Кабинет методиста
Интернет-зависимость, интернет-возможности и интерес к истории
© Н.А. Селунская
Слабость позиций отечественного академического сообщества гуманитариев состоит в том, что новые технологии хранения и использования информации, важные для целей исследования и преподавания до сих пор рассматриваются как возможность, оцениваемая как негативная или позитивная, в то время как эти – реальность сегодняшнего дня. Если встать на такие конструктивные позиции, то историки и гуманитарии других специальностей могли бы совместными усилиями существенно изменить ситуацию.
Современный этап развития информационных технологий, в частности, создание баз и банков данных, а также размещение ресурсов в Интернете способствует объединению усилий специалистов различной профессиональной подготовки. Справедливо подмечено, что, слова, сказанные двадцать лет назад в отношении компьютеров, приложимы и к Интернету: доступ к виртуальной реальности и информационным ресурсам, как и компьютерные технологии сами по себе порождают плодотворные идеи и начинают изменять культуру, помогая людям выработать новое отношение к знанию и преодолеть границы, разделяющие гуманитарные и естественные науки, а познание себя – от тех и других.
В настоящее время Интернет или, точнее говоря, деятельность применяющих Интернет людей стала предметом исследования гуманитариев (хотя, к сожалению, отечественные специалисты составляют незначительную часть этого научного сообщества) и объектом междисциплинарных исследований, объединяющих специалистов в области культурологии, социологии, лингвистики, психологии, политологии, философии, этнографии, а также – communication science. Публикации по гуманитарному Интернету охватывают главные сферы его применения – познание, общение и игру.
Весьма важным вкладом со стороны гуманитариев, историков, хорошо знакомых с такой проблематикой, было бы систематическое анализирование и даже пропаганда роли историков в данном междисциплинарном взаимодействии, а также постановка конкретных гуманитарных целей и задач использования информационных ресурсов. В первую очередь, это касается ведущей роли историка в процессе построения баз данных, а именно, формализации и ввода данных, таким образом, который отвечает специфике источника, а также и выработки запросов по базам данных, соответствующим реальным поисковым целям и интересам гуманитария, а не чисто формальным условиям. Возможности использования баз данных, как текстовых источников, так и визуальных ресурсов, а также иных программных продуктов для нужд обучения гуманитариев, в том числе, и через Интернет, также является приоритетной темой обсуждения. На мой взгляд, этим критериям отвечают новые разработки по проектам создания частотных словарей латинского языка для обучения текстологов с помощью программного продукта на основе Word-basic и проекты баз данных литературы по антиковедению в оболочке Microsoft Access.
Бесспорно, именно гуманитарии должны отметить, что в принципе, информационные технологии влияют на человеческое сознание весьма серьезным образом и пробуждают в нем не только положительные, но и негативные черты и характеристики, которые, однако, не создаются новыми технологиями, а, изначально присутствуют и лишь интенсивно провоцируются новыми возможностями доступа к информации и вживания в виртуальную реальность.
Интереснейший подход к теме интернет-зависимости с точки зрения нарративной психологии предлагает такой исследователь, как К. Мюррей. Заставляет задуматься интерпретация интернет-аддикции не как физиологической и психологической зависимости, но как притягательного ментального абстрагирования от материальной действительности и своеобразного приключения. Как считает Мюррей, онлайн доступ – это именно реальность, отделенная от обыденной жизни. Ссылки на Платона и Плотина в трудах этого исследователя используются для объяснения притягательности киберпространства и понятия онлайн доступа. Таким образом, эта потребность или, если угодно, зависимость, может рассматриваться не как часть процессов, связанных с освоением новейших технологий, но, как будто бы вписывается в весьма длительную и рафинированную культурную традицию. Становится обидным, что подобных перспектив обсуждения проблем развития информационных технологий не предложили до сих пор сами историки. Учитывая концентрацию внимания историков, в том числе и антиковедов на роли нарратива как инструмента исследования и объяснения исторической реальности, такая перспектива представляется весьма привлекательной и многообещающей.