Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 28.03.2024, 18:05
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2016, № 5
 
Кабинет методиста
 
Экологическое образование школьников при обучении географии средствами туристско-краеведческой деятельности
 

© А.М. Данилина

 

В настоящее время в педагогическом сообществе идет напряженная работа по поиску оптимальных путей экологического образования школьников, осмыслению экологических проблем через содержание школьных предметов, прежде всего естественно-гуманитарного профиля, так как сформировать экологическую культуру абстрактно невозможно.

География - единственный из классических школьных предметов, который объединяет в своем содержании естественнонаучный и обществоведческий блоки, формирует в сознании учащихся комплексное представление о целостности Земли как планеты, и одновременно о ее разнообразии, взаимосвязи природных и социально-экономических систем. Присущая только географии пространственная функция (известно, что история «владеет» временем, а география - пространством) дает возможность учителям знакомить школьников со специфическими глобальными, региональными и локальными экологическими проблемами и делает ее незаменимым фактором экологического прогноза. Формируя научный взгляд на мир, его свойства, проблемы и перспективы развития, а также место в нем человека, география является мировоззренческой наукой и базисной учебной дисциплиной для развития экологического мышления и становления экологической культуры школьников - одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Недаром в материалах ЮНЕСКО об образовании в XXI веке география названа в составе четырех областей знаний, наряду с философией, историей и иностранными языками, которые необходимы каждому образованному человеку.

В современном образовании сформировалось правильное представление о том, что нельзя ограничиваться информативным вербальным характером обучения школьников, получением ими готовой информации на уроках в виде суммы знаний, фактов, цифр и их пассивным воспроизведением. Это противоречит психологическому складу и темпераменту детей, которые хотят познавать природное окружение на основе личного опыта, методом поиска, проб и ошибок. Не случайно в последние годы все активнее происходит общение школьников с миром природы, благодаря в значительной степени различным формам туристско-краеведческой деятельности. Взаимодействие с природой формирует у ребят познавательные и практические умения и навыки, что особенно важно в подростковом возрасте, так как «радость познания и открытия» повышает их самооценку и способствует самореализации внутреннего потенциала [3].

Современная школа переходит от знаниевой модели к системно-деятельностной с усилением практико-ориентированного подхода. Утверждение в системе образования личностно-ориентированного обучения, повышение его доступности, качества и эффективности, раскрытие потенциальных возможностей учащихся в понимании окружающего мира - все эти цели и задачи нашли отражение в нормативной документации о модернизации общего российского образования.

В Государственном стандарте общего образования (2004 г.) в содержании географии усилена краеведческая составляющая за счет переноса половины часов в 6 классе из федерального компонента в региональный (национально-региональный) компонент. Эти часы рекомендуется использовать для проведения практических работ по темам курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности для формирования умений и навыков прикладного характера. Реализована концепция интегрированного курса физической и социально-экономической географии России в основной школе (8 - 9 классы) с целью формирования целостного представления об особенностях природы, хозяйства и населения отдельных регионов страны. В старшей профильной школе главное внимание обращается на изучение основных отраслей географической науки, осознание ее роли и места в различных сферах жизни общества, в том числе на решение геоэкологических проблем и способов рационального природопользования.

Опыт работы со школьниками показывает, что доступность любой информации через Интернет диктует необходимость пересмотра не только содержания предметов, но и перехода к новым формам образования. Задача школы сегодня заключается не только в том, чтобы дать ученикам определенный объем знаний по общетеоретическим и естественнонаучным предметам, но и закрепить их на практике. Назрела необходимость расширить образовательную деятельность за рамки традиционного урока в окружающую среду, осознать необходимость практической помощи природе родного края, осмыслить единство системы «природа - общество», что лежит в основе социализации личности [3].

В свете этого особую актуальность приобретает геоэкологическое краеведение - изучение проблем взаимоотношения в системе «природа - общество» на региональном и локальном уровне. Оно способствует единству познавательной, ценностной и практически ориентированной деятельности школьников. Наш опыт свидетельствует, что геоэкологическое краеведение эффективно в виде особо организованной педагогической системы, взаимосвязанными звеньями которой являются:

во-первых, включение в содержание школьных уроков по географии экологической проблематики и иллюстрацией общенаучных понятий на примерах местного краеведческого материала. Это особенно важно в начальном курсе физической географии (6 класс), где даются основные теоретические физико-географические понятия и формируются картографические и другие умения на уровне, доступном возрасту детей (13 лет). В следующих классах расширяются и углубляются экологические знания, в особенности в интегрированном курсе географии России (8-9 классы). В нем в комплексе рассматриваются вопросы физической и социально-экономической географии, естественный геоэкологический потенциал страны и регионов, антропогенные изменения природы, принципы рационального природопользования, формы и способы охраны природы, даются опорные понятия геоэкологии. По экологической направленности, числу и глубине раскрытия общегосударственных и региональных экологических проблем он превосходит все другие школьные предметы;

во-вторых, активное использование различных видов детско-юношеской туристско-краеведческой деятельности (ТКД): в 6-7 классах преимущественно в виде учеб-но-познавательных экскурсий и походов по родному краю, оказывающих комплексное воздействие на «ум, душу и тело» детей, а в 8-9 классах - это посильная учебно-исследовательская геоэкологическая деятельность, имеющая прикладной характер.

Опыт показывает, что в процессе полевых натурных исследований у учащихся развивается наблюдательность, на основе впечатлений и наблюдений совершенствуется аналитическое мышление, пробуждается любовь к природе своего края, формируется экологическая этика как элемент нравственной культуры. ТКД важна сейчас еще и потому, что мультимедийные и телекоммуникационные ресурсы, негативно действующие на здоровье детей, все больше вытесняют из обучения «живую природу», а ведь двигательная активность - мощный стимулятор всех жизненных функций организма. Природное окружение выполняет также важную психофизиологическую функцию, снимая стресс и усталость, а творческий подъем от общения с природой способствует повышению качества учебы.

Одной из малоосвоенных форм туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе является учебно-исследовательский практикум с учащимися краеведческого кружка как одного из видов инновационного обучения, конечным практическим результатом работы которого могут стать различные проекты. Исследовательская деятельность учащихся имеет, конечно в определенной степени, учебный характер. Но это своеобразная «школа природолюбия», способствующая расширению природоведческих знаний и желанию оказывать практическую помощь природе путем личного вклада.

При выполнении проектной деятельности экологического характера весьма важен комплексный ландшафтно-экологический подход, позволяющий видеть причинно- следственные связи между разнородными и разнокачественными компонентами в пределах природных и природно-антропогенных комплексов, познавать законы их функционирования, вскрывать причины и сущность экологических проблем и определять стратегию их решения.

Внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования и воспитания способствуют вопросы и задания экологической направленности непосредственно в процессе полевых исследований. У подростков пробуждается личностный смысл изучения, интерес к изучению конкретных экологических вопросов, экологически целесообразная активность, формируется мотивация к их решению, которая выражается в интеллектуально-познавательном поиске, появляется чувство удовлетворения от причастности к полезной практической работе, пониманию значимости экологического состояния окружающей среды для здоровья - основного показателя качества жизни.

Весьма важно, что учебно-исследовательская деятельность - коллективная работа. Во время совместной полевой творческой работы педагог и учащиеся объединены общими целями и задачами, у них больше коммуникативных возможностей для живого сотрудничества, поэтому педагогу легче разглядеть интересы детей, инициировать их и поддержать. Взаимное уважение и доверие учителя и учеников сближают замыслы педагога и ожидания школьников и стимулируют их интерес и мотивацию к учению. Так что коллективная работа не противоречит личностно-деятельностному подходу к детям, каждый из них может проявить свои индивидуальные природные особенности и творческие задатки и из объекта обучения на первых порах стать в результате творческой личностью.

В процессе полевой работы у детей задействованы все каналы восприятия информации - зрительный, слуховой, чувственный и четко проявляются индивидуальные различия в типах мышления. У одних детей преобладает практически действенное мышление, у других - наглядно-образное, у третьих - словесно-логическое. Важно все три вида мышления учитывать и развивать.

Таким образом, полевой учебно-исследовательский практикум по форме и ландшафтно-экологический по содержанию способствует всестороннему развитию и совершенствованию личности - интеллектуальному, духовно-нравственному, физическому и практически деятельностному. Он содействует переосмыслению взаимоотношений человека и природы, дает систему знаний об экологическом состоянии, допустимом использовании и мерах охраны конкретных природно-антропогенных комплексов, воспитывает эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы и чувство патриотизма, формирует экологически ориентированный стиль мышления, экологическую культуру и умение жить в окружающем мире по законам экологической целесообразности. Практикум прививает навыки самостоятельной научной работы: правильного сбора и грамотной обработки природного материала, умения анализировать, обобщать и систематизировать полевой материал и делать посильные практические выводы, а также прививает интеллектуальное умение выступать и отвечать на вопросы на конференциях и олимпиадах. Включение в школьный образовательный процесс учебно-исследовательского практикума, а в нем такой инновационной формы, как проектная деятельность, усиливает практическую значимость географического образования.

В крупных городах базами для проведения краеведческого учебно-исследовательского практикума со школьниками могут служить природные и природно-исторические парки. Они обладают богатым природным потенциалом и уникальными культурно-историческими объектами и являются по существу культурными ландшафтами с особой формой ведения хозяйства, исключающей любое прямое антропогенное вмешательство, кроме рекреационного. Многие парки расположены недалеко от школ и мест проживания детей, поэтому вполне комфортны в организационном отношении: безопасны для их жизни и здоровья и удобны с точки зрения транспортной доступности. В парках можно регулярно проводить сезонные фенологические наблюдения и впоследствии удобно осуществлять мониторинг окружающей среды, что отвечает его сущности как системы непрерывных наблюдений. Для многих ребят школа и ее окружение - это их «малая родина», где они живут, отдыхают и, возможно, будут трудиться, поэтому важно еще в детские годы сформировать у них привлекательный образ родного края.

Программа учебно-исследовательского практикума ландшафтно-экологического содержания «Юные ландшафтоведы-экологи» для школьного краеведческого кружка была разработана и апробирована в 2005-2010 гг. на территории двух парков Северо-Западного округа Москвы [1, 2].

Основная цель программы - формирование экоцентрического типа экологического сознаyия и стиля мышления и экологической культуры школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности геоэкологической направленности путем раскрытия потенциальных творческих способностей детей на основе личностно-деятельностного подхода и восприятия мира природы с этико-эстетической позиции.

Основные этапы программы: информационно-познавательный (7 класс), поисково-практический (8 класс), конструктивно-обобщающий (9 класс).

Конечная практическая цель программы - проект функционального зонирования парков. Он исполнен в виде карты-схемы1, на которой показаны зоны для разных видов рекреационного использования, а также заповедные участки для научной работы и депрессивная полоса (вдоль МКАД). При ее создании учитывалась подробная ландшафтная карта-основа. Текстовая часть проекта составлена в виде таблицы, где даются оценка экологического состояния природных комплексов и предложения по их улучшению.

В результате краеведческой учебно-исследовательской деятельности и конкретной практической работы у школьников вырабатывается экоцентрический тип экологического сознания, экологическое мышление и формируется экологическая культура личности.

 

Библиографический список

 

1.Данилина А.М. Рекреационный потенциал городских природных парков (на примере Тушинского природно-исторического парка Москвы) // География и экология в школе XXI века. 2010. № 1.

2.Данилина А.М. Городские парки как объекты рекреационной деятельности и ланшафтно-экологических экскурсий со школьниками (на примере Москвы) // Рекреационная деятельность в регионе: современные проблемы развития, территориальной организации и управления: материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции. Воронеж, 2009.

3.Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006.

 

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz