Интернет-издательство «Контрольный листок»
Среда, 22.11.2017, 23:23
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 919
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2016, № 1
 
Редкие публикации
 
История формирования и развития социологических идей о труде
 

1. Возникновение и развитие социологии как науки

 

Социология как самостоятельная наука об обществе сложилась в середине XIX в. в результате дифференциации наук, изучающих общество. Термин «социология» (буквальный перевод - учение о состоящих в сообществе) впервые был введен французским ученым О. Контом.

Буржуазная социология XIX в. развивалась под влиянием позитивизма О. Конта и Г, Спенсера. Отличительной особенностью позитивизма является признание им единственным источником истинного, положительного (позитивного) знания конкретных (эмпирических) наук. По мнению позитивистов, философия как особая наука с ее теоретическими спекуляциями и умозрительными конструкциями не имеет права на существование. Они провозгласили создание принципиально новой «неметафизической» «позитивной» науки об обществе, построенной по аналогии с естественными науками.

Социологи-позитивисты предпринимали попытки объяснить причины развития и структуру общества. Развитие общества виделось им в виде прямолинейной эволюции, а структура общества сводилась к механическому соподчинению различных факторов. В зависимости от того, какому фактору в развитии общества отводилась наибольшая роль, существовал ряд направлений в западной социологической мысли XIX в. Крупнейшими социологами конца XIX - начала XX в., оказавшими значительное влияние на развитие буржуазной социологической мысли, признаны Ф. Теннис, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето, считающиеся классиками западной социологии.

Большое внимание изучению проблем труда уделял французский социолог Э. Дюркгейм, центральное место в работах которого отведено коллективным представлениям и их влиянию на индивида. Отношение общества и личности в связи с разделением труда явилось предметом книги Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» переведенной в России в 1903 г. Важнейшим явлением, исследуемым автором, стала «социальная солидарность», в которой он выделял механическую и органическую солидарность.

Марксистско-ленинская социология сформировалась в рамках общей теории марксизма-ленинизма. Социологическими идеями пронизаны многие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Задача отделения важных общественных явлений от неважных в их постоянном переплетении была неразрешимой для социологов до К. Маркса и Ф. Энгельса, отмечал В. И. Ленин. Социологи до К. Маркса и Ф. Энгельса не умели найти объективного критерия для их разграничения. В этом заключается корень субъективизма буржуазной социологии.

Установив, что в основе структуры общественных отношений лежат производственные отношения, К. Маркс и Ф. Энгельс нашли тем самым объективный критерий, позволяющий в многообразии общественных связей и отношений отличить существенное и необходимое от второстепенного и случайного.

Для трудовиков, как экономистов, так и социологов, особый интерес представляет то, что в «Капитале» - основном произведении К. Маркса - исследуются не только экономические, но и социальные закономерности. В нем К. Маркс предпринял комплексный анализ экономических основ капиталистического общества.

В. И. Ленин писал о «Капитале»: «Потому-то «Капитал» и имел такой гигантский успех, что эта книга «немецкого экономиста» показала читателю всю капиталистическую общественную формацию как живую - с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями».

К. Маркс и Ф. Энгельс во многих своих трудах применяли методы исследования, которые сейчас относят к социологическим: анкетирование, включенное наблюдение, изучение документов. Классическим примером в этом отношении является работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». В этой работе, где детально изучаются условия труда и жизни пролетариата, используются помимо личных наблюдений и материалы парламентских отчетов, свидетельства газетных публикаций, работы врачей-гигиенистов и этнографов.

К. Маркс для анализа положения рабочего класса во Франции разработал «Анкету для рабочих». Анкета состояла из четырех частей и включала 99 вопросов2. Исследование с помощью такой анкеты позволяло выявить половозрастные характеристики рабочих, уровень их заработной платы, продолжительность рабочего дня, ночного и дневного труда, перерывов на. еду, получить характеристику условий их труда - сведения о площади производственных помещений, о вентиляции, освещении, уровне шума, о санитарных условиях. Предполагалось исследовать влияние работы на физическое состояние, заболеваемость рабочих, условия их проживания, питания и др. Таким образом, данные исследования позволяли в комплексе охарактеризовать условия труда и быта рабочих.

Разработка экономических основ капиталистического общества и классовой борьбы не требовала детального анализа всех социальных явлений и процессов. К. Маркс в «Капитале» отмечал: «.»У нас не было необходимости в том, чтобы рассматривать рабочего в его отношении к другим рабочим». Поэтому марксистская социология на том этапе развивалась как познание законов развития и смены общественно-экономических формаций, экономической основы жизни общества, обоснования классовой

борьбы.

В новых условиях общественного развития - на стадии империализма - марксистская социология была развита В. И. Лениным. В. И. Ленин детально разработал вопрос о субъективном факторе в истории, дал определение понятия «классы», обогатил теорию государства. Работы В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», «Социология и статистика» и другие служат образцами исследования социальных процессов.

Отдельные стороны социологической теории К. Маркса и Ф. Энгельса получили также развитие и конкретизацию в трудах Г. В. Плеханова, А. Бебеля, раннего К. Каутского, А. Лабриолы, П. Лафарга, Ф. Меринга, Р. Люксембург.

Таким образом, социологические исследования имеют глубокие традиции в марксизме.

Социология в России. Немарксистская социология в России возникла в конце 60-х годов XIX в. в русле позитивизма под влиянием идей О. Конта и развивалась параллельно с западноевропейской буржуазной социологической мыслью.

На развитие русской социологии наибольшее влияние оказали идеи О. Конта о разграничении законов развития и законов функционирования, о выявлении факторов, влияющих на стабильность и изменение социальных систем, его характеристика социологии как «естествознания общества».

Социологические идеи в России зарождаются после отмены в 1861 г. крепостного права, когда начался переход от феодального строя к капиталистическому, сопровождаемый ускоренным накоплением социального опыта во всех слоях и группах общества.

В русской социологической теории возникали оригинальные идеи, и в ряде случаев она опережала буржуазную западную социологию. Русская немарксистская социология представлена рядом талантливых, образованных, обладавших разносторонними дарованиями ученых. Среди них М. М. Ковалевский, Л. И. Мечников, П. А. Кропоткин, Е. В. Де Роберти и др.

При оценке русской немарксистской социологической мысли следует исходить из ленинских положений об отношении марксизма к идейному содержанию предшествовавшей общественной мысли в России.

Большое методологическое значение в этом плане имеет работа В. И. Ленина «От какого наследства мы отказываемся?» В ней В. И. Ленин подчеркивает необходимость находить в идейном наследии прошлого рациональные моменты в соответствии со временем их существования. Так, в ряде немарксистских социологических концепций есть критика идеологии самодержавия, требования реформ в области просвещения. Отдельные социологические идеи М. М. Ковалевского, Л. И. Мечникова, П. Л. Лаврова и других ученых были научно ценными и прогрессивными для своего времени.

Позитивистская социология формировала идейную платформу разрушения привилегий дворянства, выступала с требованием ограничения самодержавия. Отдельные идеи марксизма впервые стали распространяться в России именно благодаря немарксистским социологическим публикациям.

После 90-х годов XIX в. стало складываться новое понимание социологии как одной из многих социальных дисциплин, имеющей свой собственный предмет исследования. Подчеркивалось, что среди общественных явлений есть такие, которые изучаются только социологией. К ним относятся формы социального взаимодействия, общие виды и типы общения и т. п. Наиболее четко эту позицию отразил П. А. Сорокин, по которому социология изучает родовые признаки всех общественных явлений и зависимость между ними. По П. А. Сорокину, социология является общей теорией социального аспекта жизни.

В 1897 г. вышел в свет первый учебный обзор по социологии на русском языке - книга Н. И. Кареева «Введение в изучение социологии». Обзор включал библиографию - 880 работ, 260 из которых принадлежали перу русских ученых. Первая русская социологическая кафедра была создана в Психоневрологическом институте, открытом в 1908 г., где преподавали М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев. Весной 1916 г. состоялось учреждение Русского социологического общества им. М. М. Ковалевского.

По своему содержанию русская немарксистская социология представляет совокупность противоречиво развивавшихся теорий. Натуралистические направления пытались обосновать своеобразие социально-культурного развития такими географическими факторами, как климат, почва, система рек. Сюда, в частности, относится географическое направление (Л. И. Мечников). Органицизм - органическая школа в социологии - сложился под влиянием биологических наук. При этом общество отождествлялось с биологическим организмом. Анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин) проповедовал уничтожение государства и буржуазный индивидуализм. Психологическое направление (Е. В. Де Роберти) преувеличивало роль психологических факторов в социальном развитии.

В 60-80-е годы XIX в. наиболее значительным явлением в русской немарксистской социологии предстают социологические теории народничества. Народники выдвинули идеи о возможности некапиталистического развития России посредством активного вмешательства в ход исторического процесса. Особую роль в развитии России они отводили крестьянской общине. В народнической социологии получили большое распространение субъективно-волюнтаристические идеи. Воля, желание, идеалы людей как активное начало противопоставлялись объективному ходу истории. Определяющими социологи-народники считали такие свойства личности, как интеллектуально-критическая способность, воля, эмоционально-действенная активность. Они утверждали, что развитие общества зависит от действия критически настроенной социально активной личности. Капитализму народники противопоставляли «народное производство» - кустарные промыслы и артели. Проповедь «народного строя» получила наиболее яркое отражение в так называемой теории малых дел, направленной на улучшение отдельных сторон народной жизни.

Значительное место в социологии народничества занимали психологические теории, пытавшиеся рассматривать проблемы социального развития в категориях психологии. Развитие социологии народничества характеризовалось усилением субъективизма.

Упадку народничества в значительной степени способствовало распространение марксизма в России, его критика мелкобуржуазных субъективистских теорий народников.

Серьезной критике народнические социологические концепции подверг в 80-е - начале 90-х годов Г. В. Плеханов, раскрывший научную несостоятельность взглядов народников на развитие общества. Окончательное поражение народничеству нанес В. И. Ленин в работах «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894 г.), «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1894 г.). В. И. Лениным проанализированы классовые корни народничества, раскрыт их социологический субъективизм, внеисторический взгляд на развитие капитализма в России. Субъективизму народников В. И. Ленин противопоставил «социологический реализм».

Ярким представителем плюрализма в социологии является М. М. Ковалевский - один из самых крупных русских социологов-немарксистов, историк, этнограф, правовед. В его творческом наследии значительное число социологических произведений, написанных в начале XX в.: «Современные социологи», «Очерк развития социологических учений», «Социология» в двух томах, «Современные французские социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии». Предметом интереса М. М. Ковалевского в социологии были ее связи с историческими науками, социальные закономерности и происхождение основных социальных институтов («генетическая социология»), многофакторная основа общества, сравнительно-исторический метод исследования.

Центральное место в теории М. М. Ковалевского занимает учение е социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразия ее форм.

Пытаясь избежать односторонности существующих социологических взглядов, М. М. Ковалевский стремился обобщить положительное в подходе к изучению общества различных социологических направлений. Эту задачу он решал опираясь на принцип плюрализма. Социальный прогресс, по М. М. Ковалевскому, происходит под влиянием многих причин, среди которых невозможно выделить какую-либо одну, главную.

Важным моментом социологии М. М. Ковалевского было признание преходящего характера частной собственности, объективно направленное против буржуазных теорий, утверждающих ее вечность и незыблемость. В то же время в политике он нередко придерживался консервативной позиции, отрицая необходимость классовой борьбы и революции.

В начале XX в. наряду с плюралистической теорией М. М. Ковалевского широкое развитие получает неопозитивизм (К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин, А. С. Звоницкая). Для него характерно стремление переосмыслить предмет и методы социологии. Исходной единицей социального анализа объявляются не факторы, не групповая психология или психология отдельного человека, а социальные связи, социальное общение, взаимные услуги, взаимодействие. Неопозитивизм изучает функциональные связи между социальными явлениями в ущерб причинным.

Крупнейшим представителем позитивизма является П. А. Сорокин, первый профессор социологии в России. Его наследие составляют более 30 книг по различным социологическим направлениям, часть которых написана в России до отъезда в 1922 г. из страны. Его исследования включают практически все направления социологической науки. Это и социология познания, и социология культуры, и социология политики, и социология искусства. П. А. Сорокин явился одним из создателей современной буржуазной теории социальной стратификации и социальной мобильности.

В последней трети XIX - начале XX в. появились исследования, посвященные социальным проблемам труда. Среди них книга В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России» (1869 г.); работа К. А. Пажитнова с тем же названием (1906 г.); статьи об условиях и организации труда, о производственных заболеваниях, об оплате труда фабрично-заводских рабочих в журналах «Фабрично-заводское дело», «Промышленность и здоровье».

Марксистская социология в России начинается с работ Г. В. Плеханова и работы В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», продолжившей переворот в науке об обществе, осуществленный К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 

2. Развитие социологических идей о труде в СССР в 1920-30-е годы

 

Для отечественной социологии послеоктябрьских лет характерно стремление к разработке теоретических вопросов на основе социальной практики, связанной со становлением и развитием социалистических общественных отношений.

Непреходящее значение для развития социологического знания имеют произведения В. И. Ленина послеоктябрьского периода, в которых он разрабатывал марксистские положения о характере труда при социализме, о роли дисциплины и организации труда, об управлении и необходимости работать по-новому. Это такие его работы, как «Лучше меньше, да лучше», «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин», «Как нам реорганизовать Раб-крин», «От разрушения векового уклада к творчеству нового» и др.

Для исследований в области прикладной социологии большое значение имела идея В. И. Ленина, высказанная при создании Социалистической академии, о необходимости провести ряд социальных исследований. В речи о хозяйственном строительстве на IX съезде РКП (б) в 1920 г. В. И. Ленин отмечал: «Если бы... дали бы нам хоть один пример... дали бы анкету с точным обследованием вопроса... тогда бы мы стали много умнее...».

Большой вклад в развитие общественных наук в 20- 30-е годы внесли работы А. А. Богданова, создателя «всеобщей организационной науки» - тектологии, и Н. И. Бухарина. По книгам Н. И. Бухарина, развивавшим «теорию равновесия», - «Экономика переходного периода» и «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии», выдержавшей восемь изданий, - и по другим его работам в 20-е годы приобщались к марксизму.

Как сторонник позиции В. И. Ленина о необходимости нэпа, Н. И. Бухарин последовательно разрабатывал и отстаивал идеи новой экономической политики, видя в ней долгосрочную стратегию социалистического государства. С новой экономической политикой Н. И. Бухарин связывал использование в народном хозяйстве экономических методов управления, которые основываются на широком развитии товарооборота, способствующего строительству QCHOB социализма. В докладе «О новой экономической политике и наших задачах» он отмечал: «Смысл новой экономической политики, которую Ленин... назвал правильной экономической политикой (в противоположность военному коммунизму, который он... охарактеризовал как «печальную необходимость», навязанную нам развернутым фронтом гражданской войны), - в том, что целый ряд хозяйственных факторов, которые раньше не могли оплодотворять друг друга, потому что они были заперты на ключ военного коммунизма, оказались теперь в состоянии оплодотворять друг друга и тем самым способствовать хозяйственному росту».

В 20-30-е годы было проведено значительное число социологических исследований, в том числе в сфере труда. Результаты теоретических и эмпирических исследований широко публиковались. В них содержались ценные социологические подходы и идеи. Целый ряд их не потерял значения до настоящего времени.

Большой вклад в становление советской науки о труде внес акад. С. Г. Струмилин, ученый обширной эрудиции. В сфере его научных интересов на протяжении нескольких десятилетий находились наряду с социологией труда различные направления экономической науки - планирование, ценообразование, экономика труда, управление народным хозяйством, а также философия, история, статистика. Его первая книга «Богатство и труд», написанная до революции, к 1918 г. выдержала уже четыре издания. В 20-е годы С. Г. Струмилин активно участвует в исследовании наиболее актуальных проблем марксистской социологии - труда, образования и воспитания, социальной структуры советского общества, состава рабочего класса, положения рабочей молодежи, проводит первые конкретные социологические исследования рабочего быта с помощью анкетирования, собрав к середине 20-х годов значительный материал о быте рабочих как важнейшей составной части их образа жизни.

Под руководством С. Г. Струмилина в первые годы Советской власти активно изучались проблемы бюджета времени. Итоги исследований нашли отражение в статьях «Бюджет времени русского рабочего в 1922 г.», «Бюджет времени русского крестьянина», «Бюджет времени служащих», «Бюджет времени колхозников» и др. В течение 1922-1934 гг. было изучено более 100 тыс. суточных бюджетов времени разных слоев населения, опубликовано около 70 работ по этой проблеме.

Теоретический и методический интерес представляет работа С. Г. Струмилина «Квалификация и одаренность», опубликованная в 1924 г. В ней содержатся результаты анкетирования ученых Москвы, проведенного при содействии Центрального института труда (ЦИТ) и использованного для балльного измерения уровня способностей с помощью самооценки, а также установления взаимозависимости квалификации ученых и их одаренности.

С. Г. Струмилин разрабатывал социальные аспекты первого пятилетнего плана народного хозяйства. В монографии «Социальные проблемы пятилетки» он рассматривал вопросы труда, уровня и образа жизни в тесной связи с проблемами накопления и потребления национального дохода. В этой работе исследовались баланс использования рабочей силы в сельской местности и городах, динамика производительности труда, структура распределения труда в СССР, бюджет социально-культурного строительства и т. д.

В 30-е годы С. Г. Струмилин занимается вопросами взаимодействия науки и производства, технического прогресса (позже, в 50-е годы, - вопросами автоматизации производства), взаимозависимости плана и зарождавшегося в то время стахановского движения. Большое внимание С. Г. Струмилин уделял созданию научной терминологии о труде. Так, определение понятия «профессия», используемое и в настоящее время, было дано С. Г. Струмилиным.

С. Г. Струмилин внес большой вклад в разработку теории распределительных отношений при социализме, выступая одним из противников уравнительности в распределении.

Большой интерес представляет методический аспект исследований С. Г. Струмилина. Как отмечают известные советские социологи В. А. Ядов и А. Г. Здравомыслов, многие методические приемы, широко распространившиеся позднее в западноевропейской и американской социологической литературе, применялись С. Г. Струмилиным задолго до их «изобретения» в США. Так, при анализе способностей работников к различным видам деятельности С. Г. Струмилин использовал метод оценок по пятичленной шкале, впоследствии названной шкалой Терстоуна. Широко использовался им прием ранжирования, а также различные статистические методы обработки и анализа данных.

Социологическая проблематика активно изучалась в 20-30-е годы в рамках научной организации труда, для развития которой в тот период были характерны междисциплинарность и комплексность, изучение психофизиологических и социальных аспектов НОТ, широкое распространение психотехнических исследований.

 

(продолжение следует)

 
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz