать ее ритм и поддерживать его. Роль ведущего - это роль координатора, который постоянно осуществляет взаимосвязь между героями и публикой в зале.
Поскольку ток-шоу требует определенных усилий по его подготовке, в задачи ведущего входит предварительная работа со всеми структурными компонентами ток-шоу. Такими компонентами являются зрители в зале, гости программы, приглашенные эксперты и, конечно, основные герои.
Второй, основной вывод по работе – о содержательных характеристиках чёрной риторики. В основе лежит использование особенностей мышления человека. Манипулирование рациональными, убеждающими аргументами. Игры в «логику». Основные приемы: «Подбор аргументов», «Псевдообъяснение». Методы: «Сценарий «проблема – решение», «Антирекламная реклама», «Акцент на простоте и скорости получения эффекта», «Превентивные ответы», «Сравнение», «Закрепление положительного «противообраза», «Сопоставление мнений экспертов», «Причинно-следственный анализ событий».
Каналы СМИ, в данном случае – телевидение, являются односторонним инструментом информационно-психологического воздействия на аудиторию. Причем зачастую это воздействие осуществляется помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находиться. Для того чтобы у аудитории не возникало ощущения одностороннего воздействия, «безучастности адресата», современными ТВ программами практикуются способы так называемой «обратной связи» в различных формах: звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос и др.
Итак, воздействие широко используется во всех сферах общественной жизни человека, но наибольшую эффективность оно приобретает в СМИ. Примером негативного воздействия является манипуляция, то есть такое воздействие, которое происходит без ведома жертвы, с созданием у нее ощущения ложной действительности.
Приемы манипуляции известны и изучены давно, однако новые техники продолжают появляться. На современном телевидении к манипуляции прибегают особенно часто в самых рейтинговых программах, к числу которых относится ток-шоу.
Список использованной литературы
-
Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. – М.: КДУ; Высшая школа, 2003 – 328 с.
-
Кузнецова Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2003 – 400 с.
-
Медведева И. Порча образа /И. Медведева, Т. Шишова //Воспитание школьников. – 2004. - №3. – С.61-65.
-
Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // RELGA, 2006, № 15
-
Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003 – 256 с.
-
Пиронкова О. В. Живые новости // Социс, 2000, № 8, с.67 - 74