Дипломный проект, 2015, № 3
Кабинет методиста
Факультативные и элективные курсы по математике
© Г.А. Симоновская
С 1967/1968 учебного года в 7-10 классах средней школы были введены факультативные занятия по выбору учащихся. Цель факультативных занятий – расширение, углубление знаний, развитие интересов и способностей учащихся в избранных ими областях знаний и воспитание у них определенных навыков самостоятельной работы.
Применительно к математике эта цель заключается в ознакомлении школьников с важнейшими современными понятиями и идеями математики, и отдельными вопросами, связанными с ее приложениями.
Специфика факультативных занятий разрешает определенную автономность содержания факультативного курса, отличающуюся более законченной систематичностью изложения материала с учетом особенностей данного раздела. Эту систематичность не обязательно связывать с традиционной систематичностью, принятой в школе при изучении основ наук, можно использовать другую последовательность изложения и формирования математических знаний, если последние раскрываются более всесторонне и органичнее связываются с уже известными понятиями.
Факультативные занятия по математике до реформы 1988 года, являясь наиболее массовой и эффективной формой дифференциального обучения, позволяли учитывать и развивать специальные интересы и способности учащихся.
Факультативные курсы, несмотря на всё более глубокую дифференциацию обучения в современной школе, не потеряли своей актуальности в школьном образовании.
В задачи факультативных занятий по математике входит углубление и обобщение знаний учащихся, полученных при изучении основ наук. Содержание курсов систематизирует имеющиеся у школьников знания и подготавливает их к сознательному восприятию новой научной информации, к пониманию основных идей современного естествознания, о которых вполне можно рассказать учащимся, используя доступный для них математический аппарат, создает основания для более широких обобщений.
Организация факультативных занятий в условиях дифференциации образования позволяет успешно реализовать на практике один из важнейших принципов современной дидактики – индивидуализацию обучения. При единых обязательных требованиях в любом типе учебных заведений факультативные курсы позволяют дать каждому учащемуся интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, более полно удовлетворить его познавательные и жизненные интересы.
Наличие факультативных и элективных курсов в школе в настоящее время поддерживает и гибкая структура школьных учебных планов, которые разрабатываются на местах и обладают следующими характеристиками:
гибкость: предполагает включение в учебный план нескольких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;
интеграция: предполагает интегрирование смежных предметов;
дифференциация: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов и времени на их изучение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;
унификация: содержание и объем отдельных учебных предметов разрабатывается в зависимости от функционального их назначения для определенных профилей;
ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка.
Наличие факультативных и элективных курсов по математике – это еще одна возможность подготовки школьников к сдаче единого государственного экзамена, к успешному участию в централизованном тестировании по предмету.
При разработке курса следует учитывать:
в каких классах (с какой специализацией) планируется проведение занятий;
в каком объеме в них изучается выбранная для курса тема (или темы);
в каком порядке целесообразно рассматривать программный и факультативный материал.
Все эти особенности должны быть учтены при выборе содержания факультативных занятий.