Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 28.03.2024, 16:15
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2013, № 4

Кабинет методиста

Экономика знаний выдвигает революционные требования к высшему экономическому образованию

© Н.Н. Думная, д. экон. н.,В.А. Юрга, к.э.н.


Экономика знаний — новые вызовы для ученых-экономистов

 

Глобальная экономика и информационное общество актуализируют вопрос о методологии образования: ЧТО, а главное, КАК нужно сегодня преподавать. Фундаментальности и систематичности, т.е. того, чем многие годы гордилась рос-сийская высшая школа, уже вряд ли будет достаточно. В условиях лавинообразного роста информации и существенного изменения и повышения требований к работнику надо преподавать не знание-информацию, которое в сущности своей реп-родуктивно, а идти дальше — формировать знание-мысль, ресурс действительно продуктивный. Необходимо учить не систематичности, а системности, т.е. умению самостоятельно переходить от хорошо освоенной части предметной области к другим ее частям, воспринимать проблему как целое того или иного порядка. Для этого, пожалуй, самое важное — выработать привычку и желание учиться.

Об экономике знаний экономисты заговорили в 60-е гг. XX в. Родоначальник этого термина Ф. Махлуп в книге «Производство и распространение знаний в США» (1962) определял ее довольно узко: «Один из секторов народного хозяйства, в котором происходит производство, обработка и управление знаниями» [1].

Классик теории менеджмента П. Друкер в книге «The Age of Discontinuity» (1968) расширяет данное понятие и считает, что это не просто сектор экономики, а «такой тип экономики, в котором знания играют решающую роль» [2]. Друкер особо подчеркивает роль знаний в современной экономике: «Знание начали рассматривать как сферу действия. Оно стало одним из видов ресурсов, одной из потребительских услуг. Во все времена знание было частным товаром. Теперь практически в одночасье оно превратилось в товар общественный... Знание стало сегодня основным условием производства. Традиционные «факторы производства» — земля (т.е. природные ресурсы), рабочая сила и капитал — не исчезли, но приобрели второстепенное значение. Эти ресурсы можно получать, причем без особого труда, если есть необходимые знания. Знание в новом его понимании означает реальную полезную силу, средство достижения социальных и экономических результатов» [3].

В настоящее время большинство экономистов понимают под экономикой знаний примерно следующее. Экономика знаний — это такая экономика, где основной движущей силой прогресса являются знания, сосредоточенные в человеческом капитале. Человек теперь не только фактор производства, но и его результат. Человеческий капитал, в свою очередь, можно рассматривать как совокупность знаний, компетенций, квалификаций, играющих важнейшую роль в качестве средства производства и его факторов. Процесс развития такой экономики заключен в наращивании запаса способностей и набора потребностей человека, что дает возможность просчитывать экономическую эффективность образования в социуме.

В результате производящие знания и информационные продукты отрасли становятся первичным сектором экономики. Это означает в первую очередь, что данный сектор снабжает народное хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом производства.

Креативность, творчество, самовыражение выходят на первый план в человеческой деятельности [4]. При этом преодолевается разделение на знания и умения. Следовательно, требуется поиск новых подходов к обучению и передаче знаний.

 

Экономика знаний — новые вызовы для высшего образования

 

Конечный результат обучения, сформулированный в ФГОСах как подготовка креативного специалиста, с нашей точки зрения, принципиально некорректен. В частности, экономист понимается просто как специалист, обладающий очень многими знаниями, умениями, способностями. А между тем Дж. М. Кейнс уже описал портрет ученого-экономиста: «Талантливые или просто компетентные экономисты являются самой редкой породой. Предмет легок, но малочисленны те, кто добивается в нем успеха. Парадокс находит свое объяснение в том факте, что ученый-экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен достигать уровня совершенства в нескольких различных областях и обладать способностями, которые редко соединяются вместе. Он должен быть математиком, историком, государственным человеком, философом... Он должен понимать язык символов и выражать свои мысли в ясных терминах» [5].

Но разве это новая для нашей российской педагогической традиции задача — воспитывать креативные личности? Нет. Российская педагогическая культура всегда предполагала развитие каждой личности, побуждала к поиску новых идей, выдвижению оригинальных гипотез. Поэтому подготовка не просто компетентных, но творчески мыслящих специалистов должна выдвигаться в качестве цели нашей деятельности.

Один из аспектов постановки проблемы образования в глобальной экономике — это связь знания и ценностей, образования и воспитания. Образование никогда не было односторонне интеллектуальным, исключительно инструментальным, узкопрофессиональным делом.

В ценностно-ориентированном образовании можно выделить три идентичности: специалиста, гражданина и человека. Идентичность специалиста — это особая идеология, идеология профессиональной и даже корпоративной чести, доверия к разуму и его аргументам, веры в возможность улучшения человеческой природы и др. Идентичность гражданина очерчивается национальными, региональными и цивилизационными ценностными ориентациями. Что касается идентичности человека, то она строится на основе общечеловеческих ценностей и перспективы возвышения человека. В ней индивид сориентирован и в мыслях, и в чувствах, и в делах на горизонты общеродовой (Homo sapiens) своей сущности.

Для образования в условиях глобализации одинаково важны все названные идентичности, но если выстраивать их по ранжиру, искать ведущую, то, несомненно, ею окажется идентичность человека. Потенциал открытости и взаимозависимости в ней самый большой, и именно он должен выдержать вызов глобализации.

Высшее образование есть система, в которой передается информация и формируются новые знания. Следует отличать одно от другого. Наличие информации нетождественно пониманию и умению, то есть знанию. Как отмечает лауреат Нобелевской премии К. Эрроу, «если хороший студент потом окажется плохим специалистом, общественный продукт не только не увеличится, но даже сократится» [6]. Поэтому система высшего образования должна коренным образом отойти от обучения, организованного главным образом как процесс передачи той или иной информации. Информация в настоящее время стала предельно доступной, особенно через Интернет. А значит, ни одно высшее заведение не способно и не должно конкурировать в области накопления и передачи информации с информационными сетями. Вузы должны организовать максимально свободный доступ студентов и преподавателей к специальной сетевой информации. На наш взгляд, это главная задача сегодняшнего дня.

Знания предполагают понимание и умения. Что касается понимания и развития у студентов системного логического мышления, то российская педагогическая культура всегда занимала здесь передовые позиции. Более проблематична для нас вторая составляющая современного высшего образования — умения, то есть освоение конкретных приемов будущей практической деятельности.

В последние годы в нашей стране усилена практическая направленность обучения, что явно имеет положительный результат. Однако многое утеряно в области системности знаний, типичной для российской педагогической культуры.

Выдвинутые принципы современного высшего образования требуют новых подходов к организации учебного процесса, изменений в распределении времени студентов и преподавателей на отдельные виды учебной работы, перемены соотношения между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов. В свою очередь, это требует подготовки методических и учебных материалов для всех видов работы.

Особенное внимание нужно обратить на системный подход к решению вышеуказанных задач. Необходимо учитывать особенности сложившейся национальной системы образования и избегать бездумного использования лишь отдельных новых форм работы и образовательных технологий.

Проблемы, с которыми сталкивается российская система образования, характерны и для развитых стран, вступающих в постиндустриальное общество, «общество знаний». Проблемы образования касаются в первую очередь качества обучения, его доступности, эффективности, непрерывности и открытости. Они по-разному решаются в разных социальных и культурных контекстах, в том числе и в России. Однако в основе их решения лежит всё же определенная концепция образования, а также модели образованного человека и приоритеты в сфере образования.

Таким образом, современная система высшего образования призвана, с одной стороны, использовать новый технологический базис, а с другой стороны, соответствовать уровню и характеру его развития. Те страны, которые не смогут найти адекватный ответ на вызовы современности, рискуют остаться на обочине цивилизации. Российская педагогическая культура основывается на творчестве — в противовес утилитарному подходу к знаниям. Она вполне «вписывается» в современную систему образования, дополняет и обогащает ее.

Литература

 

1. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Пер. И.И. Дюмулена и др. — М.: Прогресс, 1962. - 402 с.

2. Подробнее: Андросюк К. В. Происхождение видов... Многогранное понятие «Экономики знаний» [Доступ: www.iteam.ru/publications/human/ section_55/article_3527]

3. Dracker P. Post — Capitalist Society. — N.Y., 1993. Цит. по: Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — С. 95.

4. Подробнее:-Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // [Доступ: http:// nauka.relis.ru/02/0305/02305026.htm]; «Креативная экономика» [Доступ: www.creativeconomy.ru]; «Портал Пеат» [Доступ: www.iteam.ru]; «Сообщество менеджеров Е-xecutive» [Доступ: www.e-xecutive.ru]

5. Алле М. Экономика как наука. — М.: Наука для общества, РГГУ, 1995. — С. 98—99.

6. Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. — 1995. — № 5. - С. 103.

 

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz