Интернет-издательство «Контрольный листок»
Вторник, 23.04.2024, 16:32
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2015, № 9
 
За рубежом
 
Меры предотвращения академического мошенничества (из опыта зарубежных вузов)
 

© С.М. Герцен, К.И.Верховцев (Тюмень)

 

С течением времени, а именно с 2005 по сегодняшний 2013 год, как в России, так и за рубежом пристальное внимание к проблеме академической этики возрастает. И надо сказать, что виной всему - волны скандалов, прокатившиеся по США и Европе. Об этом свидетельствуют заголовки зарубежных газет и журналов. Приведем лишь некоторые из них: «Украденная степень или профессура в области плагиата?» (Германия, крупная иновещательная медиакомпания «Deutshe Welle»); «Плагиат уничтожает репутацию российской науки» (Польша, современная польская политическая газета «Gaseta Wyborcza»); «Почему в Европе так много скандалов из-за плагиата?» (Америка, влиятельный американский журнал «Foreign Policy»). Такие разоблачения положили конец политической карьере многих высокопоставленных чиновников, несмотря на давность написания фальшивых диссертаций, как это случилось в Германии с министром обороны К. Гуттенбергом, который был вынужден уйти в отставку. Однако, приходится признать, что россияне до сих пор переживают горестные последствия распада Советского Союза, и вследствие этого резкой смены идеологии, взамен ценностей которой так и не получили новых: от ценностей ответственности за высказанное мнение, политического единодушия в научном сообществе, гордости писательского труда перешли к потребительскому отношению, непрозрачным правилам игры и академическому мошенничеству. Тема академического мошенничества постепенно завоевывает свои позиции в России, переходя из разряда маловажных вопросов, волнующих в основном лишь представителей академических кругов, научного сообщества и преподавателей, но не влияющих на рейтинги государственных чиновников, в число широко обсуждаемых проблем. В связи с возросшей актуальностью данной проблемы еще в начале осени прошлого 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев обратился к теме нарушения этических норм в своем блоге. В феврале 2013 г. на встрече с учеными он объявил о тщательной проверке случаев академического мошенничества на всех уровнях. Количество «липовых» степеней «зашкаливает за все возможные пределы, - заявил премьер-министр. - Нужно... пройти через это очищение», пишет С. Шустер для американского журнала «Time».

Методологической базой проведенного нами исследования по проблемам ценностей академического сообщества, научной этики и разновидностям ее нарушений послужили обособленные работы зарубежных и отечественных социологов, философов, юристов, культурологов, педагогов начиная с французского философа-просветителя Д. Дидро и немецкого философа И. Канта эпохи Просвещения. К XIX - XX векам исследование академических ценностей с возрастающим к нему интересом продолжалось Ф. Ницше, И. Фейербахом, И. Фишером, А. Шопенгауэром, М. Вебером, Х. Ортега-и-Гассетом, М. Хайдеггером, Р. Мертоном. К началу XXI века проблема нарушений норм научной этики обостряется с выдвижением Д. Займаном концепции «двойных норм», в которой он описал одновременное сосуществование норм академической этики и их нарушения - «антинорм». Современные отечественные авторы О. Савина, А. Прокофьев, П. Сафронов, А. Аушра, Е. Мельниченко, Т. Короткая, Н. Доровская, Н. Пархомов, В. Бакштановский, И. Герасимова, Н. Сергеев проводят все более глубокие исследования проблемы разновидностей академической нечестности, но, однако, достаточно разобщено.

 

Истоки понятия «академическое мошенничество»

 

Следует отметить, что фразеологическое сочетание «академическое мошенничество» все еще остается недостаточно разработанным в современной российской социологической литературе, именно как устойчивое словосочетание. Обширный обзор словарей обнаружил, что мы имеем возможность обратиться лишь к семантике отдельных терминов «академический» и «мошенничество», т.к. в данном словосочетании они не встречаются. Например, по Крысину Л.П. термин «академический» в первом значении используется как относящийся к академии, во втором - как соблюдающий установившиеся традиции в науке, искусстве, и в третьем - как учебный. По Ефремовой Т.Ф. значение данного слова определяется как соотносящийся с существительным академия и связанный с ним, учебный, соответствующий строгим классическим образцам, либо имеющий сугубо теоретическую направленность. Популярный словарь иностранных слов также дает несколько значений слову «академический»: 1) прилагательное к «академия», 2) придерживающийся установленных традиций, канонов, следующим определенным классическим образцам, 3) чисто теоретический, отвлеченный, 4) почетное звание, присваиваемое художественным коллективам высшей квалификации, 5) учебный.

Что касается определения второй части фразеологического единства, тот же автор указывает на «мошенничество» как на поведение мошенника, плутовство, корыстный обман. В словаре Ожегова С. И. оно определяется как обман, жульнические действия с корыстной целью. Семантика русского языка подразумевает под данным словом незаконные действия, обман или злоупотребление доверием, с целью хищения или приобретения прав на чужое имущество. В уголовном праве мошенничество расценивается как преступление, заключающееся в завладении чужим имуществом (или в приобретении прав на имущество), путем обмана или злоупотребления доверием.

Более часто встречается термин «академическая нечестность» - любой тип мошенничества или обмана, который связан с научной и образовательной деятельностью. Признанные эксперты в области борьбы с плагиатом в американском обществе З. Эрсеговак и Д. Ричардсон выделяют несколько типов академической нечестности: такие как плагиат (присвоение или воспроизведение идей, слов или утверждений другого человека без соответствующей ссылки); фабрикация (фальсификация данных, ссылок или любой другой информации, связанной с академическим процессом); обман (предоставление ложной информации преподавателю или коллегам); списывание (любая попытка использования внешней помощи без соответствующего на то разрешения, либо без признания использования этой помощи); саботаж (действия, направленные на то, чтобы помешать другим выполнять свою работу или полностью остановить работу других. К таким действиям относятся вырывание страниц из библиотечных книг или прерывания проведения экспериментов других лиц).

Наиболее частое проявление академической нечестности наблюдается в форме одной из его разновидностей - «плагиата», поэтому, на наш взгляд, представляется необходимым уделить особое внимание данному термину. А. Аушра обозначает «плагиат» как «умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности. В сегодняшнем понимании плагиат определяется как использование чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде, без полной ссылки на источник или со ссылками, но, когда объём и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность работы, произведения или одной из ее основных частей».

Мы придерживаемся следующей трактовки понятия «академическое мошенничество» - это разновидность мошенничества, реализуемая в рамках образовательной и/или научно-исследовательской деятельности актора (студента, преподавателя, научного сотрудника) и происходящая в условиях необходимости созидательной (творческой) деятельности и являющаяся способом личности представить результат, не отвечая за его качество и новизну. В свою очередь мошенничество - получение определенных благ (незаслуженной выгоды), путем преднамеренного введения в заблуждение окружающих людей, либо конкретного человека.

 

Предпосылки нарушений этических норм студентами или молодыми учеными

 

Проведенный нами статистический анализ, касающийся отношения студентов зарубежных вузов к плагиату и иным формам академического мошенничества показал, что большинству западных студентов нужны не знания, а факты сдачи итоговых работ и получение диплома. В число таких студентов входят те, кто не обучается, а попросту пользуются долгожданной возможностью уйти из-под контроля родителей, хотя бы на время, и в конце концов, еще и законно, получить официальный документ об образовании. К числу единичных студентов можно отнести одного или двух способных в группе, которые и ухитряются подрабатывать написанием работ для более слабых студентов. Как зарубежная, так, впрочем, и российская молодежь по-прежнему поражает своим нежеланием учиться всему новому. И это нежелание стало своего рода сложившейся традицией. Легкий и безнаказанный доступ к различным видам услуг по написанию рефератов, дипломов, диссертаций, творческих работ в глобальной компьютерной сети привлекает молодежь своей простотой. Поскольку студенческие работы не пишутся, а попросту конструируются (что в оригинале означает «rewrite»), т.е. так называемые «авторы» с ошеломляющей быстротой составляют отрывки разных текстов в единое целое без какой-либо логической последовательности и необходимых выводов и выдают зачетную работу в надежде, что она все равно не будет подвергаться тщательной проверке. В большинстве случаев их ожидания оправдываются.

Несмотря на официальное отрицание иностранными студентами фактов сдачи поддельных контрольных работ, большинство студентов не могут осилить программу самостоятельно и обращаются за помощью либо к частным лицам, либо к нелегальным фирмам, занимающимися услугами подобного рода.

Данные официальной статистики говорят о том, что в ведущих университетах Англии, Германии, Франции и США около четверти обучающихся по их собственному признанию нарушают академическую этику, используя компьютерные сайты для копирования готовых домашних заданий, однако нельзя сказать, что они нарушают закон об авторских правах, поскольку не получают какой-либо материальной и финансовой выгоды.

Если обучающийся не успевает по программе из-за нехватки времени или отсутствия знаний и работоспособности, если преподаватель предлагает темы, которые ему не интересны, если он находит данный предмет не важным и не профилирующим, то студент выбирает наиболее легкий и быстрый способ написания и сдачи работы - списать или позаимствовать из интернета. Мы, преподаватели, сами подталкиваем ученика на недобросовестное выполнение работы своими неправильными заданиями, т.е. виноваты и мы в том, что не привили ему осознание ответственности за предоставление некачественной работы и не проявили должной строгости и скрупулезности при проверке.

Важное значение, в этой связи, приобретает отсутствие, как самоконтроля, так и недостаточный контроль со стороны сокурсников, коллег и преподавателей. В конечном счете, студент отдает на проверку скомпилированный текст в надежде на то, что «все равно его никто не будет читать». Поэтому особенно важно в данной ситуации практиковать возложение обязанностей по проверке итоговых работ на старосту или другое ответственное лицо, причем оно может быть заинтересовано определенными льготами (например, выходной день в месяц по заявлению, премия из фонда университета или др.).

Легкость копирования и безнаказанность являются первопричинами академических нарушений. Поэтому основным средством борьбы имеет право выступать неотвратимость наказания и прозрачность системы контроля. Изменение технологий обучения в плане проведения промежуточных и итоговых зачетов и экзаменов позволило системе контроля стать более прозрачной и объективной с опорой на существующее законодательство. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, вступивший в силу в 2008 году, несомненно, оказал большое значение в борьбе с академическим мошенничеством.

 

Меры по предотвращению и устранению фактов академического мошенничества, предпринимаемые зарубежными вузами

 

Посмотрим на примере высших учебных заведений, входящих в десятку лучших классических университетов мира по данным известного британского журнала «The Higher Times Education» за 2013 г. Рейтинг определил 200 университетов, которые показали наивысшие результаты качества обучения, объемов исследовательской работы, международного обмена и количества иностранных студентов и преподавателей. Таким образом, в список вошли университеты США и Великобритании (отметим первые десять от самого образцового и далее по убыванию): Калифорнийский технологический институт, Стэндфордский университет, Оксфордский университет, Гарвардский университет, Массачусетский технологический университет, Принстонский университет, Кембриджский университет, Имперский колледж Лондона, Калифорнийский университет в Беркли, Чикагский университет.

Следует обратить внимание на то, что меры, предпринимаемые администрацией зарубежных вузов, направлены, в первую очередь, на поощрение, стимуляцию и профилактику видов академического мошенничества, и, как правило, в последнюю очередь, на порицание и наказание за плагиат, завышение индекса цитирования, фабрикацию и фальсификацию фактов и других видов неэтичного поведения ученого.

Во-первых, существует такое понятие как «Кодекс чести», принятое несколько десятков лет назад, основные положения которого отражены в уставах практически всех зарубежных университетов, их университетских газетах и на стендах. Личное отношение студентов к плагиату, дезинформации, фальсификации и другим формам академического мошенничества более чем пренебрежительное.

Например, в Калифорнийском технологическом институте (США), который является лидером рейтинга самых образцовых высших учебных заведений мира, вся студенческая система, в частности правонарушения, регулируются тем самым «Кодексом чести» (Honor Code).

В буквальном смысле его можно выразить таким образом: «Ни один из членов сообщества Университета не может приобретать несправедливых преимуществ перед любым другим членом сообщества». Кодекс чести предполагает систему доносительства и пренебрежение просьбы о списывании. Студенты бакалавриата и магистратуры выбирают членов студенческого комитета, которые собственно и занимаются контролем над выполнением норм Кодекса. Такая система самоуправления не только создает в институте атмосферу доверия и уважения между студентами, но и помогает преподавателям и исследователям следить за соблюдением предписанных требований, что является важной частью воспитательного процесса. Строгий и своевременный контроль со стороны преподавателя, старосты или ответственного лица на первоначальной стадии обучения, чтобы впредь студенту было стыдно за недобросовестную работу.

В крупнейших университетах США и Великобритании, в которых готовят высококлассных специалистов с широчайшим кругозором, все чаще обнаруживаются нарушения и случаи жульничества даже среди студентов старших курсов во время выпускных экзаменов. Конечно, система контроля выполнения заданий (имеется ввиду наличия видеонаблюдения) совершенствуется, становится все более тщательной и прозрачной, и позволяет обнаружить факты, до сих пор, остававшиеся вне поля зрения. Примером тому может послужить известный случай мошенничества «гарвардских мальчиков», приведший к грандиозному скандалу в конце ХХ века. К сожалению, блестящее образование не выступает гарантией высоких духовно-нравственных качеств. К ним были применены строгие санкции: студенты, списавшие ответы друг у друга, после надлежащего расследования, были отстранены от учебы. Части студентов был назначен испытательный срок. Тем не менее, рейтинг знаменитого университета не падает, он даже вошел в десятку лучших университетов мира по данным нынешнего года, как было сказано выше.

Важным средством предотвращения и устранения предпосылок академического мошенничества можно считать механизм коммерциализации исследований в институтах, входящих в десятку мировых лидеров, о которых упоминалось выше. В этих институтах сформирована так называемая партнерская программа с целью финансирования исследований. Местные, национальные и даже международные компании перечисляют средства для формирования исследовательского бюджета в виде ежегодных взносов, и получают за счет этого право первоочередного доступа к полученным в рамках программы научным результатам. Таким образом, ученые финансово заинтересованы в чистоте и достоверности представленных результатов, что и исключает возможность фальсификации и фабрикации данных. «Для работы с корпоративными партнерами в университетах создаются специальные механизмы, позволяющие учесть частные интересы отдельных компаний при формировании научных планов. Эти механизмы включают специальные встречи и брифинги для представителей компаний, визиты университетских профессоров и исследователей в компании, проведение круглых столов и т. п. Корпорации-партнеры могут также получить бесплатную консультацию по интересующим их вопросам в рамках программы. Им рассылаются отчеты о результатах проводимых исследований и все публикации университета. Эти мероприятия необходимы университету для того, чтобы спланировать свою политику в отношении бизнеса и поддержать его интерес к проводимым исследованиям».

Во многих зарубежных университетах существует так же Офис технологического трансферта (Office of Technology Transfer), в задачи которого входит создание эффективных механизмов передачи создаваемых в университетских лабораториях технологий напрямую в бизнес. Университет как собственник патентов выплачивает каждому изобретателю 25% всех лицензионных выплат. Как показывает общенациональная статистика, именно продажа лицензий является основным источником поступлений от реализации технологий.

Во-вторых, особенно эффективной мерой на ранней стадии обучения является внутригрупповой контроль над академическим мошенничеством. Каждый месяц староста поочередно назначает ответственное лицо из членов группы с целью проверки выполненных заданий на плагиат. Каждый студент может пробовать себя в роли проверяющего. Подчеркнем, что ежемесячно на роль проверяющего назначается другой человек, и подтасовка результатов проверки сводится практически к нулю. Кроме того, предполагается, что студенту, изначально пойманному на плагиате, будет стыдно перед коллегами и не захочется повторять свою ошибку в следующий раз. Упоминание о предстоящем раскрытии нарушения этического кодекса предотвращает будущее желание сфабриковать результаты.

Всецело поддерживаем мнение В. Пархомова, который считает «одним из факторов предотвращения угроз интеллектуальной собственности (инновациям) повышение культурного уровня обучающихся со школьной скамьи и ссылается на зарубежный опыт преподавания курсов деловой (а не только светской) и компьютерной этики в школах и университетах. Обстановка неприятия и нетерпимости к этому явлению должна создаваться в каждом учебном заведении».

В-третьих, к мерам, носящим превентивный характер в целях предотвращения академического мошенничества, широко используемым и одобряемым в иностранных вузах, относится ориентированность на качество, а не количество работы, т.е. уменьшение объема задания по принципу «лучше меньше, да лучше». Даются задания, посильные разным уровням обучающихся, чтобы каждый смог выполнить его корректно на заслуженную отметку «удовлетворительно», «хорошо», или «отлично» и был доволен своим результатом.

Итак, по результатам обзора официальных сайтов высших учебных заведений, входящих в десятку лучших университетов мира, можно отметить, что санкции, применяемые образовательными университетами и институтами, проводятся в соответствии с оформленными в уставе тех же учебных заведений процедурами, т.е. выступают в роли формальных. Более того существуют даже специально созданные для этой цели комитеты (избранные из числа студентов), регулирующие исполнение закона. Можно выделить следующие виды формальных санкций, предусмотренных уставом практически всех зарубежных вузов:

1.Этические.

2.Правовые.

3.Моральные.

4.Религиозные.

Этические побуждения, выговоры, порицания опираются на внутренние духовно-нравственные ценности личности. Кодексом чести университета предусматривается разработка и регулирование правовых санкций в системе наград или наказаний. Моральные санкции осуществляются самими участниками процесса посредством высказывания одобрения или недовольства по отношению к поведению или поступку той или иной личности. Не стоит забывать и о важном влиянии религиозных санкций, особенно по отношению к предписаниям и запрещениям определенной религии, выступающим в системе наказаний или поощрений.

Рассмотрим профилактические мероприятия, которые проводятся в стенах самых образцовых заведений.

Системы проверки на антиплагиат («Turnitin» в США и «Picapica» в Германии) призваны анализировать объем цитируемого материала в исследуемых текстах. С большим успехом они реализуется в высших учебных заведениях наподобие аналогичного российского интернет-сервиса «AntiPlagiat.ru».

Пионером индустрии среди научных электронных библиотек можно считать проект «Ebrary.com», основанный в Калифорнии, США в 1999 г. Он представляет собой интернет библиотеку с набором справочных материалов и богатейшую коллекцию публикаций по академическим дисциплинам.

В 2013 г. в американских вузах создана единая электронная библиотека «HathiTrust», в которой объединены и оцифрованы библиотечные каталоги ряда ведущих университетов США. Единая электронная библиотека предоставляет доступ к научным материалам всем желающим на сайтах университетов-участников цифрового хранилища. «HathiTrust» представляет собой содружество академических и научно-исследовательских учреждений, предлагающих коллекции мировой литературы.

В 2013 г. в Германии запустили крупнейшее в стране виртуальное хранилище культурного и научного наследия. Официальный сайт Немецкой электронной библиотеки [www.deutsche-digitale-bibliothek.de] идеально подходит для архивных поисков и помогает авторам сохранить свои права. В скором будущем планируется вхождение новой цифровой библиотеки в объединенную европейскую библиотеку - проект «Europeana», наподобие

национальных библиотек Великобритании [http://www.bl.uk] и Франции [http://www.bnf.fr].

В ближнем зарубежье по словам А. Аушры «Комитет по развитию информационного общества при Правительстве Литвы присвоил проекту - научная электронная библиотека (elibrary.lt) статус - лучший проект 2005 года в категории применения информационных технологий в области просвещения и обучения взрослого населения. Осуществляя свои функции, научная электронная библиотека «elibrary.lt» становится виртуальным издательством и просветительским учреждением. Благодаря научной электронной библиотеке для литовского академического общества открывается прекрасная возможность узнать о новейших научных достижениях, идеях, проектах, делах и представить себя мировой общественности, стремящейся к знаниям».

В России электронно-библиотечные системы научно-образовательной тематики, повсеместно внедряемые высших учебных заведениях по решению Министерства образования и науки, безусловно, стали одним из эффективных средств борьбы с плагиатом и масштабной поддержкой отечественной науки. Крупнейшие научные библиотеки Российской Федерации, которые полностью отвечают критериям современного информационно-образовательного ресурса можно найти на сайтах: большая научная библиотека «sci-lib.com», интернет-библиотека научных и учебных изданий «Iqlib.ru», электронная научная библиотека «elibrary.ru». Каталоги таких библиотек формируются в соответствии с действующим законодательством в области авторских и смежных прав, а также на основе договоров с авторами.

Российский портал «LibMeta», созданный на базе ИС «НИ РАН» разработан специально для удовлетворения потребностей научных сотрудников как с целью предоставления собственной информации в глобальной мировой сети, так и поиска научной информации.

Российскому Координационному совету по делам молодежи в научной и образовательной сферах удалось дать точные рекомендации, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают решение поставленных проблем, а именно:

1.Необходимо провести ревизию списка научных изданий, предназначенных для публикации результатов кандидатских и докторских исследований, в том числе при участии научной общественности. Осуществлять строгий контроль за перечнем журналов ВАК и в дальнейшем обеспечить их интеграцию в международную информационную систему. Культивировать в научных профессиональных и экспертных сообществах атмосферу нетерпимости к проявлениям некомпетентности и недобросовестности, к случаям плагиата.

2.Для предотвращения нерационального использования бюджетных средств, крупные проекты и государственные контракты должны находиться под усиленным контролем со стороны квалифицированной научной общественности. В оценке должен соблюдаться принцип «Peer Review» - проверка (рецензирование) равными по квалификации. Желательно привлечение иностранных ученых в качестве рецензентов.

3.Научной общественности необходимо разработать и принять Кодекс чести ученого. Следует включить содержательные компоненты этического образования в процесс подготовки будущих научных работников; разработать параметры мониторинга качества образования и механизм его нормативно-правового обеспечения; обосновать принципы и механизмы взаимодействия формального и неформального дополнительного профессионального образования.

Необходимо признать, что проявления академического мошенничества наряду с коррупцией, стяжательством, экстремизмом - результат распада Советского Союза и разрушения прежних идеологических догм. Поэтому хотелось бы выразить надежду, что те институты, которые являются носителями традиционных ценностей, и исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение восстановят утраченные в постперестроечное время нравственные ориентиры духовных ценностей: честности, сочувствия, поддержки и взаимопомощи. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность... Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России. Нельзя не согласиться: «Качественное обучение без воспитания невозможно».

 

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz