Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 25.04.2024, 17:06
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Охта-Центр, 2015, № 3
 
Срочно в номер
 
Феномен «нечтения»
 
© С.А. Хатькова, учитель русского языка и литературы МОУ «Кисловская СОШ» (Томский район)
 
«Люди XXI века перестали читать. Кто виноват? Что делать?» - сегодня эти вопросы задаются настойчиво и во всеуслышание, но с разной степенью искренности и интенсивности. Больше всех волнуются и переживают люди, чьи профессиональные интересы этот самый феномен «нечтения» затрагивает самым непосредственным образом: работники культуры, образования и, в первую очередь, учителя и библиотекари. Одни в отчаянии заламывают руки, оглядываются на свое собственное прошлое, в котором книга занимала одно из центральных мест, и готовы констатировать чуть ли не смерть этой самой книги.
Действительно, проводящиеся опросы неутешительны. Согласно данным, среди читающих детей 5-6 лет Россия занимает третье с конца место среди развитых стран, опережая лишь Чехию и Германию. На первых местах - Канада и Англия, где активно читают 72% и 74% дошкольников, тогда как у нас - 44%.
Среди читающих детей 7-10 лет мы не вошли в десятку «продвинутых» стран.
В категориях читающих детей 15 лет и молодежи от 18 лет мы на первом месте... с конца.
Если взять активных читателей, то, имея их всего 23%, мы занимаем третью позицию снизу. Лидерами «сознательного и активного чтения» сегодня являются Италия, где постоянно читают качественную литературу 52% взрослых, и Франция - 46%.
Другие пытаются определить причины происходящего, уровень «беды» и увидеть перспективы и способы развития чтения. Хотелось бы на этом остановиться подробнее.
Одной из причин снижения интереса к чтению в нашей стране, наверное, можно назвать процесс «инфляции» слова в российской истории XX века. Слишком уж часто с помощью красивых слов, лозунгов, программ в течение последнего столетия обманывали наших соотечественников, слишком часто печатное слово становилось привлекательной этикеткой опасных экспериментов. За словом стоял противоположный, часто кровавый смысл.
Сегодня недоверие к слову продолжает воспитывать реклама, которая демонстрирует, что умение жонглировать звуками, буквами, словами, фразами - это просто способ «раскрутить» потребителя, а не способ дать исчерпывающую и достойную уважения информацию.
Литература в своем распоряжении имеет только слово, поэтому то, что происходит со словом в других сферах человеческой жизни, отражается на литературе самым непосредственным образом. Когда-то чтение воспринималось как необходимая часть жизни любого человека, стремящегося быть культурным и образованным. Сегодня этот образ как-то размылся, понятия «культура» и «образование» потускнели. Сегодня более востребованными являются категории моды и престижа. Наверное, с этим можно бороться, но можно и ими воспользоваться для продвижения книги. Средства массовой информации могут сделать процесс чтения модным и престижным, стоит им только этого захотеть. Все зажженные ими звезды «должны» полюбить читать и кричать об этом как можно чаще и громче, появляться на обложках глянцевых журналов с книгой в руках, делиться глубокими мыслями по поводу прочитанного, пусть даже эти мысли будут написаны другими. В журналах и интернет-изданиях появляются подобные небольшие сюжеты, звезды чаще всего называют либо что-то из школьной программы, либо что-то из массовой литературы, но все равно можно надеяться, что несколько человек все же побегут и прочитают названную книгу.
Еще одной из причин снижения интереса к книге стало появление других, более зрелищных видов искусства. Разве легко соревноваться скромной литературе, в чьем распоряжении лишь белый лист бумаги и буковки на нем, с яркими, искрящимися, театрализованными шоу? Почти невозможно. А кино, которое позволяет без особого напряжения представить себе все, что при прочтении книги требует напряжения фантазии, воображения и мышления? Но кинематограф сегодня занимается не только «оттягиванием» аудитории от литературы, но и возвращает к ней. Интересно и даже радостно наблюдать, как после каждой кино- и телеэкранизации на полках магазинов в первых рядах появляются романы Достоевского, Лермонтова, Зюскинда, а в библиотеках эти книги берут не только школьники, подталкиваемые учебной программой. И пусть экранизация, предположим, «Мертвых душ» - это не совсем «Мертвые души» Гоголя, это лишь взгляд одного человека, режиссера, на произведение. Но, в конце концов, пообщаться с умным человеком, прочитавшим и обдумавшим творение, - это тоже замечательный и продуктивный шаг. Гениальный, на мой взгляд, фильм «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова помог мне понять и полюбить этого недотепистого героя, а потом и роман «Обломов» стал одним из любимых. Сегодня только что снятые кинофильмы и телесериалы по произведениям классиков и современников имеют невероятную рекламу и, видимо, приносят создателям неплохие деньги. Ну и здорово! Пусть вместо рекламы чипсов и пива и взрослые, и дети видят рекламу, где значится «По роману...».
Сегодня многие основным препятствием подростков и молодежи на пути к книге видят компьютер и Интернет. Да, возможности компьютера невероятны, виртуальный мир притягателен, он отрывает от книги, но не убивает чтение. На фоне исчезновения толстых журналов, на фоне часто неприличной дороговизны книг в книжных магазинах в пространстве Интернета мы находим громадное количество интернет-версий журналов, сайтов, электронных библиотек и. т. д. Все, что невозможно купить (не потому, что нет в магазинах, а потому что рука не поворачивается такую сумму из кошелька достать), все можно найти в виртуальном пространстве. Кроме того, все современные писатели имеют свои сайты, блоги, дневники, с ними можно пообщаться, почувствовать, что перед тобой живой человек, а не какой-то небожитель, то есть чтение становится интерактивным. В пространстве гиперссылок изменяется механизм выбора книги: книгу не столько кто-то советует, сколько человек случайно на нее «натыкается», но ведь в этом тоже есть своя прелесть. Нет, Интернет дает хорошие перспективы для развития чтения.
Разговоры о ситуации вокруг чтения чаще всего сводятся к проблемам детского чтения. Когда сегодняшние молодые родители, округлив глаз, начинают жаловаться, что дети не читают, сразу хочется напроситься к ним в гости и посмотреть, сколько книжных полок или шкафов расположено в их квартире. В современном интерьере все чаще бросается в глаза отсутствие этих предметов мебели. Просто родители читать не привыкли, не видят в этом ценности, а своих детишек хотят видеть совершенно другими. Так не бывает! Как привлечь уже взрослых, сформировавшихся людей к чтению? Если в случае с детьми школьного возраста ответственность в этом вопросе во многом ложится на школу, то на взрослых могут повлиять в первую очередь средства массовой информации.
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz