Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 19.04.2024, 08:12
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2014, № 3
 
Кабинет методиста
 
Личностно-культурологическая модель школьной географии
 
© А.С. Ермошкина, ведущий научный сотрудник лаборатории географии ГНУ ИСМО РАО, Москва
 
 
Потребность в модернизации
 
Трудно опровергнуть суждение, что первое учебное содержание было географическим: в древних человеческих сообществах старшее поколение учило младших поиску пищи и воды, укрытий от непогоды, выбору благоприятной для жизни территории.
Развитие человеческого общества, расширение Ойкумены, освоение суши и моря, недр и тропосферы продуцировало становление географической науки и географического образования. За много веков земная цивилизация создала мир географической культуры, разветвленную систему географических наук, изучающих природу и человека в условиях планеты Земля.
Школьное географическое образование, как отражение географической науки и особенностей развития общества, прошло путь от изучения конкретных фактов, описаний, номенклатуры к сложной методической системе, динамичной и обновляющейся.
К настоящему времени школьная география пришла с определенными достижениями и издержками, обусловленными факторами различного ранга. Для нас важна школьная практика, выявляющая недостатки и трудности системы, «узкие» места, несоответствие учебного предмета современным запросам общества.
Вынуждены признать сегодня как объективную реальность низкий рейтинг нашего учебного предмета, незаинтересованность в нем учащихся и родителей, критичное отношение многих учителей к методическому обеспечению учебного процесса, его качеству, отставанию от современных требований.
Проводимый лабораторией географии ГНУ ИСМО РАО мониторинг преподавания географии показывает, что большинство учителей считают недостаточным создание «линий» вариативных учебников.
Для успешной работы педагогу важно осознавать новизну, сущность теоретических основ предмета, видеть содержание в целом, четко различая общие положения и конкретные факторы. Это позволит учителю осмыслить и раскрыть образовательно-воспитательный потенциал предмета, эффективно использовать средства географии для воспитания личности, ориентирующейся в современных условиях, обладающей адекватными взглядами, способностью к успешной социализации в современном мире.
Потребность модернизации школьного географического образования определяется учителями как важнейшее условие успешной работы, которая должна раскрыть теоретические основы обновления методической системы и создать конкретное методическое обеспечение в виде учебных программ, требований к результатам обучения и др.
Что является главным в решении проблем модернизации школьного географического образования? Это — определение стратегической тенденции его развития. Многомерность, сложность реальной географической действительности, многосторонность географической науки обусловливают и разнообразие подходов к моделированию школьной географии. К ним добавляется многообразие тенденций развития всех сфер общества. Что должно быть отражено в школьном курсе? На каких методологических основаниях он должен быть построен? Необходим методологический анализ проблем моделирования содержания. Требуются фундаментальные исследования, дающие обоснование научным теориям, которые приводят к практическим результатам.
Школьное географическое образование позиционируется как модель науки в системе культуры. Однако в действительности научные знания чаще всего рассматриваются сами по себе, как набор научных понятий, фактов, вне контекста культуры. Тем самым затрудняется раскрытие образовательного значения географии, ее влияние на воспитание личности. Изучаемое содержание воспринимается учащимися как нечто отвлеченное, не касающееся их личности. Поэтому в практике нередко наблюдается явление депривации, т.е. отторжение, неприятие учащимися предлагаемого содержания.
Проведенные нами многолетние наблюдения практики преподавания географии в школе, опросы, анкетирование, беседы с учителями и учащимися, анализ современных учебников географии и методических пособий, а также достижений педагогической науки приводят к выводу о необходимости разработки личностно-культурологической концепции школьного курса географии. Разработка такой концепции, как стратегической линии развития школьного географического образования, требует серьезных фундаментальных исследований, теоретических и практических разработок, их экспериментальной проверки.
При этом важно не отбрасывать, а выявить и оценить с современных позиций имеющийся опыт раскрытия культурологического аспекта географии, обоснования ее роли в формировании культуры личности.
 
Методологические основания
 
Современная философия развивает новые тенденции, позиционирующие субъекта, личность в единстве чувства, мышления и деятельности.
Развитие личности наиболее успешно осуществляется на основе синтеза когнитивных практик: естественно-научной, гносеологической, художественной, этической и др. При этом важно понимать и признавать многомерность реальности и, как следствие — неустранимость множественных описаний, характеристик, аспектов, точек зрения и т.п. Учитывать данное обстоятельство чрезвычайно важно при конструировании содержания школьного курса географии.
Развитие общества, науки, образования привело к новым взглядам на теорию познания, а следовательно, к необходимости обновления методологических принципов обучения. «Возникла необходимость преодоления парадигмы «теории познания как теории отражения», осознание несводимости познавательной деятельности к отражательным процедурам, потребность разработать такие представления о чувственном познании, которые учитывают единство знакового, отражательного и интерпретирующего моментов».
Разработка образовательной парадигмы должна основываться на философском принципе целостности познания и целостности личности познающей. Принципиальным является положение о том, что познавательный аппарат - это результат коэволюции природных и социальных факторов, продукт целостного развития жизни.
Новые тенденции и принципы методологии познания отражают особенности понимания ноосферного развития как соразвития человека, общества, природы. Ноосферное понимание мира в единстве системы природа-общество, единстве информационных процессов предполагает необходимость обоснования и развития ноосферного образования как стратегической задачи общества.
Важнейшая цель ноосферного образования заключается в воспитании целостного мышления, которое основывается на идее «Я в природе», а не на постулате «Человек — царь природы». Ноосферное образование ориентирует на осознанный, самостоятельный выбор своего места в системе природа-общество, формирование мировоззрения в единстве научных знаний и нравственности. Это - важнейший принцип моделирования содержания школьного географического образования.
В современной философии, как методологии науки, отмечается, что усиление культурологических подходов характерно для многих сторон современной жизни: науки, образования, экологии, организации производства и др. Для системы образования важно понимание культуры личности, в поведении которой проявляются норма, ценности, установки. Личностный фактор становится важнейшим в регулировании социальных процессов, поэтому в образовательных концепциях ему придается особое значение. В соответствии с разработанными наукой новыми методологическими основаниями приоритетными в образовании становятся личностно-культурологические концепции, которые признают приоритет личности в освоении ею духовного и материального культурного наследия.
При разработке концепции географического образования важно учитывать системные исследования, которые раскрывают связи между базисными феноменами культуры личности и базовыми сторонами передаваемой культуры: познавательной (умственной, нравственной, коммуникативной, эстетической, физической).
Признавая правомерность выделения базовых компонентов культуры, важно учитывать, что их состав, так же как и все научные знания, подвергается изменениям под влиянием объективного развития. Соответственно, считаем целесообразным включение в базовую культуру личности компонентов, отвечающих условиям нового времени: культуры жизненного самоопределения, экономической, правовой, экологической, информационной культур. Каждый из этих компонентов имеет широкую основу в содержании географии и является необходимым в структуре личности для ее успешной социализации.
Культуросообразная концепция основывается на принципе приоритета личности, которая является субъектом процесса учения, осваивающим основы культуры, трансформирующиеся в качестве личности.
Образование - это путь усвоения личностью познавательной культуры как совокупности методов, способов, приемов, при помощи которых происходит ее взаимодействие с природой и обществом. Познавательная культура формируется в образовательном процессе, является и инструментом, и результатом учебной деятельности, познавательного опыта. Универсальные культуросообразные умения делятся на познавательные, деятельностные, коммуникативные, которые детерминируются как структурой культуры, так и базовыми качествами личности.
В теории современной педагогики и дидактики обосновывается положение о том, что именно базовые компоненты культуры и базовые качества личности являются источниками содержания школьного образования.
Понятие «базовая культура личности» становится центральным в воспитании: освоение базовых основ культуры — цель и результат образовательно-воспитательного процесса. Вместе с тем понятие базовой культуры личности не остается застывшим и неизменным, оно развивается, обогащается новыми компонентами в полной корреляции с развитием общества, отражающим новые реалии быстро изменяющегося мира, сохраняя при этом инвариантное ядро.
Таким образом, на смену парадигме содержания образования как основы наук приходит личностно-культурологическая парадигма.
Анализ методического опыта показывает, что в школьной географии личностно-культурологическая парадигма имеет широкую основу, элементы которой апробированы многолетней практикой обучения и воспитания учащихся средствами учебного предмета.
 
(продолжение следует)
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz