Один из самых интересных фильмов года. И самых ужасающих. Здесь нет противоречия. Сарик Андреасян - Эд Вуд нашего кино. В свои 32 года он - создатель 10 картин. Его страстная увлеченность выбранным делом и безоглядная вера в собственные способности, сравнимый с кубриковским жанровый диапазон и достойные Спилберга амбиции упираются в категорическую неспособность снять пристойный фильм. Как и Вуда, Андреасяна не останавливают ни скепсис критиков, ни даже низкие сборы в кинотеатрах. Только за минувший год он выпустил экранизацию игры «Мафия» и манипулятивное «Землетрясение», с которым искренне намеревался попасть в списки «Оскара». И вот не прошло нескольких месяцев, а на экранах - «Защитники», первый в истории российский супергеройский блокбастер. Какой-нибудь Marvel корпел бы над таким замыслом и его осуществлением года три, не меньше. Но у Андреасяна времени на глупости нет: сколько проектов еще впереди.
Зачем задумываться над тем, что в основе успеха голливудских фильмов о супергероях - 70-80 лет общенациональной культуры? Что каждого из этих персонажей взрастила любовь нескольких поколений прежде, чем они осмелились шагнуть на киноэкран? Ведь можно скопировать сам принцип - сделать кино со спецэффектами про красивых молодых людей с суперспособностями. Говорите, нет у нас таких традиций? Ничего подобного, в «Морозко» был Иван-дурак с медвежьей головой. Вот и в «Защитниках» появился человек-медведь. Выбор тотемного животного «Единой России» - разумеется, единственный правильный.
«Защитники» - идеальный пример карго-культа: когда в надежде привлечь самолеты строятся аэропорты из соломы и пальмовых листьев. Андреасян построил из фанеры целый аэроплан, который должен, по замыслу автора, взлететь на горючем патриотизма, но на расстоянии, с земли, обязан при этом выглядеть в точности как иностранный «Боинг». Сюжет даже стандартным не назовешь: такой примитивный набор клише постеснялся бы предлагать публике любой другой режиссер. Злодей со смутным намерением управлять миром захватил Москву, и тогда власти достали с окраин бывшей империи прозябающих там бессмертных мутантов - результат бесчеловечных (но, как выясняется, небесполезных) экспериментов сталинской эпохи. Те моментально согласились, объединились и пошли воевать с негодяем в составе Центра специальных операций «Патриот».
Хотелось бы полюбоваться на сколь-нибудь оригинальные таланты Защитников. Но с этим в фильме все, мягко говоря, небезупречно. Казах Хан очень быстро бегает и на бегу всех убивает. Армянин Лер управляет минералами, а впоследствии его одаривают таким причудливым приспособлением, как энергетический хлыст с камнями, способный превращаться в щит (как хочется посмотреть в глаза авторам этого изобретения!). Затянутая в латекс и богато татуированная блондинка Ксения (у нее амнезия, и национальность ее туманна - но нашли ее в районе Севастополя, а еще она неплохо варит борщ: неужто украинка?) зачем-то умеет становиться невидимой в воде. По ходу фильма авторы решают проявить великодушие, и Ксения начинает превращаться в невидимку в любой иной среде. Наконец, Арсус - тот самый мишка из сибирской тайги; ясное дело, русский. Что до соперника Защитников, носящего дивное имя Август Куратов - выходит нечто среднее между «куратором» и «Скуратовым», - то он непристойно похож на Бэйна, возглавляет армию клонов и способен управлять любой техникой.
Если американцы в каждом фильме пытаются превратить своих супергероев в настоящих людей, небезупречных, закомплексованных и трогательных, то Андреасян преследует противоположную цель. Его Защитники и их кураторы из министерства обороны РФ разговаривают как ведущие программы теленовостей на любом федеральном канале. «Может, познакомимся, прежде чем я тебя ликвидирую?» - игриво спрашивает Ксения. «Я перехожу во вторую фазу полной трансформации», - флегматично констатирует оборотень Арсус. «Я убиваю людей. Плохих людей», - бесстрастно информирует Хан. И только Лер тихо молится по-армянски в затерянном монастыре. Должен же кто-то в квартете отвечать за духовность.
Некое подобие энергии и адреналина в фильме появляется дважды. Во-первых, когда обычно полуголый Медведь сбрасывает штаны и окончательно превращается в животное: здесь уже можно забыть об этике и мочить, мочить, мочить врага. В отличие от Мстителей или Бэтмена с Суперменом, Защитники не слышали о заповеди «Не убий». Во-вторых, когда Андреасян уничтожает одним ударом Москву-Сити и Останкинскую башню. Чувствуется, что эта акция доставляет ему чистое иррациональное удовольствие, и это ощущение передается зрителю.
«Защитники» - убедительный ответ на вечный вопрос, почему нам никогда не сравняться с Голливудом даже в собственном прокате: редкие исключения лишь подтверждают правило. А еще - замечательное наглядное пособие по нынешней концепции патриотизма. Это коллективная готовность сражаться, беспрекословно подчиняясь приказам Минобороны (при том, что как минимум двое Защитников не являются гражданами России), против любого одиночки-энтузиаста - его усилия априори могут быть только деструктивными, никакими больше. Единственная идеология - готовность убивать тех, кого назначат врагом твои кураторы… или куратовы. Тогда в финале, глядя на Кремль с мостика у храма Христа Спасителя, ты сможешь насладиться тишиной. Правда, ненадолго: судя по финалу, Андреасян уже готовит сиквел.