Малый Контрольный листок, 2014, № 2
Актуальная тема
Что мы знаем о Seo-оптимизации?
SEO - миф о поисковой оптимизации
© Даниэль Алиевский
(фрагмент)
© Даниэль Алиевский
(фрагмент)
SEO — это аббревиатура от слов "search engine optimization”, буквально «оптимизация (сайтов) для поисковых машин», коротко «поисковая оптимизация».
Самый главный миф об этой оптимизации, который, собственно, послужил главным стимулом для написания этой статьи, — это сама поисковоая оптимизация! Реальность же такова:
Никакой поисковой оптимизации SEO не существует.
Не может быть, скажете вы. Ведь Google по этим словам выдает миллионы страниц. Множество фирм занимаются SEO, есть курсы SEO, вообще, это крайне популярная тема.
Согласен, не может. Нужно объяснить. В каком-то смысле «поисковая оптимизация» все-таки существует. Только это совсем не то, о чем вы думаете. На самом деле это некая мошенническая афера, которая вполне соответствует такому названию и даже заслуживает уважения за гениальность подхода.
Что же это такое? Это довольно просто — вы можете сами оценить идею.
Однажды, в один прекрасный момент, некие умные и предприимчивые люди поняли, что для простого наивного пользователя слова "Google”, "Yandex” и «поисковик» — более не пустой звук. Все хотят, чтобы их сайт можно было найти в поисковике, более того, у всех есть желание попасть на первые страницы выдачи поисковой системы. Желание здравое, и понятно, что попадание на первую страницу зависит от каких-то вещей. Правда, в точности никто не знает, от каких именно — это коммерческая тайна владельцев поисковиков. Однако понятно, что существуют какие-то закономерности, причем достаточно нетривиальные — простой «чайник», открывший свой сайт по продаже ботинок, не разберется в таких тонкостях.
Дальше мысль предприимчивых людей развивалась следующим образом. Прежде всего они как следует разобрались в этом вопросе. Вопрос и правда интересный и нетривиальный, а эти люди — профессионалы, нужно отдать им должное. А затем они придумали понятие — «поисковая оптимизация» (SEO), т.е. оптимизация сайта под то, чтобы поисковики его лучше находили. Подход на вид совершенно здравый и, главное, понятный простому потребителю. Если есть какая-то вещь, влияющая на его бизнес (или популярность, или личные амбиции), то ее можно и нужно оптимизировать. Можно оптимизировать налоги? Конечно, причем абсолютно легально. Можно оптимизировать расходы? Конечно. Можно оптимизировать прибыль компании путем грамотного управления? Кто бы сомневался. Ну вот, можно оптимизировать и поиск вашего сайта в поисковых системах.
Следующий шаг предприимчивых людей — они создали книги, статьи и целые сайты про то, как можно оптимизировать поиск вашего сайта. Ведь эти предприимчивые люди абсолютно честные и открытые! Любой неспециалист может прочесть, чем же именно они занимаются. Правда, есть маленький нюанс: вряд ли он по-настоящему поймет, о чем речь, но ведь это неизбежно в любой сложной области — я вот тоже плохо понимаю своего бухгалтера. Сегодня век специализации, и не может продавец ботинок хорошо разбираться еще и в продвижении сайтов. Во всяком случае, в статьях про SEO более чем достаточно специальной терминологии и сложных идей, чтобы продавец ботинок преисполнился должного уважения.
Тема, очевидно, актуальная, поскольку сайты нужны всем или почти всем, а «оптимизировать» что-нибудь тоже хочется всем. В итоге литература по поисковой оптимизации становится модной. На сайты, посвященные этой теме, идет огромный поток посетителей.
Следующий логический шаг очевиден — можно открыть фирмы (серьезные и уважаемые!), которые будут за хорошие деньги оптимизировать сайты клиентов. То есть, вообще говоря, торговать воздухом — ведь, как я уже сказал, поисковой оптимизации (в том смысле, который ожидает клиент) не существует. Но когда это мешало успешному бизнесу??
Что же мы получили в итоге? ...Поисковую оптимизацию! Ну чем не оптимизация — сайты предприимчивых людей обрели миллионы посетителей, по слову "SEO” Google выдает миллионы страниц, а в кошельки предприимчивых оптимизаторов стекаются деньги. Отличная идея, не правда ли? И даже гениальная.
Я подумал, что к гениальности этой идеи можно отнестись серьезно и взять ее на вооружение. И решил сам написать статью про поисковую оптимизацию. Вот эту. Как минимум, это будет хорошее дело, предупреждение для людей, чтобы не спешили расставаться со своими деньгами ради обогащения жуликов. А поскольку тема актуальная и острая, то, может быть, и мой сайт получит неплохие позиции в поисковиках по соответствующим ключевым словам. Чем я хуже?..
Наверно, вы ждете каких-то аргументов — почему, собственно, нужно верить автору, что SEO есть миф.
Первый аргумент довольно простой — попробуйте поискать в Google какие-нибудь материалы этого сайта, например, «диалог с Богом» или «Троица для не-христиан». И посмотрите, на каких позициях вы увидите мой сайт.
Второй аргумент более конкретен: по-существу, это ведь очевидно. Поисковые машины созданы ради того, чтобы произвольный посетитель мог как можно легче найти информацию, которая на самом деле ему нужна и при этом на самом деле есть на сайтах интернета. Понятно, что задача чудовищно, невероятно сложная, но учтите, что все усилия разработчиков поисковых систем — а это лучшие программисты мира! — направлены на то, чтобы цель была достигнута. Иначе говоря, чтобы то, что нужно реальному пользователю, он действительно нашел в выдаче поисковой системы. Причем чем более эта вещь нужна пользователю, тем лучшие показатели в поиске (лучшие позиции в выдаче поисковика) должны получиться.
Есть ли в этой ситуации смысл как-то «оптимизировать» сайт специально под поисковые системы? Ответ действительно очевиден, и он отрицателен.
Разумеется, сайт должен быть ориентирован на человека и содержать информацию, которая нужна человеку и хорошо доступна человеку. Нет и не может быть никакой оптимизации, кроме оптимизации сайта для конечного, живого пользователя. А уже дело разработчиков поисковой системы — реализовать поиск таким образом, чтобы наилучшим образом учесть интересы этого пользователя.
Чтобы не быть голословным, я процитирую рекомендации разработчиков самой крупной в мире поисковой системы Google:
- Создавайте страницы в первую очередь для пользователей, а не для поисковых систем.
- Не обманывайте пользователей.
- Старайтесь не прибегать к уловкам для улучшения рейтинга в поисковых системах. Руководствуйтесь золотым правилом: если вы можете без труда объяснить владельцу конкурирующего веб-сайта или сотруднику Google целесообразность ваших действий с сайтом, значит вы на верном пути. Кроме того, полезно задаться вопросом: нужно ли это пользователям? Стали бы вы так поступать, если бы поисковых систем не существовало?
К сожалению, усилиями упомянутых предприимчивых людей термин SEO настолько прочно закрепился, что стал стандартом для обозначения любой работы, прямо или косвенно улучшающей сайт с точки зрения возможности поиска. Работу действительно ответственных и честных специалистов, которые готовы улучшить сайт с точки зрения доступности информации для человека (а уже как следствие — для поисковиков), тоже называют SEO. Однако, во избежание путаницы с описанным выше мифом и с деятельностью бесчисленных «SEO-компаний», которые наживаются на невежестве простых сайтовладельцев, я с этого момента не буду пользоваться термином "SEO” и буду говорить об информационной оптимизации.
В реальности есть смысл оптимизировать не «поиск по сайту» (выполняемый поисковым роботом), а информацию, которая находится на сайте. Точнее, стоит постараться сделать так, чтобы информацию, которую вы хотите разместить, было легко и удобно найти реальным людям. Такую оптимизацию логично назвать информационной.
На случай, если вам непросто отказаться от желания попасть на первые позиции поисковиков — желания, которое вот уже много лет вдалбливают в подсознание пользователей фирмы-»оптимизаторы» — еще раз подчеркну: эта цель строго эквивалентна информационной оптимизации, о которой говорю я. Если вашу информацию будет легко найти людям, то ее легко найдут и поисковые роботы. Впрочем, лучше все-таки постараться избавиться от этого «клише» и вообще перестать думать о рейтингах и позициях в поисковиках. Это затуманивает цель работы и абсурдно по своему смыслу: ваш сайт существует не ради роботов, а ради того, чтобы к вам пришли живые посетители. В том числе и без помощи каких-либо поисковиков.
Легальной веб-оптимизации не существует
© Андрей Алексеев, CNews.
(ретро-публикация)
В 2006 году число российских компаний, занимающихся продвижением в Сети, увеличилось на 15%, а количество фрилансеров – на 20%. И надо отметить, что этот рост стабилен. В то же время юридически «оптимизация» как таковая не существует. Каковы же перспективы данного направления, которое постепенно превращается в отрасль интернет-консалтинга?
Рынку SEO-услуг (Search engine optimization) уже более 6 лет. И, хотя это не очень большой срок, сектор прошел путь от становления и появления первых компаний до создания крупных организаций, которые специализируются на услугах по продвижению сайтов, имеют в своем штате десятки и сотни специалистов и обслуживают сотни клиентов.
Обычно оптимизаторы предоставляют следующие услуги: постановка задачи и подбор ключевых запросов под оптимизацию, регистрация сайта в основных поисковых система, топах и каталогах, работа по продвижению цитируемости проекта, оптимизация мета-данных, анализ результатов и дальнейший мониторинг.
Стоимость оптимизации любого проекта зависит от степени конкуренции в тематической нише. К примеру, запрос "недвижимость в Пензе” будет обработан фрилансером в среднем за 150–200 долларов, и может даже не нуждаться в дальнейшем мониторинге, так как существует большая вероятность того, что хорошие позиции будут сохраняться достаточно долго. А вот запрос "услуги по недвижимости” уже более обширный, поэтому стоимость будет определяться в процессе работы.
Интересное исследование было проведено компанией «ВебПроекты». В нем оценивалась насыщенность рынка поисковой оптимизации в 2006 году и изучались основные тенденции развития. Результаты его представляются занятными. Средний годовой оборот компаний составляет 2 700 тыс руб., а средний годовой оборот частных лиц - 623 тыс руб.
Организации и частные лица тратят примерно 28% от цены контракта на платные методы продвижения. Это в среднем 19 600 тыс долл. в год. В карманах же оптимизаторов оседает примерно 50 млн долларов.
Компаний-старожилов, работающих на рынке более 5 лет, не так уж и много (примерно десятая часть респондентов). В основном в этой сфере подвизаются молодые компании. Чуть больше четверти организаций начали работу в 2005-2006 году. Примерно 14,5% начали оказывать услуги по оптимизации в текущем году. Средний опыт работы составляет 2,5 года.
Довольно интересно обстоит дело с предоставлением гарантий клиентам компаний, специализирующихся на SEO. Чуть более 40% респондентов работают по схеме «оплата по результатам». Треть компаний обещают клиентам частичный возврат денег в случае, если ранее оговоренные результаты не были достигнуты. Чуть более 15% обещают полный возврат в случае недостижения результатов, т.е либо уверены в себе на 100%, либо готовы работать бесплатно. Чуть более четверти компаний не дают никаких гарантий.
К сожалению, невозможно выяснить, даются ли гарантии полного или частичного возврата денег на словах или прописываются в договорах. С точки зрения специфики услуг поискового продвижения, в выигрыше оказываются те организации, которые не дают никаких финансовых гарантий своим клиентам. Клиент платит за определенные работы. С точки зрения клиента, конечно, предпочтительнее компании, обещающие полный возврат денег в случае недостижения результатов, однако среди крупных игроков таких почти нет.
Легальна ли оптимизация?
Теперь стоит поговорить по поводу легальности работы оптимизаторов.
На самом деле, рынка «легальных», как и «не легальных» оптимизаторов не существует. Оба понятия представляют собой юридический нонсенс. Никто не «легализировал» оптимизацию сайтов. Существует рынок поискового маркетинга и технологии, позволяющие на этом рынке осуществлять определенные операции, как то: продвижение клиентского сайта, размещение контекстной рекламы в выдаче поисковой системы, размещение контекстной рекламы на сайтах, имеющих высокие позиции в поисковиках.
Все эти операции дают владельцам ресурсов определенную маркетинговую ценность, выраженную в переходах целевой аудитории на их сайты. В дальнейшем этот трафик может конвертироваться в реальные контакты с аудиторией, и это задача, имеющая маркетинговую основу, зависящая от качества продукта, представленного на сайте, от ценообразования, качества самого ресурса (удобство поиска информации и ее использования) и пр.
Другое дело, что есть технологии, позволяющие добиться высоких результатов, на которые поисковые системы смотрят «сквозь пальцы», и технологии, которые поисковые системы категорически не приемлют и считают поисковым спамом.
Здесь можно говорить о некой «легализации» с точки зрения поисковых систем ряда оптимизаторов, которые не используют технологии, не одобряемые поисковиками. Собственно на рынке существуют довольно крупные компании, работающие с поисковиками уже много лет, и вполне эффективно осуществляющие свою деятельность.
Однако частенько пользуется успехом «черная» оптимизация для достижения быстрого результата. Нелегальные продвиженцы пытаются манипулировать результатами поиска для того, чтобы поднять позиции ресурсов. Для их владельцев услуги "черной” оптимизации могут обернуться серьезными последствиями – исключением из поисковых результатов и запретом индексации в будущем.
Среди участников рынка распространено мнение, что дела обстоят хорошо и у крупных компаний, не пользующихся нежелательными методами продвижения, и у «черных» оптимизаторов. Работа есть и у тех, и у других.
Дорожки пересекаются, но это нельзя рассматривать как соперничество между двумя сторонами. Сегодня в высококонкурентных тематиках вывести сайт «черными» методами невозможно. Но порой многие «белые» оптимизаторы с удовольствием используют «черные» методы (например - линкаторы) для вывода клиентских сайтов по низкочастотным запросам в топ. Поэтому грань - весьма условна.
Методами, однозначно «не противными» поисковым системам пользуются сегодня около 20% оптимизаторов. Смешанными методами, т.е. имеющими ту или иную степень неприятия со стороны поисковиков, пользуются 60% оптимизаторов, а совсем «черные», т.е. спам-технологии, используют около 20% компаний.
Фрилансер компании не конкурент.
Принято считать, что на рынке SEO-услуг существует конкуренция между организациями и фрилансерами. Стоимость и сроки выполнения у последних традиционно ниже, чем у компаний, поэтому к ним часто обращаются.
Но особенность SEO-рынка такова, что многие в этой области когда-то начинали с самостоятельной работы, с фриланса. Однако рынок в целом уже сформировался, и «вольные художники» не играют на нем значительной роли. Сейчас для результативности в SEO требуются значительные инвестиции в инструменты, и, самое главное, нужна развернутая четкая инфраструктура бизнеса. А частники ни тем, ни другим не обладают. Более того, на сегодня в 100% случаев для клиента рынка SEO будет дешевле обратиться в крупную авторитетную компанию, чем нанимать фрилансера. Экономия на фрилансерской зарплате оборачивается переплатой в разы за создание и эксплуатацию собственных инструментов процесса. И если для клиента крупной компании эта «стоимость инструментария» распределяется по всему пулу клиентов, то клиенту фрилансера приходится платить самому за все и сразу.
Конкурировать с компаниями фрилансерам становится все сложнее, ведь для выполнения заказа требуется больше специалистов, а фрилансер – это "волк-одиночка” на рынке SEO-услуг. Да и не исключено, что для выполнения заказа в кротчайшие сроки он может использовать нелегальные методы, что опасно для заказчика.
Среди участников рынка бытует мнение, что не имея четких наработанных схем работы, не обладая большими финансовыми возможностями – фрилансеры нарушают равновесие рынка, демпингуют и во многих случаях компрометируют профессию оптимизатора.
Тенденция SEO-рынка такова, что в секторе оптимизации продолжают образовываться и развиваться крупные компании, которые имеют в штате много персонала. Такие компании могут работать одновременно с большим количеством клиентов. Они используют для своей деятельности новые технологии и нанимают на работу высококвалифицированных специалистов.
Рынок поисковой оптимизации активно развивается. Ситуация сулит перспективы как компаниям, так и одиночкам. Крупные клиенты предпочитают сотрудничать с компаниями, в то время как мелкие и средние клиенты работают с фрилансерами. Прогресс вне сомнений.
По всей видимости, рынок будет расти еще несколько лет. Сама оптимизация будет, наверное, переходить в некое иное качество, можно назвать это «интернет-маркетингом», можно «интернет-консалтингом». И попадание в топ-10 не будет самоцелью, если целью станет обеспечение продаж товаров и услуг с помощью хорошего интернет-ресурса.