Интернет-издательство «Контрольный листок»
Суббота, 19.08.2017, 00:51
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 863
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2016, № 7
 
Общество
 
Чтение и грамотность
 

© Л.М. Линникова

 

Как известно, воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует знания, воспитывает «умственную, эстетическую восприимчивость». Формирование этих качеств - важная сторона социализации человека, которая противостоит чувству собственной исключительности, учит мыслить, помогает понять человеку свое предназначение. Об огромной силе воздействия чтения на личность говорили еще ученые Античности: Платон, Аристотель. В период эпох Возрождения и Просвещения утверждаются неограниченные возможности человеческого творчества, выдвигаются идеи самоценности личности, обоснованием которой является всесторонность ее интересов (Т. Мор, Кампанелла).

Проблемы воспитания целостной и гармоничной личности отражаются в трудах русских педагогов К.Д. Ушинского, В.И. Острогорского. Философы и педагоги нового времени указывали на значение печатных произведений в обогащении знаний человека, формировании вкуса к чтению. Современные исследователи (Б.С. Мейлах, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.Г. Федотова, А.И. Левидов, Е.И. Павловский) отмечают, что культура отдельного человека, общества, народа невозможна без «деятельной творческой памяти всего человечества», фиксируемой в книге и вычерпываемой из нее. Но интерес к чтению не развивается ни в школе, ни в семье. Вуз также не способствует развитию читательского интереса, поскольку используются формы обучения преимущественно информационного, а не поискового направления. Обучение строится на запоминании огромного количества фактов. Получение знаний в «разжеванном» виде отучает студентов от самостоятельной работы с учебником, книгами.

Важнейшая проблема, с которой сталкивается педагог вуза при работе над формированием речевой культуры - это низкий уровень культуры чтения, невысокий уровень техники чтения у учащихся. Речь идет не только о скорости чтения, хотя этот показатель тоже очень важен. Уметь читать - значит уметь понять, запомнить, оценить и воспроизвести информацию, изложенную в тексте. Под техникой чтения следует понимать степень владения всей совокупностью приемов, необходимых для восприятия, понимания, запоминания, анализа текста.

В начале каждого учебного года я выясняю уровень грамотности и сформированности навыков чтения у студентов первого курса.

Если за норму взять 100-120 слов в минуту, то только 9% студентов (т.е. практически два человека в группе) читают более 100 слов в минуту и при этом понимают прочитанное: могут ответить на вопросы, пересказать текст.

Около 40% учащихся читают до 45 слов в минуту. При этом они не способны воспринять информацию, заключенную в тексте: не могут ответить на вопросы, пересказать текст.

50% студентов, закончивших одиннадцать классов, читают от 40 до 90 слов в минуту, воспринимая информацию, заключенную в тексте, лишь частично.

Вопрос этот важен потому, что уровни чтения и грамотности молодых людей тесно связаны: грамотность необходима для чтения, а само чтение развивает грамотность.

Грамотнее ли стали выпускники школ? Ответ на этот вопрос также основан на личных, субъективных впечатлениях от общения со студентами, от чтения их сочинений, которые они пишут на занятиях по культуре речи.

На любом студенческом потоке есть грамотные студенты, есть малограмотные и есть, не побоюсь этого слова, безграмотные. Под грамотностью я имею в виду владение нормами письменной речи, а, следовательно, знаниями правил орфографии и пунктуации. В последние 15 лет несомненна тенденция к снижению грамотности абитуриентов. Грамотный человек совсем не обязательно должен знать назубок все правила в общем-то непростой русской орфографии (но менее сложной, чем французская или английская) и пунктуации - нужно чувствовать язык, т.е. его синтаксический строй (на котором основаны правила пунктуации), связи между однокоренными словами (для орфографических навыков), а значит, владеть достаточно развитым словарным запасом. Можно хорошо знать правила, но и делать элементарные ошибки, не потрудившись подыскать однокоренное проверочное слово, увидеть семантическую связь между словами и т.д. (я объясняю это леностью ума, отсутствием навыков анализа, сравнения), а можно, не зная правил, грамотно писать. «Чутье» языка может быть врожденным, но оно может развиваться и в процессе речевой практики.

Снижение интереса школьников и студентов к чтению литературы как процессу приобретения знаний и развития эстетического вкуса, а также и одному из способов развития грамотности - это одна из причин, объясняющих снижение уровня грамотности студентов. Вторая - это недостаточная школьная подготовка, говоря об этом, я ни в малейшей степени не хочу обидеть школьных учителей, потому что вопрос о грамотности подрастающего поколения более глобальный, чем только «недостатки» в методике преподавания русского языка в школе. Третья причина - наводнение книжного рынка всевозможными «помощниками» типа сочинений и учебников, в которых кратко пересказывается содержание художественных произведений. И четвертая - отмена штата корректоров в редакциях многих журналов и газет; как результат - ошибки в письменных публикациях, в рекламе. Это общее пренебрежение к грамотности со стороны общества в первую очередь негативно сказывается на грамотности подрастающего поколения, и такая безграмотность внедряется в его сознание.

Следствием неразвитой речевой культуры, как правило, является низкий уровень общения - в быту, в студенческой среде.

Манера поведения студентов, как и представителей других членов общества, зависит от конкретной ситуации общения (официальной или неофициальной), от отношений между говорящими (с одной стороны, общение между преподавателем и студентом или студентами, с другой - общение студентов друг с другом в разных местах, например, в столовой, в общежитии, на дискотеке и т.д.). В разных ситуациях мы все ведем себя по-разному. Общение преподавателя со студентами в большей степени официальное: во время аудиторных занятий, консультаций, зачетов и экзаменов. В таком общении каких-либо резких изменений в поведении студентов нельзя увидеть. Хотя сейчас студенты стали более раскованными, и это совсем неплохо. Стеснительность, зажатость, скованность, замкнутость в общении, неуверенность в себе мешают человеку общаться с другими людьми, особенно с теми, кто старше его по возрасту, раскрыть себя, свое внутреннее содержание.

Если иметь в виду студентов в целом, то, конечно, сейчас негативных моментов в их поведении немало, и они, к сожалению, небезобидны, потому что свидетельствуют о формировании определенного мировоззрения - вседозволенность, неуважение к окружающим, к старшим и т.д. Во время лекции может зазвонить сотовый телефон. Используются «мобильники» для подсказок при подготовке к ответу на экзамене. Вырывают страницы библиотечных книг, жуют во время лекций. Приходя первый раз на лекцию к студентам первого курса, знакомлю их с системой обучения в вузе, говорю о нормах поведения в университете. Раньше об этом на лекции не нужно было говорить, а сейчас приходится. В общем, всегда есть студенты воспитанные и, к сожалению, невоспитанные.

Можно много говорить по этому поводу, но я ограничусь сказанным.

Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz