Интернет-издательство «Контрольный листок»
Понедельник, 25.11.2024, 06:44
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1167
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2013, № 5  

Аналитика  

Макулатура в ранге Писания  

© Даниил Печерников  

Передо мной брошюра с длинным не по современности титулом: «Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»; специализации: «Финансовый менеджмент»; «Менеджмент туризма»; «Гостиничный и туристический бизнес»; «Менеджмент гостеприимства»; «Менеджмент санаторно-курортного дела». Издателем значится Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (кстати, не попавший в список неэффективных вузов, и напрасно!). Любопытно было ознакомиться с этими «Методическими указаниями», которые, по вполне достоверным сведениям, искалечили жизнь многим исполнителям. Действительно, составлена эта методичка так, что написать выпускную квалификационную (то есть не настоящую, а эрзац-дипломную работу) по ней не так просто.

Первое – эта эрзац-дипломная работа с официальным обозначением ВКР состоит не из трёх, а из четырёх частей. Вот какую структуру предписывает «методичка»:

Введение - обоснование актуальности темы дипломного проекта, определение его целей и задач.

I.Теоретическая часть - теоретические и методологические основы изучаемой проблемы.

II.Аналитическая часть - анализ состояния проблемы.

2.1. Общая характеристика предприятия.

2.2. Анализ организации управления.

2.3. …

2.4 .Выводы по аналитической части.

III.Проектная часть - разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы.

3.1.Мероприятия по совершенствованию (созданию и организации) ……. предприятия.

3.2.Информационное обеспечение проекта.

3.3.Правовое обеспечение проекта.

IV. Экономическая часть - бизнес-план или экономическая оценка проекта.

4.1.Определение эффективности от реализации предложенных в проектной части мероприятий

4.2.   Расчет влияния показателей эффективности мероприятий на изменение основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Заключение – окончательные выводы и основные результаты дипломного проекта.

Список использованных источников.

Приложения.

И хотя такая структура только официально «рекомендуется», она «рекомендуется» уже «независимо от избранной темы» (хотя темы работ бывают только выбранными, а не избранными – притязания преподавательского состава на превращение методички в своего рода Писание). И при современной организации давления преподавателей на студентов нетрудно «рекомендательное» превратить в директивное требование.

Второе - все части регламентированы по объёму в страницах и процентах от объёма, что сразу же исключает творческий характер работы.

Например:

Введение. Это вступительная часть дипломного проекта, в которой рассматриваются основные тенденции состояния и развития проблемы, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи проекта, предмет и объект дипломного проекта, дается характеристика исходной экономико-статистической базы. Объем введения не должен превышать 2-3% (до 2 страниц) от общего объема дипломного проекта.

Попробуй впиши это в две страницы, когда на это понадобится не менее четырёх, иначе скажут, что введение не соответствует требованиям (не уточняя, каким!). Одна исходная экономико-статистическая база (что это, в «методичке», конечно же, не определяется), чего стоит!

Первая глава, разумеется, теоретическая. В структуре не указан её план. Зато следует очередное указание на процентовку:

Объем теоретической части должен составлять не более 20% от общего объема проекта, что составляет 16-18 страниц текста.

Структура первой части предусмотрена из трёх параграфов, при этом если прочитать внимательно «рекомендации» (точнее – директивы), мы увидим, что преподаватели хотят видеть первую главу наспех сколоченной из разнотипных материалов, которые при завышенных требованиях к каждому отдельному параграфу вряд ли уложишь в 16-18 страниц текста, и всегда остаётся возможность придраться к тому, что любой параграф не соответствует теме, а как они будут связаны (или просто будет набор совершенно разных ответов на разные вопросы) – пусть студент (а чаще – исполнитель) думает.

В теоретической части весь материал делится на три параграфа, без использования подпунктов. В первом пункте теоретической части дипломного проекта обязательно приводятся все определения по выбранной тематике, раскрывается сущность данной проблемы. Во втором пункте теоретической части дипломного проекта раскрывается организационное обеспечение решения проблематики дипломного проекта... В третьем пункте теоретической части диплома следует рассмотреть основные направления по решению проблемы, поставленной в названии темы дипломного проекта.

Далее предлагаются сразу два варианта плана второй главы ВКР. Оба они отличаются от того, что указано выше:  

2. Аналитическая часть - анализ состояния проблемы. -Аналитическая часть дипломного проекта должна содержать параграфы:

2.1. Общая характеристика предприятия (организации).

2.2. Анализ организации управления предприятием (организацией).

2.3.Анализ проблемы исследования (в соответствии с темой дипломного проекта).

2.4.Выводы по аналитической части.

При выполнении дипломного проекта по теме «Проект мероприятий по созданию нового предприятия» рекомендуется следующая структура аналитической части:

2.1 Анализ рынка услуг (продукции, работ)

2.2. Анализ конкурентов

2.3. Анализ потребителей

2.4. Выводы по аналитической части  

При этом в п.2.1. включено следующее: 

История развития предприятия (когда и кем образовано; краткое описание целей и задач деятельности; перспективы дальнейшего развития). Основные виды товаров, работ, услуг предприятия, их рынки сбыта, уровень конкурентоспособности. Производственная структура (структура деятельности) предприятия. Особенности технологического и организационного процессов на предприятии. Основные итоги деятельности предприятия (финансово-экономические показатели) за последние 2-3 года.

Обратите внимание на последний пункт: анализ по определению и вышеприведённым требованиям должен входить в пп. 2.2 или 2.3.  Но  в п.2.2. особое внимание заостряется на структуре управления (или организационной структуре).

… прежде всего, нужно определить тип этой структуры, т.е. является ли она линейной, функциональной, линейно-функциональной, дивизиональной, матричной и др. При оценке типа структуры управления делаются выводы о ее достоинствах и недостатках, степени соответствия структуре анализируемого предприятия, определяется количество уровней управления и звеньев управления в структуре, определяются объекты и субъекты управления на различных уровнях.

И это – при выполнении дипломов на базе малых организаций (какие преобладают в сфере туризма), где постоянный штат не превышает 50 человек, а иногда и 20! Какая уж структура!

Финалом «рекомендаций» по данной главе является рисунок с подписью «Алгоритм составления выводов по аналитической части»:

Третья – проектная – часть тоже состоит из разнотипных параграфов. Вот указания к п.3.1.:

В данном разделе следует дать перечень (6-10 мероприятий) и полностью описать все или часть наиболее значимых мероприятий по теме дипломного проекта с изложением подробного алгоритма действий по разработке и реализации данных управленческих решений. При описании мероприятий необходимо указать примерные сроки их внедрения, ответственных исполнителей, для чего можно составить календарный план, как по отдельным мероприятиям, так и по всему комплексу мероприятий.

Откуда взять 6-10 мероприятий для небольшой организации? Что можно совершенствовать? Это простое переустройство обывательского быта, и не больше, а ему посвящают целые работы! Да ещё и обосновать затраты на эти мероприятия, а у малых предприятий часто лишних денег нет! Какие же мероприятия требуют преподаватели? Вот пример таких мероприятий:

Тема: Проект мероприятий по повышению качества управленческих решений на примере…  

Предложены мероприятия:  

Мероприятия поддержки принятия управленческих решений

консультации экспертов

стимулирование высокопрофессиональных сотрудников

сертификация и др.

Автоматизация сопровождения принятия управленческих решений

приобретение специализированного программного продукта

разработка АСУ

Организация обучения

повышение квалификации получение

профильного образования

Поддержка психологического состояния лиц, принимающих решения

Организация тренингов по стрессоустойчивости;

Развитие управленческих качеств руководителей

Насколько каждое из них соответствует теме, и связаны ли они между собой – судить читателям. У профессиональных исполнителей ответ отрицательный.

А вот мероприятия, предложенные по теме «Увеличение объёма реализации услуг…»:

1) увеличение объема услуг за счёт дополнительных услуг

2) увеличение канала сбыта

3) увеличение рекламных мероприятий

4) введение анимации

5) усовершенствование инфраструктуры

6) организация транспорта до центра города

7) введение новой должности специалиста по связям с общественностью

8) информационные мероприятия

Едва ли эти мероприятия связаны между собой… И нет никакой гарантии, что преподаватель безапелляционно скажет, что то или иное мероприятие «не подходит», а студент сразу решит, что «раз преподаватель сказал, что не подходит, значит, не подходит». То есть преподаватель навязывает своё личное мнение, а методичку возводит в ранг Писания!

Но самый интересный пункт – это п.3.2. Вот что требует методичка:

1. Анализ коммуникаций:

анализ используемой компьютерной техники (включая периферию) и разработка предложений по ее совершенствованию;

анализ используемых коммуникаций и разработка предложений по их совершенствованию;

оценка использования сетевых технологий и разработка предложений по их совершенствованию;

оценка использования интернет-технологий (базы данных, электронная почта, сайт и т.п.) и предложения по их использованию и развитию.

2. Анализ программного обеспечения:

обзор рынка программного обеспечения в области управленческого и налогового учета и разработка положения анализируемой организации;

обзор рынка программного обеспечения в области управления персоналом и разработка предложения анализируемой организации;

обзор рынка программного обеспечения в области продаж и формирования базы данных по взаиморасчетам с клиентами и разработка предложений исследуемой организации;

обзор рынка программного обеспечения в области безопасности информационных технологий и разработка предложений для организации;

обзор рынка программного обеспечения в области маркетинга и разработка предложений для рассматриваемой организации;

обзор рынка программного обеспечения в области менеджмента и разработка предложений для Вашей организации.

3. Анализ информационного обеспечения:

интернет-мониторинг поставщиков товаров (материалов, услуг) и разработка рекомендаций по снабжению предприятия/организации;

предложения по использованию компьютерных технологий при формировании внутрифирменного документооборота;

предложения по использованию компьютерных технологий интеллектуальной поддержки управленческих решений; - прочие информационные технологии управления.

Для п.3.3 нужно немного меньше, но обязательно всё перечисленное:

пересмотр должностных инструкций, разработка новых;

разработка нового штатного расписания; разработка соответствующих Положений о новой кадровой (учетной, ценовой, взаиморасчетной, финансовой и т.д.) политики организации (в соответствии с темой дипломного проекта);

разработка контракта с поставщиками;

разработка договора коммерческой концессии (франчайзинга);

разработка договора аренды (лизинга);

определение прочих возможных договорных отношений и разработка необходимых документов.

И это – при всём при том, что организация невелика, персонал можно разместить в одном офисе, лишних средств нет, а, следовательно, всё перечисленное нерентабельно, значит, этот эрзац-диплом получится неправдоподобным.

В последней, четвёртой части требуется расчет изменения основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия, полученного в результате внедрения мероприятий и рекомендаций, предложенных студентом в проектной части дипломного проекта. При этом дана схема расчёта (содержащая противоречия, но обязательная), и неясно, рассчитывать в общем или на каждое мероприятие в отдельности. Ведь на четвёртую главу выделено в методичке всего 9-10 страниц, или 10-12 % объёма работы! Все данные нужно свести в таблицу:

Обратите внимание на нижние строки таблицы. Методичка на этот случай «советует»:

Конкретный перечень показателей по теме дипломного проекта определяется по согласованию с руководителем дипломного проекта.

На практике руководитель предпочитает получать деньги как официально (оплата нагрузки за руководство), так и неофициально (вымогая взятки у студентов бесчисленными замечаниями с откровенным злостным притворством, инсценировкой непонимания; как-то пришлось слышать выражение «взяткоёмкие законы»; как видим, таковыми бывают и заурядные методические указания к диплому). Но в обоих случаях он будет стараться избежать своих прямых обязанностей – осуществлять именно руководство, в том числе согласовывать что-то, а тем более показатели по конкретной теме эрзац-диплома.

Кстати, что эта же методичка посвящена и указаниям другой категории работ в данном вузе, носящим гордое название «Научно-исследовательская выпускная квалификационная работа»:

Научно-исследовательская выпускная квалификационная работа (дипломный проект) – это самостоятельная или коллективная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей определенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, организационные, экономические, технологические и др. разработки, обеспечивающие решение прикладных задач.

Отметим, что на данный тип работ нужны самостоятельные методические указания. Видимо, в «эффективном» вузе решили сэкономить на издании, чтобы полученную сумму экономического эффекта направить на приобретение ранга «эффективности вуза».

Но даже с этим вторым типом – фактически подвидом эрзац-диплома – требования по содержанию составляют треть методички. Остальное приходится на требования к оформлению (всё расписано до формализма) и процессу сдачи.

Понятно, что ни одна уважающая себя рефератная компания и ни один профессиональный исполнитель (если у него есть достаточно заказов) не станут марать рук об эту макулатуру. Действительно, такие работы редко кто возьмётся делать (причём - когда на безрыбье и рак – рыба), и то пожалеет об этом. Поэтому работы по данной методичке становятся «проектами» на Weblancer.net – этом пастбище для таких компаний, как IQ Assistant. Прибавьте ещё безграмотность возглавляющей эту компанию Яны Склярук, то есть – передачу информации непосредственному исполнителю частями и с бесчисленными ошибками, - и нетрудно представить, что получится: даже эрзац-диплом – со слишком большой натяжкой.

Остаётся только спросить: кого готовит такой «эффективный вуз»? Что отражает этот эрзац-диплом как итог многолетнего обучения студента в этом вузе? И какова научная ценность таких ВКР? Явно она отлична от нуля, а именно – минус единица. Отражение некомпетентности методистов и научных руководителей, с высоким коррупционным потенциалом. И процессов, происходящих в отечественных образовании и культуре, - заодно.

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz