Извращение к истокам - часть 2
Если повышение культурного уровня учеников предмет с такой программой обещать не может, то что же насчет увеличения нравственности? Увы, разочаровываться придется и здесь. Любовь к семье, с точки зрения чиновников, должна воспитываться с помощью следующих тем: «Правила устройства православного дома», «Православная семья как "малая Церковь”» (с.15); «Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки», «Духовно-нравственные и соматические последствия половой распущенности. Духовно-нравственные причины непослушания детей». Последний пункт умиляет особенно – значит, если дети не слушаются, значит, что-то у них с нравственностью не в порядке, бесовщина какая-то проникла! Что касается полового воспитания – то здесь детей опять предполагается запугивать некими «соматическими последствиями», так, в одной из «работ» православных ревнителей нравственности мы уже видели аргумент, что будто бы из-за добрачных связей на свет появляются дети-мутанты[10]. А то, что такое изуверское «воспитание» обычно и приводит к тяжелейшим психическим расстройствам, – это чиновников Минобра не волнует.
Как же предполагается бороться с детским «блудом»? В лучших православных традициях: «Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью со стороны ближних и Церкви в нравственном очищении. Пост и молитва как средства борьбы с грехом». В программе еще несколько раз подчеркивается необходимость изучения «Домостроя», который, видимо, составители считают идеалом нравственной семейной организации. Что ж, давайте обратимся к первоисточнику:
«И не ослабляй, бия младенца: если палкой его бьешь, не умрет, но здоровье будет, ты же, бия его по телу, душу его избавляешь от смерти. <…> И не дай ему власти в юности, но сокруши ему ребра, пока растет…». «Добрая жена, трудолюбива и молчалива, венец есть мужу своему… И встанет ночью, и сготовит пищу для дома, и дело даст слугам».
Вряд ли такому рецепту будет следовать значительная часть даже православного населения, не говоря уж об остальном.
Задумайтесь: ведь ученик, после обучения по этой программе, будет обязан всю подобную ахинею усвоить и даже сдавать по ней экзамен. И представьте себе, что будет, если он вдруг заявит, что никакого сверхъестественного мира нет вовсе? Или что современная «духовная поэзия» – это не искусство? Или что Россия – вовсе не Святая Русь? Или что секс вне брака – это не разврат, а нормальная для современного общества ситуация? Или даже если ребенок просто напишет местоимение «он» по отношению к Христу с маленькой буквы – двойка ему за все это, а родителям выговор за несоответствующее национальному духу воспитание.
Миф о том, что «Основы православной культуры» вовсе не являются тренингом по приобретению «истинно русской веры», достаточно прочен и живуч. Но, как видите, хватит и пяти минут с программой или с любым из существующих учебников по ОПК, чтобы понять - это действительно миф. Легко убедиться в мифологичности и другого убеждения: что курс будет добровольным. Известно, что его введение в сетку отдано в полное распоряжение местных властей, которые могут оформить все это как региональный компонент. Многие уже писали о том, что ни о какой факультативности и добровольности речи идти не может, раз вопрос решается не в конкретной школе, а на уровне местных администраций[11]. Да и внутришкольное решение в подавляющем большинстве случаев означает принудиловку: мало кто из учителей и родителей способен сопротивляться административному прессингу. Беспокоиться из-за введения предмета «по желанию» ни РПЦ, ни Минобр не стали бы – им нужно нечто другое…
Цели
Итак, ясно, что предмет под названием «Основы православной культуры» ни знаний о культуре не прибавит, ни повышению нравственности не поможет. С культурой все совсем просто: великая культура России – это, прежде всего, культура светская, основанная на синтезе российских особенностей с западными достижениями и получившая свое развитие начиная с XVIII в., т.е. тогда, когда православие навсегда утрачивает свою монополию и в области образования, и в области искусства. Что до народной культуры, то она с православной, мягко говоря, не совпадает, достаточно вспомнить, как в фольклоре относятся к священникам. Помните хотя бы одну русскую поговорку, в которой о попе речь шла бы в положительном контексте?
В XVIII – XIX вв. у классиков русской культуры, преподносимых в качестве образцов православной религиозности, отношение к ней было весьма критическим. Достаточно вспомнить знаменитые пушкинские «Гавриилиаду» и «Сказку о попе и работнике его Балде», «Воскресенье» Толстого, за которое великий писатель был отлучен от церкви. А теперь в учебниках по ОПК, призванных, по мнению чиновников, улучшить понимание Толстого школьниками, пропагандируется св. Иоанн Кронштадтский, Толстого в начале века нещадно травивший. А то, что бюрократизация церкви, ее консерватизм и поразительное невежество вызывали неприятие у образованных людей XVIII, XIX, начала XX вв., на уроках ОПК, разумеется, говорить не будут, да и из курсов истории соответствующие сюжеты уже почти исчезли. А знать это не менее важно для понимания того же Толстого, чем библейские сюжеты, и гораздо важнее, чем разбираться в отличиях православного поста от католического.
Между тем, то, что действительно нужно было бы знать по истории русской культуры, уже есть в существующих предметах. Православные каноны в архитектуре и живописи изучаются в курсе «Мировой художественной культуры». Библия и памятники русской религиозной литературы – в курсах литературы разных классов, причем там есть и «Житие протопопа Аввакума», даже упоминания о котором в учебниках по ОПК вы не найдете. В курсе истории должна преподаваться настоящая, а не фальсифицированная история отношений церкви и государства (хотя достойного отражения в учебниках последнего времени эти сюжеты не получают). И, наконец, особенности православия как религии могут изучаться в курсе религиоведения в сравнении с другими конфессиями – но как раз против существования в школах и вузах этого предмета иерархи РПЦ выступают буквально с пеной у рта. Сам Алексий II оценил религиоведение так: «Преподавание, оценивающее предмет веры и религиозную картину мира как миф, легенду, заблуждение, оскорбляет чувства верующих и деструктивно влияет на семейное воспитание» (Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. - М., 2001. – С. 9.). Патриарха не устраивает научный подход к изучению религии, но в школе должен быть именно и только он. Ну что делать, если некоторых истово верующих оскорбляет теория Дарвина? Запретить под этим предлогом преподавать теорию эволюции? А может еще заодно ввести изучение семи дней творения вместо геологических эпох? В итоге мы приходим к альтернативе: либо Закон Божий, причем с элементами национализма, либо наука.
Но, как сказано в министерском документе, часы на изучение ОПК будут выделяться за счет образовательных областей «Обществознание» (т.е. история и обществоведение), «Филология» и «Искусство», т.е. за счет именно тех предметов, где нормальное, а не «воцерковленное» изучение православия и российской культуры и должно идти! Причем количество часов для нового предмета выделяется огромное – по 1-2 урока в неделю на протяжении всех 11 классов (всего 844 ч.) (с.11).
Факт очевиден – для образовательной системы курс ОПК не то, что не нужен – просто вреден. Зачем же тогда он так активно внедряется?
Для чего он понадобился церкви – ясно очень хорошо. РПЦ не умеет привлекать верующих. Количество постоянно посещающих храмы ничтожно, а многие из тех, кто причисляет себя к православным, одновременно заявляют, что не верят в бога[12]. Более того, в ряде регионов РПЦ уже начинает уступать напору гораздо более мобильных и открытых конфессий, прежде всего различного рода протестантских церквей, а иногда и католичеству. РПЦ просто не умеет привлекать людей без государственной поддержки. Введение ОПК в общеобразовательную систему – реальная возможность сохранить и упрочить ведущие позиции. Но каковы мотивы власти?
Разговор об отсутствии в стране национальной идеологии навяз на зубах уже давно. Однако в действительности все уже решено. Государственная элита решила пойти по пути наименьшего сопротивления и взять то, что лежало на поверхности, а именно – хорошо известную триаду «православие, самодержавие, народность». Свои услуги по реанимации моментально предложила РПЦ, почуявшая возможность обретения былого влияния. Идеология подверглась незначительной корректировке – место самодержавия заняла так называемая «диктатура закона». Однако суть осталась той же: власть дана богом, и поэтому она едина с народом в православной вере. И не важно, сколько процентов этого народа живет за чертой бедности, сколько приближается к этой черте, сколько гибнет в войне, о причинах которой забыли, а сколько паркует свои иномарки в подземный гараж храма Христа Cпасителя. Причем все это совершенно не исключает прозападной политики, «рыночных реформ» и прочих признаков «хорошего тона» мирового бомонда. Для Запада у нас – демократия и рынок, а для внутреннего пользования – православие, народность и самодержавие.
Нормальный ответ на ненормальность: здоровая реакция на навязывание православия
Учителя
То, что положение вещей именно таково, подтверждает любопытный документ – «Открытое письмо студентов Московского Педагогического Государственного Университета», обращенное к президенту, главе правительства и министру образования[13]. «Студенты» защищают свое право получать религиозное (православное, конечно) образование и становиться педагогами, которые могли бы преподавать ОПК в школах. Мы оставляем за скобками то, что из всех преподавателей МПГУ текст подписали только работники истфака во главе с деканом, что явно свидетельствует об их собственном, а не студенческом, авторстве. Интересно другое – контекст, в котором выставляются обозначенные выше требования. Вот несколько характерных фраз: «Студенты исторического факультета МПГУ обращают самое пристальное внимание на тот факт, что против «Основ православной культуры» выступают именно те средства массовой информации, которые пытались склонить власти к "новому Хасавьюрту” с террористами, захватившими заложников в театральном комплексе на Дубровке. Тогда "информационные” и прочие террористы проиграли, их адвокаты решили теперь отыграться на Русской Православной Церкви и всей учащейся молодежи». Конечно, стоит поправить разгорячившуюся «учащуюся молодежь»: борьба против слияния государства и РПЦ началась уже давно, и уж тем более без всякой связи с чеченскими событиями. Еще одна цитата:
«Обращаем также внимание, что противники «Основ православной культуры» как-то странно молчат по поводу попыток внедрить в системе государственного образования "единую систему исламского образования в России", в том числе и исламский университет в Москве, который должен находиться на полном государственном обеспечении. Доводы сторонников "единого исламского образования" за государственный счет, что оно необходимо в противовес исламскому экстремизму, неубедительны и провокационны».
Прямое обвинение всех мусульман поголовно в экстремизме – иначе это интерпретировать нельзя. И, наконец, последнее:
«При всем уважении к правам и свободам представителей других традиционных конфессий России мы считаем, что основы их культур могут преподаваться в рамках предусмотренного образовательным Стандартом регионального компонента, в местах их компактного проживания. Большинство же граждан России идентифицируют себя как православные, поэтому совершенно очевидно то, что в общенациональном масштабе должен преподаваться именно факультатив "Основы православной культуры”».
Представьте себе американского сенатора, говорящего Мартину Лютеру Кингу: «При всем уважении к правам и свободам афроамериканцев, они - негры, и поэтому должны ездить в автобусах только на задних сиденьях» – это абсолютно то же самое.
Это пишут люди, которые уже преподают или будут преподавать ОПК. Очевидно, что их православие неотделимо от трепета перед властью и от шовинизма. Короче говоря – это типичное православие черносотенцев «Союза русского народа». Это и есть то, что нужно лидерам РПЦ и власти. Они нашли подходящие кадры.
«Воспитывать в детях страх Божий, преподавать им значение веры, вселять в их сердца любовь к Святой Церкви и преданность к Отечеству». Это не цитата из очередного патриаршего письма или министерского циркуляра, а выдержка из правил о церковноприходских школах от 13 июня 1884 г. В цитате выпущено одно слово – помимо преданности Отечеству церковные школы должны были воспитывать и верность царю. Но, несмотря на оказываемую им государственную поддержку, качество образования в светских земских школах было лучше на порядок. Более того, сама система религиозного образования ковала атеистов лучше любой пропаганды. Как показала история, ни царя, ни монархию она не спасла.
Сейчас государственный натиск на систему образования так силен, что, видимо, в той или иной форме курс ОПК или ему подобные в школе в ближайшее время появятся. По этому случаю стоит припомнить слова умного и циничного французского министра Талейрана, который, наблюдая за поведением реставрированной во Франции династии Бурбонов, произнес: «Они ничего не забыли и ничему не научились». В современной России православная церковь ведет себя сейчас точно так же. Курс на присоединение церкви к школе и превращение РПЦ в государственную конфессию проводится чем дальше, тем откровеннее…
Последняя историческая справка: в 1830 г., после 15 лет реставрации, Бурбоны были свергнуты окончательно.
Публикация ссылается на следующие источники:
1 См. "Всем епархиальным преосвященным" от 9.12.1999 № 5925
2 Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2001. – 256 с.
3 Основы православной культуры в первом классе: Книга для учителя./ Сост. О. К. Харитонова под ред. прот. В. Дорофеева. – М.: Издательский дом "Покров", 2002. - 192 с.
4 Сказку про православную Красную Шапочку читайте в разделе «КЮ!» «Скепсиса».
5 Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом "Покров", 2002. – 256с.
6 См. подробнее об этом: Соловьев С. Суд в Безбожном переулке // Новая газета № 91 от 9 декабря 2002 г. или http://atheism.ru/library/Solovyov_7.phtml; Соловьев С. Капля дегтя в бочке елея, или Суд в Безбожном переулке – 2
7 Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред. и старш. шк. возраста. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
8 Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 №14-52-876 ин / 16
9 Пресс-релиз: Об изучении в школах «Основ православной культуры» Министерство образования 18.12.2002
10 См. Cвящ. Артемий Владимиров Урок целомудрия // Педагогика № 4, 1997 или Журнал Московской Патриархии № 4, 1997
11 Оренина И. Богословие для малолеток: ни мышонок, ни лягушка, а неведома… Ч. 2.
12 Лучшее социологическое исследование по этому вопросу: Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. Под ред. К.Каариайнена и Д.Е.Фурмана. СПб.-М., 2000.
13 Открытое письмо студентов Московского Педагогического Государственного Университета