Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 28.03.2024, 19:30
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Литературные прибавления к «Контрольному листку», 2016, № 5
 
Ф.Капра и его фильм «Эта прекрасная жизнь» (It’s a Wonderful Life)
 

© Даниил Печерников

 

Введение

 

Фильм It's a Wonderful Life (1946) Фрэнка Капры в глазах американцев стал квинтэссенцией оптимизма, что довольно странно для фильма, начинающегося с того, что главный герой, земную жизнь пройдя до середины и очутившись в сумрачном лесу, собирается покончить с жизнью.

До эпохи модернизма считалось, что искусство – своего рода инструмент, настраивающий душу человека на определённый лад и что искусство может либо погубить человека, либо возвысить (в духовном смысле). Европейский модернизм подверг подобные теории резкой критике, и с тех пор искусству предлагается вызывать сильные эмоции (любого типа - хоть агрессию, хоть отчаяние) или служить интеллектуальным стимулятором. А искусство традиционного типа было маркировано как кич.

Такое положение сохраняется по сей день, однако, в США европейский модернизм (а затем авангард, а затем трансавангард, а затем постмодернизм) остаётся игрушкой очень небольшой части населения. Средний же американец по-прежнему ценит те фильмы, которые напрямую вдохновляют его на дальнейшие жизненные свершения. Среди прочего он, «средний налогоплательщик», ценит и фильм Фрэнка Капры, выпущенный на экраны к рождеству 1946 года.

В начале 1980-х годов фильм выпущен на VHS компанией «Media Home Entertainment», перевыпущен с середины 1980-х - компанией «Spotlite Video». Цветная версия фильма выпущена на VHS в 1986 году компанией «Hal Roach Video». Также фильм выпущен на VHS фирмами «Simitar Video» и «Video Treasures» с 1989 года, с начала 1990-х годов - «Diamond Entertainment», «VidAmerica», «Blockbuster Entertainment Group», с середины 1990-х - «Anchor Bay Entertainment» и «Republic Pictures Home Video» на VHS и Laserdisc.

 

1.Фрэнк Капра: биографические данные

 

Франческо Россарио «Фрэнк» Капра (1897-1991) - американский кинорежиссёр и продюсер итальянского происхождения, мастер бурлескной комедии, лауреат премии «Оскар» (1935, 1937, 1939), дважды был - с 1939 по 1941 и с 1960 по 1961 год - президентом Гильдии режиссёров Америки.

Фрэнк Капра родился на Сицилии. Многодетная семья переехала в США в 1903 и поселилась в Лос-Анджелесе, вместе с ранее эмигрировавшим старшим братом Фрэнка.

Американское гражданство получил в 1920 году. С 1926 - режиссёр немых комедийных короткометражек в соавторстве со сценаристом Робертом Рискином, партнёрство продолжалось до 1940, когда Рискина сменил Сидни Бакман. В 1933 приступил к съёмкам фильма «Одной счастливой ночью» (It Happened One Night), принёсшего славу и первый «Оскар». Ведущие артисты Роберт Монтгомери, Мирна Лой и др. отвергли предложения о съёмках под предлогом слабого, по их мнению, сценария; другие - из-за обязательств перед своими студиями, третьи - из-за того, что главная героиня по ходу фильма носит всего два костюма. В результате, партнёршей к Кларку Гейблу пришлось взять малоизвестную Клодет Колберт, взявшую в итоге «Оскара» за лучшую женскую роль. Всего же фильм получил пять «Оскаров», по всем ведущим номинациям. За этим следует череда успешных предвоенных фильмов - «Мистер Смит отправляется в Вашингтон», «Встречайте неизвестного», «Мистер Дидс переезжает в город», «С собой не унесёшь». У Капры снимались (и во многом обязаны ему успехом) такие звёзды, как Барбара Стэнвик, Гэри Купер, Кэри Грант.

В 1937 Капра снимает фантастическую сказку «Потерянный горизонт». Первоначально, Капра планировал снимать её в цвете, но так как ключевые для фильма сцены лавины в Гималаях были доступны только в чёрно-белой хронике, то и фильм был снят чёрно-белым. Бюджет фильма превысил первоначальную смету в полтора миллиона долларов почти вдвое. Первая авторская версия фильма длилась шесть часов; для первого просмотра Капра урезал её до трёх с половиной - и фильм провалился на пробных просмотрах. Режиссёр уничтожил фильм. В прокат пошла укороченная версия; спустя несколько лет, цензоры ещё раз укоротили фильм, вырезав 22 минуты «прокоммунистических» сцен из жизни мифического Шангри-Ла. Архивные копии со временем испортились, поэтому в современных, реставрированных изданиях фильма многие сцены заменены неподвижными кадрами.

Для «Золотого века» Голливуда Фрэнк Капра - фигура, «стоящая особняком». Капра начал свою кинокарьеру в начале 1920-ых годов. Он работал гэгменом на студии Мака Сеннета «Кистоун» - то есть был человеком, который придумывал остроты. В середине 1920-ых годов Капра дебютировал как режиссёр, тоже на материале «комической», и в одиночку сделал новую звезду жанра - Гарри Лэнгдона. Через два-три фильма без Капры фамилия Лэнгдона исчезла из истории кино. В то же время пришёл звук и «комическая» из истории кино тоже исчезла.

Капра продолжил снимать комедии. Уже в начале 1930-ых самые проницательные критики заметили, что он, кажется, делает комедии со смыслом - это, конечно, неплохо, но совсем не обязательно. В середине 1930-ых, после того как его картина «Это случилось однажды ночью» (1934) взяла полный комплект «Оскаров» - лучший фильм, режиссёр, сценарий и две главные роли, - Капра начал вкладывать в свои работы уже не столько смысл, сколько идеологию. В то время Капра был одним из трёх-четырёх голливудских режиссёров, чью фамилию ставили перед названием картины, - это означало признание права на авторство. Кроме того, своими фильмами Капра вывел студию «Коламбия Пикчерз» в лидеры.

В чём именно пытался убедить своих зрителей Капра, большинство рецензентов не интересовало. Часто считается, что он был апологетом, адептом и проповедником «Нового курса» Франклина Рузвельта, вытащившего страну из Великой Депрессии. Самые глупые историки кино, вроде Жоржа Садуля, так об этом и пишут, слово в слово, без тени сомнения. Однако, если Капра и был официальным государственным режиссёром, то уж очень странным. Например, в картине «Вам этого с собой не унести» (1938), получившей два «Оскара» за лучший фильм и за режиссуру, есть следующий эпизод. Главный положительный герой - альтер-эго режиссёра и провозвестник его идеологии - объясняет правительственному агенту, который пришёл получить двадцатилетнюю задолженность по подоходному налогу, что ничего платить не будет, так как в подоходный налог не верит. Он не понимает, за что должен отдавать свои деньги и почему правительственные организации содержатся за его счёт. Получается, что для главного положительного героя Фрэнка Капры устройство и «государственные интересы» Соединённых Штатов символом веры не являются.

В годы Второй мировой войны Капра работал на пропаганду США, выпустив восемь документальных военных фильмов. Он даже был зачислен на службу в чине майора и дослужился до полковника. В особенности, он был режиссёром пятого и самого значительного фильма в серии «Почему мы сражаемся» - «Битва за Россию». Первая часть фильма начинается с обзора предыдущих попыток захватить Россию: агрессии Тевтонского ордена в 1242 году (показаны кадры из фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна), нападения шведской армии под руководством Карла XII в 1704 году (показаны кадры из фильма «Пётр Первый» Владимира Петрова), похода Наполеона в 1812 году и нападения Германии в 1914 году.

Далее проводится анализ причин, почему Советский Союз представляет интерес для захватчиков. Рассказывается об обширных территориях, богатых природными и человеческими ресурсами. Делается акцент на национальном разнообразии населения СССР. Потом освещается подготовка Германии к войне с Советским Союзом и события первых лет Великой Отечественной войны. Описываются: немецкая тактика «клина и котла» и противостоящие ей советские тактики «глубокой обороны», «выжженной земли», уличных боёв и партизанской войны.

Вторая часть фильма посвящена блокаде Ленинграда и Сталинградской битве.

В 1944 он возвращается к комедии, сняв «Мышьяк и старые кружева» с Кэри Грантом. В 1946 снимает свой самый известный фильм, «Эта прекрасная жизнь». В прокате этот фильм провалился, и продюсерская студия Капры была разорена. Лишь в начале 1970-х годов этот фильм снова стал популярным.

Режиссёр продолжал снимать до 1961; но его планы снимать научную фантастику в шестидесятые годы не реализовались.

 

2.Общая характеристика создания фильма «Эта прекрасная жизнь» (It’s a Wonderful Life)

 

 «Эта прекрасная жизнь» (оригинальное название It's a Wonderful Life) - кинофильм режиссёра Фрэнка Капры, снятый в 1946 году по рассказу Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок». Главный герой фильма, не выдержав череды проблем, решает совершить самоубийство, но ангел-хранитель помогает ему увидеть, насколько его жизнь помогла другим людям. Главные роли исполняют Джимми Стюарт и Донна Рид. Классический фильм мирового кинематографа, каждый год (начиная с 1970-х) показываемый по ведущим телеканалам США в канун Рождества. Сам Капра считал этот фильм лучшим в своей карьере. Компания LIBERTY FILMS выбрала эмблемой огромный церковный колокол, который открывает действие в титрах.

С высоты нам показывают небольшой городок. Жители готовятся к встрече Рождества. И тут, мы слышим голоса. Они раздаются из разных домов. Это молитвы встревоженных людей. Все они просят Господа, и дети, и взрослые, о помощи одному и тому же человеку – Джорджу Бейли. Чем же он так замечателен? Оказывается, он помог очень многим в своем городке и заслужил всеобщее уважение и любовь.

Тут камера переносит нас на Небеса. Не в переносном, а в прямом смысле. Мы видим звездное небо и среди звезд светящиеся сущности, которые переговариваются между собой. Это сделано с изящной непосредственностью. Поэтому, мы допускаем в кино, что могут так происходить диалоги на небесах. Святой Иосиф докладывает Богу, что одному человеку на Земле срочно требуется помощь. За него просят многие люди. Конечно, Богу известно все. И этот Джордж Бейли заслуживает помощи. Надо к нему направить Ангела.

В роли Ангела хранителя должен выступить простодушный Кларенс, бывший часовщик, прибывший на небо уже давно, но до сих пор не заслуживший крылья. Ему показывают основные моменты жизни подопечного. Оказывается, Джордж Бейли очень отзывчив. Готов пожертвовать собой ради других. Он спас провалившегося под лед своего младшего братишку. Потом предотвратил ошибку аптекаря, у которого работал. Тот, чуть было не отравил пациента, перепутав флаконы с лекарством.

Джордж Бейли – центральный персонаж картины. Роль, которую сыграл блистательный актер - Джеймс Стюарт оказалась, наверное, лучшей в его творчестве. Простодушный парень, увлеченный мечтой о путешествиях и архитектуре, вынужден помогать отцу в руководстве компанией, финансирующей строительство домов для тех, у кого не хватает денег. Фактически - банковской кассой взаимопомощи.

Антагонистом – пауком кровососом, как называет его главный герой в картине - показан Генри Поттер. Его играет замечательный актер Лайонел Берримор. Типичный рэкетир, каких мы видели раньше только в западном кино, а теперь наблюдаем в жизни. Ему Джордж Бейли – как кость поперек горла. И он пытается его уничтожить, или хотя бы подкупить. Джордж Бейли сопротивляется. Его поддерживает жена, которую сыграла очаровательная Донна Рид. Ему обидно, что приходится жить с семьей в развалюхе и ездить на разбитой машине. Но есть в нем какой-то стержень, который позволяет удержаться от всеобщей погони за богатством.

Несмотря на номинации на «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, фильм имел полный кассовый провал, собрав $3,3 млн при бюджете в $3,18 млн. Это разорило продюсерскую компанию Капры и способствовало спаду его карьеры - в течение следующих двух десятилетий он снял всего пять фильмов. Спустя 28 лет «Эта прекрасная жизнь» была признана его лучшим фильмом. В 1974 году истек срок действия авторских прав, компания-правообладатель посчитала их продление еще на 28 лет коммерчески нецелесообразным, и фильм попал в публичный доступ. Телестудии начали показывать бесплатную семейную драму в канун Рождества, ещё через несколько лет он вышел на видеокассетах, так что к тому моменту, как правообладатели опомнились и ограничили права на трансляцию, без этого фильма уже нельзя было представить празднование Рождества в США. В 1971 году Капра признавался, что вышла приятная, но нелепость: он-то никакой рождественской истории не снимал.

Позднее признание фильма:

•1991 - фильм помещен в Национальный реестр фильмов

•1994 - почетная премия «Молодой актёр» бывшей звезде-ребенку (Джимми Хокинс)

•В 2004 году канал BBC выбирал лучшие фильмы, которые не получили «Оскара». Фильм «Эта прекрасная жизнь» попал на второе место. По версии Американского института киноискусства «Эта прекрасная жизнь» занимает: 1998 год - 11-е место в списке лучших американских фильмов за 100 лет;

•2002 год - 8-е место в списке самых страстных американских фильмов;

•2003 год - Джордж Бейли на 9-м месте в списке лучших положительных героев; Генри Поттер на 6-м месте в списке худших отрицательных героев;

•2006 год - 1-е место в списке самых вдохновляющих американских фильмов;

•2008 год - 3-е место в списке лучших американских фэнтези фильмов.

 

3.Анализ основных сюжетных картин фильма

 

Анализируя фильм, можно понять, что это изначально - простая история о человеке, чьи мечты не сбылись, который хотел увидеть весь мир, а в итоге так никуда и не уехал из своего маленького городка Бедфорд Фоллз. О человеке, который постепенно прощаясь со своими мечтами, перестал замечать то хорошее, что у него есть и жизнь начала терять для него свою ценность. Вот и не удивительно, что в сочельник он решает, что от мертвого него больше пользы, чем от живого. К тому же мало чем рождественскую сказку напоминает. Но, наверное, именно потому создатели фильма решили показать все с конца.

Первое, что видит зритель, это заснеженный маленький американский городок, вымышлено-собирательный, весь в праздничных фонариках. Не показывается ни чего конкретного - просто ночной городок с уютно горящими окошками, в которых все, по-видимому, готовятся к празднику пока улицу заметает снегом. И на фоне этих картинок слышны голоса различных людей, которые молятся о помощи человеку по имени Джордж Бэйли. Они просят о добре для человека о котором зрители ничего еще не знают, которого они еще даже не видели… Именно это начало и эти кадры дают нужный настрой фильму. Оно как бы с самого начала предупреждают о том, что предстоит увидеть человека, дошедшего до отчаянного состояния, но хорошего человека, заслуживающего того, чтобы о нем молилось столько людей в сочельник. И в этих кадрах заключается тот магический, но простой посыл фильма, который состоит из давно всем известных истин - о доброте, любви, уважении, понимании, взаимопомощи…

Дальше пред глазами зрителя предстает совершенно очаровательное зрелище: взгляд камеры поднимается вверх, на звезды, для того, чтобы увидеть разговор Бога и Иосифа, последние в котором представлены в виде помигивающих в такт закадровым голосам созвездиями (или даже галактиками). К разговору позже присоединяется ангел второго разряда. С этого разговора и начинается наше знакомство с главным героем, на протяжение которого на смену этому комедийно-забавному тону в повествовании, взятому божественным разговором, постепенно приходят житейские реалии, лишающие надежд и радостей нашего героя. И хотя комедийные моменты никуда не деваются как-то незаметно веселенькая история о парнишке с грандиозными планами превращается в драматическую историю о человеке, сгибающегося под тяжестью обстоятельств.

И вот здесь фильм возвращается в начало – в заснеженную ночь сочельника. И с этого момента начинается сказка, в которой не очень расторопный ангел второго разряда, который уже 200 лет ждет того, чтобы ему дали крылья, решает помочь нашему герою весьма эксцентричным образом – он просто выполняет желание нашего героя, временно стирая существование его с лица Земли и дает посмотреть на то, что из этого получилось. В этом, казалось бы, избитом приеме и скрывается, наверное, то самое подкупающее очарование фильма, которое заставляет его пересматривать не один и не два раза все американское население. Просто и прямолинейно, как ребенку, режиссер с помощью жизни Джорджа Бэйли объясняет, как ценна жизнь каждого человека, что, казалось бы, самые незначительные и не так уж важные слова, события и поступки составляют тесную и непостижимую взаимосвязь между всеми окружающими тебя людьми.

Капра как режиссёр – часто нереалистичен. Все его фильмы – фантастика, иногда явная, иногда скрытая. «Потеряный горизонт», утраченная оригинальная версия которого длилась почти шесть часов, демонстрировал откровенную фантастику – неведомую страну Шангри-Ла за стенами Тибета. «Платиновая блондинка» и «Мистер Смит едет в Вашингтон» основывались на социальной фантастике, скрытой за фасадом внешней жизнеподобности. Но «Эта замечательная жизнь» взламывала фасад правдоподобия и в судьбу заурядного американца вмешивались Высшие Силы – сам Бог и посланный им ангел-хранитель, впрочем, неудачливый и неумелый, зачитывающийся приключениями Тома Сойера. Ангел должен был удержать героя фильма от самоубийства, изменить его представление о собственной жизни. Я скажу, как он это сделал – ибо в этом фильме спойлеров бояться нечего, его смотрят не из-за сюжетных хитросплетений, а из-за того, КАК всё происходит. Ангел показывает герою, какова была бы жизнь его близких и друзей без него – если бы его не было на свете. По сути, он позволяет своему подопечному заглянуть в параллельные миры. Мистическая подоплёка происходящего не так уж важна, при необходимости всё можно было бы перекрасить в научную фантастику, но ангелы и их божественное всемогущество помогут сконцентрировать внимание зрителя не на антураже, а на сути дела - на том, что каждый, самый заурядный человек является необходимой частью человечества в целом. Убери одного, даже самого незначительного – и человечество понесёт непоправимую утрату.

Известно, что Крис Коламбус использовал этот фильм в качестве иронической зарисовки на тему «испорченное Рождество американцев» - когда нет ни елки, ни подарков, ни рождественского ужина, и вся многочисленная семья вынуждена сидеть перед телевизором и смотреть на непонятном языке любимый фильм – как единственное, что вообще напоминает о празднике.

Это так необычно и впечатляюще, что финал картины, идущей в ритме crescendo, возносится к fortissimo рождественского гимна. Его поют многочисленные друзья Джорджа Бейли, пришедшие ему на помощь в трагический момент жизни.

Надо сказать, мотивы «мира без конкретного человека, наблюдаемого им самим», стали использоваться, начиная с 1980-х годов массово. Ещё чаще стали появляться фильмы на тему «альтернативной жизни», в том числе в странах бывшего СССР, но они часто субъективны и не только представляют собой демонстрацию исключительно взглядов того, кто их создал, но могут оказаться формирующими управляемое поведение.

Наконец, в 2013 году было анонсировано событие, относящееся одному из приёмов массовой культуры - современным «перепевам» старых сюжетов. Компании Star Partners и Hummingbird Prods. объединились для работы над картиной It’s A Wonderful Life: The Rest of the Story, предполагается выход в прокат в декабре 2015 года - под Рождество. Бюджет It’s A Wonderful Life: The Rest of the Story оценивается от $25 до $32 млн., а съёмки проходят в Луизиане.  Сюжет сиквела противоположен и будет выстроен вокруг истории о внуке главного героя, напоминающем скорее Поттера из оригинального фильма, и ему ещё один ангел откроет глаза на то, насколько бы мир стал лучше, если бы он никогда не появился на свет. Над сценарием работали Марта Болтон и Боб Фарнсворт, креативный директор Hummingbird Productions. Продюсеры получили согласие актрисы Кэролин Граймс, которая играла маленькую Зузу, дочь Джорда Бейли в оригинальном фильме. Помимо этого, продюсеры планировали привлечь и других участников первой части, в частности, Кэрол Кумбс и Джимми Хоукинса, которые также играли детей Бейли.

 

Заключение

 

Говорить о фильме Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (It's a Wonderful Life) можно двумя способами. Либо включая фильм в контекст фильмографии Капры, либо говоря о фильме как о важной части американской массовой культуры, пожалуй, даже американской мифологии – и в этом втором случае личность Капры-художника вообще никакого значения не имеет, ибо мифология создаётся народом в целом. Но всё-таки попробую совместить обе линии.

Если говорить о месте «Этой замечательной жизни» в душе каждого американца, это культовое кино. Не менее культовое, чем «Касабланка», но культ «Замечательной жизни» более широк в массах. Говорят, что It's a Wonderful Life Капры американцы каждый год смотрят на РождествоИ фильм заряжает американцев оптимизмом на весь следующий год. Для американцев настрой на победу для них необычайно важен, так уж повелось в веках, а особенно четко определилось во времена «курса Рузвельта», когда прикладывались огромные усилия для того, чтобы вывести страну из депрессии, не только экономической, но и ментальной. Было решено: как можно больше хороших фильмов и книг, внушающих надежду на лучшее – и Голливуд, фабрика грёз, выдал на экраны десятки великолепных комедий и мелодрам со счастливым концом. Многие из них отсеялись по разным причинам и перешли в ведение киноклубов и киномузеев в качестве вызывающих восхищение исторических экспонатов, но некоторые, в том числе It's a Wonderful Life, не устарели и до сих пор активно влияют на сознание американцев.

Если бы режиссер фильма Фрэнк Капра, снявший картину в 1946 году по рассказу Филиппа Ван Дорена Стерна «Величайший подарок», этими мыслями ограничился, то получили бы зрители добротную голливудскую ленту. Но Фрэнк Капра не стал бы одним из лучших мастеров, если бы не перевернул эмоциональное восприятие зрителем картины - уже по ходу действия. Из типичной мелодрамы с комедийным фоном, Капра мощно создает трагедию – историю человека, который не родился. Оказывается, от каждого зависит, как пойдет жизнь окружающего мира.

 

Список использованной литературы

 

Актерская энциклопедия: кино США. М.: Материк, 1996. - 648 с.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996 -240 с.

Виппер. Б. В. Введение в историческое изучение искусства. М.: Искусство, 1985 – 336 с.

Гомбрих Э. История искусства. М.: Галарт, 1998 (2-е рус. изд.: Искусство-XXI век, 2013). – 688 с.

Добротворский С. Кино на ощупь. СПб.: «Сеанс», 2001. – 544 с.

Кино США. М.: «Искусство», 1987. – 392 с.

Кулешов Л. Основы кинорежиссуры. М.: ВГИК. 1997 – 262 с.

Солдатов Н. Время перепокажет //Коммерсантъ Weekend. - 2015. - № 28 (28 августа).

Экранные искусства и литература. Т.1-4. М., 1992-2000. – 4 * 784 с.

 

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz