Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 29.03.2024, 01:05
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2017, № 1
 

Актуальная тема

 

Детское «нечтение»

 

© Е.О. Орлова

 

Проблема детского «нечтения» – общемировая проблема. Она имеет много аспектов. В данной статье мы хотели бы обратиться к рассмотрению «конкурентов» чтению, которые и стимулируют само состояние «нечтения» и последствия этого выбора.

На наш взгляд, суть проблемы «нечтения» не сводится только к отказу от чтения, но и выражается в предпочтении компьютерного, телевизионного мира книгам, а также в чтении преимущественно развлекательной литературы (фэнтези, приключения и т д.).

Сопоставим чтение и «нечтение», сравнивая возможности развития читателя и человека, отказывающего от чтения. Можно полагать, что читатели отличаются от нечитателей в своём интеллектуальном развитии. Читающие способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Как замечал М. Монтень, «люди, которые перестают читать, перестают мыслить».

Читатели точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятнее в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении, т.е. можно говорить, что они обладают более развитыми коммуникативными качествами личности.

Ещё одна важная характеристика читающего человека – способность войти в современный поликультурный, постоянно изменяющийся мир, т.е. можно говорить об адаптационных возможностях в узком смысле и о проблеме гармонизации себя и окружающего мира – в широком плане. Читатель быстрее, чем нечитатель, сориентируется в информационном мире, найдёт необходимую информацию, критически её оценить. Успешное освоение грамоты и приобщение к книжной культуре – условие адаптации к быстроменяющимся социальным и технологическим реалиям. Опыт и мир читателя богаче, чем у нечитателя. «Нечтение» ведёт к сужению своего мира, сведению собственного опыта до представлений о смысле и достойном образе жизни, о морали, законах, ценностях узкого круга людей из непосредственного общения, некоей «стаи», и к абсолютному неведению об ограниченности своего мира. Мы согласны с характеристикой «нечтения» как преступления, высказанной И. Бродским: «И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурное ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью, если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей».

Результаты сопоставления чтения и «нечтения» убеждают ещё раз в том, что чтение – это шанс для ребёнка, и очень важно понимать каждому, а особенно педагогам, ценность чтения и цену «нечтения».

Общеизвестно, что серьёзными конкурентами книге в современном мире стали телевиденье и компьютер. Языком художественных образов Рэй Брэдбери в своём романе «451 по Фаренгейду» показал сущностное развитие человека, находящегося в мире противостояния телевидения и книги. Автор убедительно доказал, что без чтения человек не может состояться. Со времени выхода романа Р. Брэдбери противостояние книги и телевидения усилилось. Книга может выступить сейчас тем собеседником, который создаёт возможности читателю выразить своё мнение, остановиться, обдумать прочитанное, вернуться к необходимым местам в тексте, поспорить и т.д. Телевидение, в свою очередь, обрушивает на воспринимающего поток информации, не давая ему опомниться, создавая условия только для «поглощения» информации.

Если обратиться к другому современному «конкуренту» книги – компьютеру, то, казалось бы, он предлагает интерактивный характер взаимодействия. И всё-таки в чём же незаменимость для человека книжного мира по сравнению с компьютерным?

Многие признают, что смысловой состав европейской культуры новейшего времени в максимальном его семантическом, временном, пространственном разнообразии воспроизводят книги. Основное своё богатство человечество преподносит книжным типом коммуникации. Интернет, конечно, предлагает свободу общения, но при этом не восполняет всю книжную культуру. Кроме того, в интернете, на наш взгляд, доля информации скандального характера очень высока, поэтому не случайно распространено выражение, что интернет – это «мусорная яма».

Другим аспектом преимущества книги по сравнению с компьютером выступает то, что книга, как предмет, более «очеловечена». Компьютер же – представитель мира техники. Книга «очеловечивается» судьбой владельца, его жизнью. Книги передаются из поколения в поколение, приобретаются в памятных ситуациях, их прочтение связано с каким-либо человеком и т.д. Образно говоря в книге ты можешь найти цветок, положенный тобой или кем-то другим, несущий мгновения жизни, а в компьютере любые вставки остаются техническими уловками, пусть красивыми, пусть интересными, но далёкими и недоступными, как блики неонового света.

Компьютер, будучи машиной, задаёт свои – машинные параметры общения. Человек свободнее может обращаться с книгой, чем с компьютером. Порой чрезмерно излишняя формализация взаимодействия человека и компьютера осложняет контакт человека с информационным источником.

Одним из самых сложно преодолимых моментов проблемы «нечтения» выступает предпочтение человеком развлекательной литературы. Это отражает тенденцию восприятия чтения как преимущественно развлечения, что связано в целом с доминированием наслаждения как ведущей ценности в мире многих взамен ориентации на труд, творчество, любовь. Появился уже термин «оттягивающийся» читатель (Б. Дубин. Культурная репродукция и культурная динамика в России 1990-х гг. Новое литературное обозрение. 25. 02. 2001).

Таким образом, рассмотрение вышеозначенных аспектов проблемы «нечтения» ещё раз убеждает в необходимости и значимости чтения книг, как процесса и особого состояния, которое должно сопровождать человека всю его жизнь. Решение проблемы «нечтения» должно осуществляться не только педагогическим сообществом, но и всем обществом. В России уже разрабатывается программа «Читающий гражданин – национальная безопасность России».

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz