Контрольный листок, 2013, № 5
Против ЕГЭ
ГИА по химии
ГИА…Эта аббревиатура в наши дни знакома всем и каждому наряду с ЕГЭ. Государственная итоговая аттестация грозит нынче каждому девятикласснику в нашей стране. Кроме обязательных экзаменов в форме ГИА по русскому языку и математике школьник может выбрать свой набор предметов, которые будут необходимы ему, чтобы перейти в профильный 10 класс или пойти в средние профессиональные училища, колледжи, лицеи. Одним из таких предметов может оказаться и химия.
Тщательно просмотрев десятки пособий для подготовки к ГИА по химии 2013, можно многое вынести для себя. Но общее впечатление остается далеко не положительным.
Самым большим минусом является навязанная шаблонность предлагаемых заданий. В части А мы наблюдаем задания с выборочными ответами по темам «Строение атома», «Периодический закон Д.И.Менделеева», «Химическая связь», встречаются задания типа «в каком ряду веществ увеличиваются основные свойства?» и т.д. И из раза в раз одно и то же. В части В предлагается выписывать варианты ответа в соответствующую строку или таблицу. Задания, встречающиеся в этой части, порой (даже часто) бывают легче. чем в части А, что нелогично. Заключительная часть ГИА по химии состоит из 3 заданий, одно из которых цепочка химических превращений, второе, как правило, несложная задача (чаще всего на избыток-недостаток), а третье задание, так сказать, на смекалку.
Формулировка самого задания занимает около 10 строк, что сразу же пугает и отталкивает учащегося. Некоторые ученики, видя такого рода задания, даже не читая, сразу отказываются даже думать над ним, говоря, что это им не под силу. Само же задание не составляет особого труда, если ученик в течение двух лет изучения химии старался заниматься в классе и читал материал учебника. Но, всё же, есть и еще одно условие – выполнение лабораторных опытов и практических работ. Большинство таких заданий начинается примерно так: «Учащимся на практической работе был выдан порошок оксида металла белого цвета…» Далее идёт описание взаимодействий этого оксида с определенными веществами, которые дают подсказки ученикам для определения его состава. КАК же ученик должен знать ответ на это задание, если сам не проделывал ни одной практической работы?
Сейчас вопрос проведения химических опытов в школе встает очень остро. Учителя за неимением времени отменяют проведение практических работ, лабораторных опытов и ДАЖЕ демонстрационных опытов, которые должен проделывать сам учитель. Из-за этого и интерес учеников к этой замечательной и интереснейшей науке угасает. Вернее сказать, он и не возникает.
Так может сначала следует начать качественно выполнять свою работу, а затем уже требовать от учеников, чтобы они сдавали с успехом такие экзамены. Иначе учёба обратится в безутешную подготовку к ГИА и ЕГЭ, как будто это идеалы, к которым стоит стремиться.
Так неизвестный автор статьи представляет себе составителей заданий для ЕГЭ и ГИА