ЕГЭ или образование - третьего не дано
© Иванов А.В.
Приложение А
Хроника борьбы
19 марта 2015 года депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия единогласно поддержали инициативу об упразднении аттестационных функций единого экзамена.
Соответствующий законопроект был направлен в Государственную Думу. Суть его состояла в том, чтобы лишить единый экзамен аттестационных функций - по факту, закрепить уже сложившуюся практику. За ЕГЭ сохранить только функцию вступительного экзамена в вузы.
18 ноября 2015 года законопроект был рассмотрен в Государственной Думе. Усилиями депутатов «Единой России» в Госдуме законопроект был отклонен.
Смысл законопроекта кратко изложен в выступлении в ГД депутата Законодательного Собрания Карелии А.А.Меркушева. Это отказ от имитации ныпускных экзаменов в виде ЕГЭ и восстановление традиционной формы итоговой аттестации.
Интересна предыстория рассмотрения законопроекта. Первоначально слушания были назначены на 11 ноября. На этот день в Думу был приглашен основной докладчик А.А.Меркушев. В Комитете по образованию ГД ему очень доверительно сообщили, что: проект не пройдет; со всеми фракциями проведена работа и все будут голосовать против; доклад оппонента (Мануйловой) готовили лучшие специалисты Минобра; вас выставят на посмешище; вы не знаете, с кем вы связались, они любого сотрут в порошок; там крутятся огромные деньги и т. д. А дальше предложение: письменно от казаться от выступления и согласиться на заочное упрощенное рассмотрение проекта. И тут попутно выяснилось, что законопроект 11 ноября никто рассматривать и не собирался, а рассмотрят 13-го, в пятницу. Потом оказалось, что в понедельник. Затем понедельник перешел на вторник. Потом среда, 18-е. Заметим, что каждая новая дата означала для докладчика поездку в далеко не близкую Москву. И вот 18-го в Думе Меркушев снова узнает, что вопрос стоит в повестке под 59 номером, практически без шансов на рассмотрение в текущий день. В течение многих часов его подвергают психологическому прессингу и вдруг внезапно ставят 59 вопрос после 13-го. На трибуну - и вперед!
Результаты голосования были следующие:
За: 153 голосов, 34% Не голосовало: 297 голосов, 66%
По фракциям:
Единая Россия за 3, не голосовало 235
Справедливая Россия за 54, не голосовало 10
КПРФ за 40, не голосовало 52
ЛДПР за 56, не голосовало 0
18 февраля 2016 года депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия единогласно приняли обращение к председателю Правительства и спикеру Государственной Думы с предложением отменить базовый ЕГЭ по математике как разрушающий отечественное образование.
Выпускную аттестацию по математике предложено полностью передать школе. Депутаты уверены, что учитель проведет её более качественно, чем базовый ЕГЭ, для выполнения которого выпускнику достаточно знать математику на уровне начальной школы, см. http://vk.com/wall-62604527_5064 Они считают, что нельзя тратить бюджетные деньги на проведение совершенно бессмысленного экзамена, который проходит к тому же в режиме антитеррора (металлодетекторы, видеонаблюдение и т. п.).
2 марта 2016 года. Учёный совет матфака ПетрГУ требует незамедлительно отменить базовый ЕГЭ по математике совет принял открытое обращение к президенту Российской Федерации В.В. Путину.
Специалисты предлагают конкретные меры, чтобы «мягко выйти из сложившейся ситуации, которая грозит быстрым уничтожением массового среднего математического образования и превращением математики в предмет для избранных»: право выпускной аттестации по математике полностью передать школе и проводить её по оценкам текущей успеваемости, базовый ЕГЭ отменить, а профильный ЕГЭ по математике оставить в качестве добровольного вступительного экзамена.
Приложение Б
Что может сделать каждый
1. Доклад ясно показывает, как вся система образования перестраивается под ЕГЭ и как эта перестройка ведёт к резкому падению уровня и качества знаний выпускников школ. Очевидно, что баллы на ЕГЭ не должны быть целью учёбы. Имея такое понимание, можно (и нужно) выработать собственную стратегию, позволяющую хоть в какой-то степени минимизировать ущерб.
2. Вся логика системы ЕГЭ толкает Минобр к её расширению (введение ВНР в четвёртом и последующих классах, тестовая аттестация в ВУЗах), поэтому, казалось бы, смирившееся с этой системой общество в скором времени неизбежно начнет более активно сопротивляться.
Широкое распространения этого доклада позволит обществу и отдельным активистам вести грамотную и эффективную борьбу. Каждый может доклад распечатать, распространить среди знакомых и друзей, учителей школ. При необходимости можно заказать уже напечатанный доклад. Для этого нужно связаться с нашими товарищами в Санкт-Петербурге.
3. Совсем не бесполезная форма борьбы - это подача обращений в разные инстанции. Однако самое эффективное - это обращения в адрес Президента на его сайте.
Каждому такому обращению присваивается индивидуальный номер, по которому его можно отследить. Оно отсылается профильным ведомствам, которые обязаны его рассмотреть и ответить автору. Кроме того, профильные ведомства обязаны отчитаться об ответе перед администрацией президента.
Поэтому они не могут отделаться отпиской в 2 строчки.
При подаче обращения к президенту необходимо учесть две вещи: если Вы указываете телефон, то нужно писать стационарный, при указании сотового обращение не будет принято - форма обращения ограничена небольшим количество знаков, что не позволяет подробно описать проблему. Однако к краткому обращению можно прикрепить файл любого размера, где уже всё описать подробно.
Что касается самого текста, то его можно составить на основании доклада. Если возникают трудности, то шаблоны можно посмотреть здесь https://vk.com/topic-62604527_34612918 или позаимствовать в комментариях под петицией «Отделить школу от ЕГЭ» на сайте http://www.onlinepetition.ru/
4. Можно написать обращения тем депутатам, которые уклонились от голосования по законопроекту № 754759-6 с просьбой объяснить их позицию по этому вопросу. Почему они считают возможным саботировать голосование по важнейшей проблеме страны. Как каждый из них оценивает внесенный законопроект. Пусть ответят. Особенно полезно задать эти вопросы уклонившимся от голосования депутатам от КПРФ. Текст законопроекта можно найти по номеру на сайте Государственной Думы.
5. Минобр постоянно инициирует нововведения, которые, как правило, только ухудшают систему. С анализом этих нововведений всегда можно ознакомиться в группе «За возрождение образования» https://vk.com/rvs.obrazovanie
6. Если же вы готовы чем-то конкретным помочь нашей инициативе или включиться в работу движения «За возрождение образования», то свяжитесь по перечисленным контактам.