Актуальная тема
Организация самостоятельной работы студентов
© Г.Ларионова (Челябинск)
Какие знания нужны выпускнику вуза, чтобы самостоятельно «увидеть» проблему, найти путь ее оптимального решения? Некоторые необходимые для этого методологические сведения излагаются в ряде специальных дисциплин. Например, для будущих инженеров существуют различные курсы ТРИЗ, организуются деловые игры, для будущих педагогов производственного обучения — различные курсы по методике преподавания, в которых рассматриваются структура учебных дисциплин, логика изложения материала, способы организации знаний. Однако трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты в ходе профессиональной адаптации, указывают на низкий у многих из них уровень обобщенных представлений о применении знаний в процессе решения реальных проблем.
Одна из главных причин видится в том, что студенты изучают лишь основы точных наук, и при этом теоретические знания, например по математике, в отрыве от практики быстро забываются. Такое положение дел, несомненно, оказывает негативное влияние на формирование мировоззрения студентов вузов, тормозит их профессиональный рост. Следовательно, формирование обобщенных представлений о соответствии знаний определенным ситуациям их применения, о методологии решения профессиональных задач должно охватывать содержание всех учебных дисциплин, а не только специальных, и осуществляться поэтапно. Необходимо найти оптимальный способ преподавания точных и прикладных наук с первых же курсов, позволяющий перейти от информирующего обучения, фактически сводящегося к изложению научной информации преподавателем с эпизодическим применением проблемных методов, к образованию, целью которого является не только усвоение знаний, но и, главным образом, формирование мировоззрения, развитие у будущих специалистов творческих способностей и навыков самостоятельного получения и применения знаний в профессиональной деятельности и в жизни. Для этого следует определить приоритетные формы, методы, средства и критерии качества обучения, создающие условия для раскрытия творческого потенциала личности.
Решение названных сложных дидактических проблем в современном вузе предполагает прежде всего активизацию самостоятельной работы будущих специалистов под руководством преподавателя. Если до середины 80-х гг. самостоятельная работа в учебных планах вузов даже не упоминалась, то в последующие годы на нее стало выделяться от 40% до 53% учебного времени, и эта форма работы студентов обрела особый статус. Теперь функции преподавателя не исчерпываются традиционным изложением учебной информации. Он должен быть преподавателем-технологом, организатором творческой, самостоятельной работы студентов, на основе которой идет становление их профессиональной самодеятельности, осуществляемой по личной инициативе, происходит развитие рефлексии, приобретает систематический характер процесс самовоспитания. Ранее внедрение самостоятельной работы как формы обучения студентов сдерживалось из-за отсутствия соответствующих директив и нормативов. В настоящее же время, уже при наличии таковых, со всей остротой стоит проблема интенсивного поиска теоретических предпосылок и практических разработок.
Как показывает педагогическая практика, особенно это ощутимо при организации курсов общеобразовательных дисциплин (математика, физика, химия и т.п.). Они проводятся преподавателями-предметниками, хорошо излагающими содержание своего курса, но при этом, как правило, не принимающими во внимание особенности будущей профессиональной деятельности. Так, на вопрос, надо ли организовывать самостоятельную работу, положительно ответили 87% из числа опрошенных преподавателей физико-математического цикла учебных дисциплин, из таковых 85% считают, что для этого необходимы специальные педагогические знания, примерно 12% пытаются организовать самостоятельную работу, полагаясь на собственный опыт самообра-зования и преподавания в вузе.
В вузовской педагогике самостоятельная работа студентов рассматривается как специфическая форма специально организованной учебной деятельности. Кроме того, она понимается как составная часть учебно-профессиональной деятельности, имеющей соответствующую мотивацию, цель, предмет, условия и механизм реализации: когда самостоятельная работа студента занимает значительный удельный вес его подготовки как специалиста, он может научиться при определенной ее организации анализировать проблемные ситуации, формулировать задачу, находить и обосновывать алгоритм ее решения, реализовывать его. проверять правильность полученных результатов. Поэтому самостоятельную работу студентов следует организовать таким образом, чтобы у них возникали мотивы, побуждающие к самостоятельному углублению и расширению полученных знаний, способствующие активизации и развитию мышления, интеллектуального потенциала. При этом критерием эффективности создаваемых педагогических условий профессиональной подготовки является уровень самостоятельности — интеллектуального качества личности, означающего ее относительную независимость (возможности самостоятельного, без посторонней помощи, выполнения определенной деятельности).
Каковы резервы так называемого «традиционного» обучения в вузе в плане создания требуемых условий в организации самостоятельной работы? В нем с той или иной эффективностью реализуется информационно-рецептивный метод обучения, когда знания передаются в готовом виде и делаются указания по их применению в конкретных профессиональных задачах. Применяемые методы активизации мышления весьма эффективны в развитии отдельных интеллектуальных характеристик, улучшают параметры знаний. Но они не способствуют формированию новых интеллектуальных структур, обеспечивающих успешность будущей профессиональной деятельности. Объясняется это тем, что интеллектуальная структура специалиста возникает в ходе органически связанных между собой процессов накопления и упорядочения знаний в определенной профессиональной деятельности, способствующей повышению скорости мыслительных процессов (интуиции) в конкретных проблемных ситуациях.
Важность ориентации на категорию «интеллект» в данном случае связана с тем, что именно этим обобщенным термином можно обозначить способность студентов к постепенной адаптации к профессиональной деятельности, которая обусловлена определенными психическими структурами, формирующимися уже в учебной деятельности. Таким образом, развитие и проявление интеллекта возможны лишь в конкретной деятельности, в которой процессы интеллектуального развития и обучения по применению знаний являются неразрывно связанными и взаимно обусловленными.
Таким образом, необходим целевой подход ориентирующий все компоненты обучения в отношении целесообразности формирования мышления будущего специалиста, которое определяется дуалистическим характером. С одной стороны, мышление — информационный процесс восприятия, сохранения, переработки создания, использования информации в профессиональной и жизнедеятельности, уровень протекания которого зависит от интеллектуальных возможностей обучаемых. С другой стороны, мышление — поиск человеком смысла своей деятельности, жизни, более узкопрофессиональное самоопределение, своеобразная векторная составляющая обретаемой информации, определяющая ее упорядочение в соответствии с личностными установками мировоззрением.
В свете сказанного следует обратить внимание на информационно-деятельностный подход к профессиональной подготовке и развитию личности обучаемого. Главной его идеей является организация учебно-профессиональной деятельности с учетом двойственной природы мышления. Суть в том, что преподаватель, будучи организатором самостоятельной работы, должен не просто излагать учебную информацию, а обращать внимание студентов на характерные особенности передаваемой информации и давать рекомендации по углублению знаний, организовывать получение навыков по их применению. Приведем пример. Определение производной функции — одно из основных, базовых понятий математического анализа. К сожалению, у студентов возникает представление о том, что в любом случае производная — это скорость движения. Однако это не так. Производную можно рассматривать как скорость, но скорость изменения функции относительно ее аргумента.
В подобных случаях самостоятельную работу студентов полезно обогатить специальными заданиями на определение различных скоростей (движения, роста стоимости во времени, относительно затрат и т.п.). В результате повышается точность знаний и, что еще более важно, приобретаются необходимые навыки их практического использования. Целесообразно применение заданий, организующих изучение различных методов решения задач. При этом можно говорить о приобретении необходимого опыта самостоятельного поиска знаний, формировании обобщенных представлений о соответствующей методологии.
На практическом уровне информационно-деятельностный подход может быть представлен в виде системы теоретических или практических заданий, связывающих отдельные темы как одной учебной дисциплины, так и различных. Примером могут послужить комплексные межпредметные задания для самостоятельной работы студентов, в которых от темы к теме взаимосвязанных курсов учебных дисциплин (например, физики и математики, психологии и математики и т.п.) идет процесс непрерывного развертывания структуры деятельности студентов по решению профессиональных задач. Осуществляется постепенный переход от частных алгоритмов, изучаемых в рамках одной учебной дисциплины, ко все более общим. В состав системы комплексных заданий включаются учебно-профессиональные задачи, представляющие собой средство формирования профессиональной мотивации, интеллектуального развития, формирования профессиональных знаний в содержательном и процессуальном аспектах, умений самостоятельного поиска и создания информации. Учебно-профессиональная задача рассматривается и как индикатор профессиональной пригодности личности, средство профессионального самоопределения. Эффективность практической реализации информационно-деятельностного подхода в организации самостоятельной работы значительно повышается с использованием оргтехники. Устанавливается доступ к информации — через Internet и посредством электронных учебников. Возможно использование обучающих программ, моделирование будущей деятельности, программирование и использование пакетов для решения профессиональных задач.