Интернет-издательство «Контрольный листок»
Понедельник, 21.08.2017, 07:32
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 865
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2017, № 4
 
Культура
 
Истоки и причины нечтения
 

© Алла Нягашкина

 

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-80 гг. возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был сравнительно устойчивый образ-миф, но, в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературноцентристским». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек - все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране.

Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения, - все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Исподволь накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознается, привели нас к тому, что картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. Но, может быть, эти изменения вовсе не должны внушать нам какие-либо опасения? Ведь постоянно меняются наши взгляды и образ жизни.

В последнее два десятилетие, начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтения детей и юношества. Но для того, чтобы воочию увидеть - «почувствовать» эти процессы и понять происходящие тенденции, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте - «глобально», увидеть чтение целостно - как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе.

И нам пора изменить свою точку зрения как на чтение в целом, так и, особенно, на детское чтение. Ибо сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества.

Несколько лет назад, при подготовке в 2001 г. к Всероссийскому Конгрессу в поддержку чтения, впервые за последние десятилетия были поставлены вопросы, которые раньше показались бы просто невозможными:

«Не угрожает ли чтению в России опасность? Если да, то каким социальным группам? В чем именно она заключается? Каковы причины и какими будут последствия, если мы станем меньше читать? И вообще, насколько и чем это опасно, да и опасно ли? Какова сегодня цена нечтения и ценность чтения?»

Актуальность проблем, связанных с детским чтением, осознается всеми, кто имеет отношение к образованию и культуре. По данным Российской книжной палаты, по сравнению с 1990 г. тиражи книг для детей сократились более чем в 5 раз. По свидетельству Минпечати, в течение последних 10 лет в России не проводились фундаментальные исследования детского чтения и книгоиздания для подрастающего поколения. Кроме того, в стране нет целостной государственной просветительской политики.

Целесообразно задаться вопросом, возвратить действие на себя и предпринять попытку другого рода — попытку осмысления причин потери интереса к чтению, находящихся на первый взгляд за пределами самого общения человека с книгою. Такие попытки предпринимались многократно, но безотносительно к дошкольному детству. Всех говорящих о проблемах детского чтения интересует школьник, его читательская биография и условия становления его как читателя.

Но наша ментальность такова, что приобщение детей к художествен-ному слову начиналось задолго до школы, в раннем возрасте. Свидетельство тому — богатейший детский фольклор с его разветвленной жанровой системой и системой обрядовых действий, сопровождавших ребенка в первые годы жизни. Своим звучанием слово доставляло малышу не только эстетическое наслаждение. Оно несло в себе смысл его появления на свет как продолжателя рода, родовых и семейных традиций и — более того — традиций. С этой точки зрения фольклор, адресованный младенцу (а это колыбельные песни, пестушки, потешки, не только вид словесного искусства, система психолого-педагогического воздействия на ребенка, но и, что очень важно, философия жизни человека, семьи, народа.

Все, что удавалось развить в этот период, впоследствии закреплялось и расширялось во время слушания сказок, семейного и школьного чтения. Процесс художественного развития ребенка не зависел от материального положения семьи, наличия свободного времени у взрослых, стоимости книг. Для людей ушедших эпох это область сознания, область духа, нечто надматериальное.

Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художествен-ном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется ее конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению. Зададимся ещё раз вопросом: «Для чего современному человеку чтение? Что оно дает ему?». Ведь, если вспомнить философию горьковского Макара Чудры, оно «не хлеб, не палка», без него люди жили и проживут. В прежние времена книга была источником знания. Но сейчас знания для многих перестали быть ценностью, а количество источников для их приобретения увеличилось. В прежние времена книга, чтение нужны были человеку для нравственного очищения и даже перерождения. Сейчас человек старается не задавать себе вопросов нравственного содержания, хочет быть свободным от них. Литература для многих из тех, кто еще читает, желательна как приятное, легкое занятие, отдых, просто «жвачка для глаз», т. е. заполнение вдруг, неожиданно появившегося свободного времени.

Жизнь человека сегодня нестабильна. Она зависит от социальных и природных стихий. Чтение не помогает обрести устойчивость в жизни. Наоборот, в процессе чтения книги внутреннее равновесие может быть нарушено, могут возникнуть те вопросы, которые приведут к душевному разладу, деструкции, психологическому дискомфорту.

На книги необходимо тратить деньги. И дело не в том, что лишних денег у большинства населения нет. Дело в том, что слишком много других соблазнов. Исследователи отмечают: внутренние, происходящие в нашей стране изменения являются следствием того, что российское общество становится «частью глобального общества с ориентацией на комфорт и потребительские ценности» (В. Соловей).

Детская литература в какой-то степени тоже стала статьей потребления, обслуживания детства. Неоднократно говорилось о том, что прикладной характер детской литературы в дошкольном учреждении буквально узаконен. Нет ни одной методики, где бы не использовалась детская литература как вспомогательное средство. Такой подход свидетельствует о том, что взрослые видят в литературе не искусство, каким она является, а сумму методических приемов, способствующих решению отдельных задач, среди которых нет задачи воспитания читателя.

В процессе решения проблем, не связанных или связанных косвенно с чтением и литературой, в дошкольном учреждении все чаще используются методы и приемы, превращающие занятия в шоу, клоунаду. Глубокое по содержанию произведение, которое может быть интересно детям само по себе, низводится до уровня легковесной забавы. Такой подход объясняется, с одной стороны, поиском новых путей приобщения к чтению, а с другой — гиперактивностью нынешних дошкольников, их неумением и нежеланием сосредоточить внимание на том, что обыденно. Думается, дело здесь не в дошкольнике, а во взрослом, который потерял способность искать смысл в обыденном, внутреннем, простом, но значимом, погнала «блеском» жизни и не может остановиться в его поиске, а «блеск» оказался ложным, ненатуральным, приносящим минутное удовлетворение и наступающий за ним длительный душевный разлад. О том, что иные методы и приемы, видимо, являются нецелесообразными, свидетельствуют цифры: за последнее десятилетие читателей стало на 18% меньше). Только 7% родителей регулярно читают книги своим детям. «А ведь когда-то таких было большинство — 80%».. Эти же цифры утверждают в мысли: чтение перестало быть национальным приоритетом.

Без серьезного внимания исследователей остается и процесс раннего овладения техникой чтения процесс, зачастую продиктованный желанием взрослого, а не ребёнка, хотя отдельные замечания по этому вопросу существуют . Между тем зарубежные психологи пришли к выводу: дошкольники, овладевшие техникой чтения по настоянию взрослых, не наигравшиеся в дошкольном детстве, учатся хуже тех, кто пришел в школу не умеющим читать. Ранняя усталость от чтения, овладения его техникой впоследствии закрепляется в школе, вызывает отрицательные эмоции при виде книги, которые усугубляются педагогически неграмотным поведением взрослых, рассматривающих книгу и процесс чтения как наказание.

Уже давно отмечено, что развитие современного дошкольника происходит вне культурного контекста. У взрослых, находящихся рядом с малышом, почти отсутствует потребность в чтении, в общении с искусством, в собственном творческом выражении. В первую очередь под влиянием средств массовых коммуникаций изменилось представление о пути в искусство («Круто! Ты попал на ТV.», об эстетических критериях оценки и функциях искусства, оказались размыты его общечеловеческие ценности, хотя в практической жизни само понятие «искусство» расширилось. Теперь уже в ряду классических видов, среди которых литература, живопись, музыка, архитектура и т. д., стоят дизайн, компьютерная графика и т. д., и, казалось бы, потребность в эстетически развитом человеке, умеющем понимать и творить прекрасное, увеличилась. Но опять-таки существующее ныне мнение о том, что творцом может стать каждый, не способствует воспитанию в детях трудолюбия, упорства, желания длительно и кропотливо работать над собственным творческим развитием, без чего невозможно формирование эстетически значимой личности.

Кроме культурологических, т. е. находящихся внутри самого искусства слова, и социальных проблем нечтения, отмеченных ранее, существует и проблема готовности дошкольного учреждения, семьи, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, к развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, начальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой.

В дошкольном возрасте ребёнок не способен самостоятельно приобщиться к чтению. Современные дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Раньше мы могли говорить о том, что дошкольник начинает читать, вдохновившись примером старших детей в семье. Сегодня большинство семей однодетны. В двудетных семьях возрастная разница между детьми может быть или слишком незначительной, или, наоборот, значительной настолько, что младший ребенок не может наблюдать процесс становления старшего как читателя, процесс его овладения грамотой, когда привлекает не столько книга, сколько магия сложения слова из букв, магия труда, приводящего к постепенной победе над нечтением. Читательский пример в семье отсутствует не только со стороны детей, но и со стороны взрослых. На бытовом уровне это объясняется нехваткой времени, недостаточной финансовой возможностью покупать книги, тягой к искусству кино. Думается, дело не в этом. У взрослых, особенно у 20—35-летних, не выработана потребность читать, не сформировано представление о роли книги и чтения в человеческой жизни. Образ человека читающего у большинства современных молодых людей, какими являются родители нынешних дошкольников, связан с такими понятиями, как нищета, отсутствие успеха в обществе, медленный карьерный рост, невостребованность у противоположного пола, финансовая несостоятельность, не позволяющая пользоваться благами жизни.

Иногда - об этом свидетельствуют воспитатели детских садов молодые родители, бравируя своим нечтением, смеются над детьми, желающими читать, мотивируя это тем, что книга никому еще кошелек не наполнила. Через некоторое время то же самое делают дети. Социальные гримасы такого рода вольно или невольно (бездумно) поддерживаются прессой. В ней с восторгом говорится о тех, кто заработал состояние без всякого пиетета

(Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к чему-нибудь) к чтению и образованию.

Чтобы опровергнуть негативное мнение о книге у родителей и убедить детей в пользе чтения, работнику дошкольного учреждения нужно обладать обширными знаниями не только детской литературы, но и психологии и социологии чтения, психологии ребенка; нужно иметь глубокое представление о функциях искусства, что бы оперировать ими; нужно хорошо пони-мать, что педагогические условия делают процесс приобщения детей к чтению эффективным. Знания и представления воспитателя должны постоянно обновляться. Для этого он сам должен быть читателем. По материалам социологического исследования, отвечая на вопрос о своих жизненных ценностях, такой приоритет, как «полноценное приобщение к культуре», выделили, посчитали важным для себя только 11,6% воспитателей. При этом в структуре досуга почти половина опрошенных (48,3%) на второе место поставили чтение художественной литературы. Но качество читаемой литературы, цель чтения и наличие в круге чтения воспитателя литературы для детей не исследовались.

Нам давно надо понять, вернее, возвратить то понимание, которое существовало в России примерно до 60-х годов ХХ в.: без литературы, без чтения как процесса обдумывания той жизни, которая отражена в произведении, будь то реальность или игра ума, невозможно развитие ни человека, ни государства. Чтение в первую очередь нужно для того, чтобы сохранить и постоянно развивать умение мыслить, чтобы остаться человеком: не разменять себя как личность нравственную. Чтение как образ жизни должно войти в мировоззренческую систему координат. А сегодня литература, чтение не оказывают того воздействия на человека, которое изначально, по признаку принадлежности к искусству, заложено в них. Содержание текста воспринимается как развлечение или нудное занятие, не переводится в мировоззренческий план восприятия. За развлечением не следует обдумывание, осознание, выработка стратегии жизни.

Повторюсь, чтение дошкольника как процесс общения с книгой цел-ком зависит от взрослого. На этапе раннего и дошкольного детства он вынужден доверять взрослому не только организацию самого процесса (выбор книг, содержание чтения, его длительность, интенсивность, но, что очень важно, и направление его дальнейшего читательского пути, поскольку сам — в силу своего общего и читательского развития — не может отыскать адекватное словесное выражение этим потребностям даже в том случае, когда они уже находятся на стадии формирования. Далеко не всегда ребенок способен объяснить, почему он хочет слушать ту или иную книгу, почему он перевоплощается в того или иного героя. Таким образом, задача формирования в ребенке грамотного читателя (синонимы: компетентный, талантливый, квалифицированный, большой) стоит перед взрослым — родителем или воспитателем. Первоначально ребенок не принимает активного участия в этом процессе.

До сих пор в деле формирования в ребенке читателя исследователи выделяли ряд частных задач:

• развитие интереса к книге, к чтению, к процессу анализа художествен-ного произведения

• постепенное развитие способности воспринимать текст как эстетичес-кое явление;

• развитие таких психических процессов, как мышление, воображение, внимание, память, необходимых для качественного общения с книгой (Л. М. Гурович, И. Н. Тимофеева, И. И. Тихомирова; так считал и автор до 2003 г.).

Решение этих задач связывалось с ребёнком, его речевыми умениями, аналитическими способностями, уровнем его представлений о литературе. Но практика показывает: в современном бескнижном мире задачи эти в первую очередь надо решать относительно взрослого человека, причем не столько на частном, технологическом уровне, сколько на мировоззренческом. В систе-ме взглядов человека на мир чтение должно занимать определяющую пози-цию. Мысль не новая, но именно сегодня ее следует актуализировать.

Напомню: отсутствие чтения, книги в системе ценностных координат человека — кризисное явление всей современной цивилизации. Кризис начинает затягиваться, и, как уже говорилось, никто не ищет выхода из него на этапе дошкольного детства. Соответственно одно нечитающее поколение сменяет другое. Если попытки выхода из кризиса и предпринимаются, то только в процессе поиска новых форм, методов, приемов работы, что ведет к оживлению самого процесса, но не к системным положительным изменениям в нем.

В Конвенции о правах ребенка (1989) говорится: основную ответстве-ность за воспитание ребенка несут родители. Однако чтение как ценностная мировоззренческая координата современного человека должно быть рассмотрено на уровне дошкольного детства и дошкольного учреждения. Семье в данном случае приходится отвести роль второго плана с перспективой ее изменения в будущем при условии тесного сотрудничества с дошкольным учреждением. Думается, такой порядок целесообразен, потому что большая часть детей сегодня воспитывается в детских садах и большую часть своего времени ребенок проводит вне дома. В детских садах работают те люди, которые, в отличие от многих родителей, имеют специальные знания в области детской литературы, детского чтения, психологии, педагогики. Именно эти знания представляется возможным актуализировать, а затем передать другим — детям, родителям.

Думается, еще и потому, что давно пришла пора признать дошкольное учреждение первым и главным центром в образовании и развитии того человека, которому предназначено провести начальный этап своей жизни не только в семье. Ведь современные работающие родители и современные нуклеарные (замкнутые) семьи при всем желании не могут создать грамотную систему приобщения детей к чтению. Пора признать и то, что детство человека, проведённое без книги, без художественного слова, нельзя назвать полноценным, потому что это детство вне культуры, вне родного языка, вне традиций, вне того идеального познания сущности мира, которое даёт настоящее, эстетически значимое произведение и которое потом преобразуется в нравственный капитал, в знания, остающиеся с человеком навсегда. Вот что говорил в этой связи главный редактор журнала «Русская словесность» А. И. Княжицкий: «Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни — он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и вн-ков. Понять вопросы, которые задает человеку мир, понять не просто умом, а всем им существом и, пусть иногда подсознательно, всем ходом своей жизни ответить на них — вот конкретная в высшей степени прагматическая задача»

Очень редкие дошкольные учреждения имеют тесную связь с детской библиотекой города, микрорайона. Это сложившееся положение дел необходимо нарушить. Ведь грамотный библиотекарь - самый лучший и бескорыстный помощник воспитателя, обладающий специальными знаниями в поиске и оценке книг, умеющий следить за информацией о выходе новых изданий. Библиотекарь — систематически читающий специалист, поэтому он спосо-бен дать квалифицированный отзыв о книге для детей и вписать ее в круг чтения ребенка определенного возраста.

В группах не мешало бы иметь разные типы детских книг: книжки-игрушки, элерманы (книжки, обложка и страницы которых сделаны из картона, книжки-панорамки, книги с надувными страницами, вырубки, стикерсы (книжки с наклейками, видеокниги и т. д. Это дорогая продукция, но она необходима для детей. Такие книги вызывают интерес и положитель-ные эмоции не только у малышей, но и у взрослых, способствуют развитию ребенка. Их нужно показывать не только детям, но и родителям, говорить об их значимости, советовать приобретать для домашней библиотеки. Они приносят большую пользу, нежели внушительные по весу и солидные по оформлению книги подарочного формата, которые детям трудно взять в руки и самостоятельно рассматривать.

У старших воспитанников огромный интерес вызывают оригинальные, выполненные в виде различных фигур и форм художественные тексты, называемые визуальной поэзией или фигурными стихами, качественные записи для детей с участием писателей, поэтов, артистов, мастерски читающих литературные произведения. Необходимо найти возможность выписывать детские литературно-художественные журналы. Они помогут воспитателю быть в курсе развития детской литературы, а для детей станут интересным чтением и стимулом для творческого или познавательного становления.

Вот здесь-то и поможет тесная связь с библиотекой, регулярные обзоры поступлений детских книг, обсуждение прочитанного, наблюдения и обмен мнениями по поводу того, как дети воспринимают литературные новинки.

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный…

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Тихонова И., Жильцова В. Читай, и ты полетишь! // Библиотека. — 2002. — № 7. — С. 14-17.
  2. Гриценко З. Истоки и причины нечтения. // Дошкольное воспитание. – 2008.- №4. – С. 33-41, №7. – С. 33-41.
  3. Плотников С. Н. Чтение и экология культуры //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 64.
  4. Через чтение в мировое образовательное пространство /отв. Ред. Н. И. Сметанникова. – М.: ИТОП РАО, 2001.
  5. Бирюкова Л. Г. Грамотность в меняющемся мире //Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по пробл. чтения. – М.:Либерея, 1997.
  6. Вин М. Ленивые читатели //Первое сентября. 1995. №99. С. 4.
  7. Ринг К. Чтение в информационном обществе //Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по пробл. чтения. – М.: Либерея, 1997.
  8. Чудинова В. П. Чтение детей как национальная ценность //http://teacher.fio.ru/news.php?n=28151&c=1441
  9. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран //Социологические исследования. 1994. N 3. С. 98-102.

 

Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz