Интернет-издательство «Контрольный листок»
Воскресенье, 24.09.2017, 22:34
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 887
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Остров Горн, 2015, № 4
 
Территория атеизма
  
Методология лженаук

© С.Н.Савинов
 
 
1. ОСНОВЫ ЛЖЕНАУК
 
1.1 Лженаукой является все, что не соответствует современной официальной науке, а это те знания, которые недоказуемы или опровергнуты. Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например, астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Классические лженауки имеют много общего с мошенничеством, и возможно являются таковыми в том отношении, что, маскируясь «научностью» или истинностью они получают доверие людей, и получаю доход от пустых услуг и товаров. Помимо преступности, лженаука стремится уравняться с наукой или даже задавить науку, поскольку только в этом случае они обретут значимость истины в обществе, и лживость их афер будет скрыта. Лженауки создают технологии и прочее, которые станут поводом для изъятия больших фондов и государственных денег. Подобные варианты лженаук особенно стремятся задавить науку и влиять на политиков и научные институты, от которых эти лженауки могут получить признание, а за ним крупную прибыль.
Любое общество изобилует глупыми и доверчивыми людьми и невеждами, количество которых обратно пропорционально просвещенности общества, но в любом случае их количество несравненно больше, количества мыслящих и самостоятельных людей. Лженаука использует этот контингент мало просвещенных людей и проникает в их сознание с целью получения от них легких доходов. Мало просвещенные люди, как правило, это доверчивые люди, которые, не обладая знанием о мире, находятся на уровне средневекового развития, веря в богов и сверхъестественное. Во времена средневековья лженаука и ложные учения, вроде религии, находились в оппозиции с наукой, и с помощью инквизиции подавляла познание, в нынешнее время наука настолько развилась, что обрела заслуженное главенствующее место в осознании человечеством мира. Нынешняя наука обрела главенствующую позицию не только в силу доказанности своих тезисов, но и за счет особой значимости для развития техники и уровня жизни, что в свою очередь определяет уровень развития цивилизации, то есть является основой цивилизации. Нынешняя наука достигла авторитетности, которую уже никогда не достигнет религия, поэтому религия кроме мелких попыток не способна противостоять фактам. Лженаука избрала иной путь развития: не в противостоянии, а в адаптации и интеграции с наукой, создавая тезисы подобные научным, но имеющие смысл и цели религии – влияние на сознание людей и их доверие.
1.2 Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает» то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование души и прочего.
1.3 Человеческий вид, обретя независимость от природы, и достигнув уровня самосознания, обладает архаичными особенностями, например, человек неосознанно приписывает себе избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя центром мироздания - это самосознание полностью реализовалось в религиозных учениях, в которых человек произошел по подобию бога, является повелителем Земли, «Земля находится в центре вселенной», а «вся вселенная это твердая оболочка с прикрепленными звездами», «мысли человека - проявления его души, которой нет у животных». Наука путем неопровержимых доказательств опровергала каждый из этих тезисов: Коперник создал гелиоцентрическую систему и низверг миф об избранности Земли, Дарвин доказал происхождение человека от животных, это же подтвердили генетики – так был опровергнут миф об избранности человека в живой природе, Павлов доказал рефлекторный механизм мышления и разоблачил мифическую душу человека. Лженауки и религия опираются на эту архаичность самосознания, и развиваются в их рамках - вновь появляется те направления, которые были опровергнуты наукой недавно или которые слишком неугодны для самолюбия людей, как, например, теория Дарвина и теория эволюции вообще, лженауки развивают представления о некоем мире сверхъестественного, в котором может быть душа и прочее - таким образом, развивается неудачная альтернатива познанию, но взамен лженаука получает большее одобрение людей, которым утешили самолюбие.
1.4 Человеческая психология обладает ещё одной особенностью, которую используют лженауки для проникновения в сознание - это субъективное мышление доверчивых людей. Доверчивые и впечатлительные люди видят то, чего нет, но чего они хотят видеть, и не видят того, что не хотят видеть, не видят явных противоречий. Религиозные люди именно к таким относятся, они даже не желают слышать что-либо против бога и религии, будь то хоть явные опровержения, в то же время они в обычных явлениях видят знамения, явления ангелов, божью волю или божью кару. Доверчивые люди ограничены в своем критическом мышлении, поскольку собственные мысли им заменяет совокупность домыслов, сформированных верой во что-либо. Переубедить таких людей почти невозможно, какими бы доказанными не были опровергающие факты.
1.5 Одним из средств развития и популяризации лженаук является фальсификация, когда вымышленные явления выдаются за реальные. В случае фальсификации, лженауки пытаются укрепить свои позиции ложными доказательствами, экспериментальными данными, подделанными. Фальсификации продвигаются лженаукой через СМИ и литературу, и служат «доказательством» лженаучных положений. Помимо фальсификаций, лженаука распространяет вымыслы о проявлениях сверхспособностей и целительных свойств чего-либо, при этом лженаука не утруждает себя доказательствами и связыванием с наукой, их «доказательства» идут параллельно и независимо от науки, тем самым, демонстрируя свою изоляцию и независимость от противника – науки. В аспекте использования лженаукой фальсификаций стоит отметить, что всякого рода сверхъестественные явления демонстрируются, как правило, публично, или в лабораторноподобных условиях какого-либо помещения в присутствии неких сторонних людей производящих впечатление экспертов или ученых, и все эти демонстрации не отличаются, а даже уступают в зрелищности фокусам иллюзионистов. Нетрудно найти связь демонстрации лженаучных «доказательств» и производимых иллюзионов. Всякий опытный престидижитатор без труда разоблачит такие демонстрации, но рассчитаны они на простых людей, которые, видя фокусы иллюзионистов, дивятся им, но видя те же фокусы названные «сверхспособностями». Можно допустить, что Иисус Христос существовал и творил чудеса, но только чудеса эти были обычными фокусами, нынешние иллюзионисты творят такое, что Иисус меркнет в их свете: иллюзионисты летают (Копперфилд) – Иисус не летал, только один раз вознесся (по свидетельству 12 учеников, против тысяч свидетелей полетов Копперфилда), исчезают, проходят через стены, заставляют исчезать объекты и даже сооружения (Статуя свободы), повторяют фокусы с «приумножением хлебов», воскрешают мертвых (Лонго, Грабовой), исцеляющие на расстоянии целые стадионы (Кашпировский, Чумак).  Чудеса Иисуса были ограничены: не летал в повседневной жизни, не гасил Солнце, не гасил звезды, не насылал землетрясения, потому что такие фокусы не под силу никому.
Библейские сюжеты и чудеса, скорее всего выдумки, поскольку не доказаны, но могут быть и реальными явлениями, только искаженными, преувеличенными и трактуемыми с религиозным оттенком, что свойственно верующим, например, морской отлив мог верующими представляться как расхождение вод моря перед Моисеем; «манна небесная» могло быть то же явление, что и «рыбные» или лягушачьи дожди», когда ураганы и смерчи поднимают с поверхности разные объекты; растворение красной глины в речной воде может восприниматься «кровавой рекой»; нагретая суша создает оптический эффект зеркала – иллюзия поверхности воды, который мог иметь место на косе в заливе, скрывая эту косу от наблюдателей, и маскируя под поверхность моря, всякий идущий по ней создает впечатление «идущего по воде» - ведь Иисус шел по воде, а не летел над водой. Многие люди склонны поклоняться чего-либо, чаще всего это вымышленные боги, но это могут быть и другие люди, например, адепты, обожествляют предводителей своих религиозных сект, фанаты обожествляют знаменитый певцов, люди верящие Кашпировскому, Грабовому и другим магам составят толпу людей, которые будут убеждены в избранности и величии своего идеала, как были убеждены последователи человека Иисуса Христа в его божественности, и переубедить таких людей невозможно, преклонение для них сильнее логики и самооценки.
Как правило, разного рода «феномены», на которые опираются лженауки, представляют собой либо иллюзию, созданную или естественную, либо очень искаженные явления, преувеличенные или неверно истолкованные, либо эти феномены просто вымысел. Лженауки никогда не занимаются изучением своих явлений, как это происходит в науке, в лженауке явления и законы просто описываются, поскольку являются результатом произвольных размышлений сторонних от реальности людей. Несмотря на то, что, например, некоторые специализированные институты официально подтверждают наличие сверхвозможностей у людей, тем не менее, эти же институты не идут дальше частного «подтверждения» и частных конференций, и тема о неких способностях не превращается в исследования, диссертации и статьи, которые в свою очередь докажут сверхвозможности человека и сделают это частью науки. Этого не происходит в силу фальсификаций экспертизы, ограниченной единичными случаями и рискующей при полноценном исследовании немедленно быть опровергнутым. Подобный синтез лженауки и научных фальсификаций наиболее эффективен для существования лженаук, поскольку позволяет лженауке напрямую интегрироваться в официальную науку.
1.6 В прежние времена и ныне лженаука описывает и пользуется реальными явлениями, облачая их в некую сверхъестественность. Хорошо изучено официальной наукой явление самовнушения, при котором человек с помощью психики способен неосознанно влиять на функции организма и стимулировать внутренние резервы. На основе эффекта самовнушения существует лечебное средство – плацебо, которая представляет собой пустое вещество лишенное лечебных свойств, но в то же время, оказывающее лечебное воздействие той силы, насколько недуг связан с психическими функциями организма. Лженауки используют эффект плацебо, но под его видом продают дорогостоящие вещества и аппараты, получая мошеннический доход от «высокотехнологичного» плацебо. Аналогичным путем лженаука использует гипноз, подводя под него некие свойства некой души или сверхчувственного мира, чем добиваются согласия со своих ложных учений с реальностью. Эффект плацебо также возникает при «предсказаниях судьбы», когда человек настраивает и неосознанно наводит на себя предсказание, или при магических обрядах, когда «магия» путем самовнушения действует на человека.
1.7 СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ ЛЖЕНАУК. Наиболее негативное для государства явление, это взаимодействие между лженаукой и кругами людей, обладающими властью или крупными денежными средствами, или распорядители фондов. Политики и владельцы крупных капиталов не отличаются интеллектом от обычных людей, они столь же доверчивы, и также не способны понять разницу науки и лженауки, поэтому лженауки разных видов, манипулируя сознанием таких влиятельных людей, сами получаю часть этого влияния. Одурачивать влиятельных и известных людей (актеров, космонавтов) для лженауки ещё выгодно и в плане доходов, чем от влияния на простых людей. Лженаука успешно использует свое влияние на влиятельных людей для лоббирования своих интересов, для распространения и популяризации лженаук, увеличения их авторитета, а также для давления на науку и контратаки на критику. Лженауки особенно стремятся лоббировать свои интересы во власти, поскольку это позволит лженаукам легализоваться «сверху», и превратиться в науку. Особенно эффективно влияние лженаук на коррумпированную власть, поскольку становится взаимовыгодным. Лженауку способны определить только ученые, простым людям это не дано принципиально, поэтому одурачить простых людей, среди которых и политики для лжеученых ничего не стоит, а в свою очередь оболваненный политик для лженауки самый лучший трофей – он становится для лженауки ключом к гигантским государственным фондам, он становится защитой от любых нападок, в том числе со стороны Академии наук.
Лженаука влияет также через науку, путем подкупа специалистов и редакторов журналов, патентных бюро, пробивая себе дорогу в научные журналы, получая липовые рецензии, дипломы и научные звания, пробиваясь на научные конференции и покупая экспертизы в институтах – то есть, пытаясь чисто механически занять место в науке. Пробиваться в науку для лженауки является второй по важности задачей после получения финансирования, поскольку это придает лженаукам больше научности, потому лжеученые особенно тратятся на обретение официальности и научности.
Существует и более масштабное распространение лженаук - посредством СМИ. Особенно стоило бы остановиться на СМИ, которые в силу ограничения интеллектуального потенциала, являясь лишь посредником в передаче информации от источника в народные массы, при отсутствии цензуры и контроля превращаются в неуправляемый источник разной информации, в том числе негативной, рекламной, политического влияния и конечно популяризация лженаук. Лженауки довольно легко проникают в лишенные интеллекта и критики СМИ и распространяют своё влияние, при этом представители СМИ демонстрируют полное пренебрежение к своим читателям и слушателям, тем, что готовы им предоставить информационный мусор и ложь, за деньги заказчиков. СМИ должны нести ответственность за передаваемую ими информацию. Оболваниванию поддаются не только простых люди, но даже ученые, которые оболваниваются в том направлении познания, которыми ученый не занимается, если ученый в своей отрасли действительно ученый. Простые люди при выборе между научными знаниями – сложными и прямолинейными, неинтересными, разрушающие мифы, непонимание и делающие мир простым набором законов, ограниченная на своем уровне, а с другой стороны лженаука предлагает этим же простым людям своё учение – простое, без мудреных терминов – простыми бытовыми словами, «доказывающие», что мир духовен, божественен и существуют нечто сверхъестественное, и дающая людям неограниченное познание – выбор простых, недалеких людей будет очевиден. 
1.8 ЗАЩИТНЫЕ СТРАТЕГИИ ЛЖЕНАУК. Лженауки оказывают сильное сопротивления всякого рода попыткам их ликвидировать, подключая к этому все возможные ресурсы в которые они проникли, начиная от политиков и судов (судебные процессы против преподавания теории Дарвина), и заканчивая подключением СМИ и подкупленных ученых вплоть до академиков. Столь сильное сопротивление лженауки оказывают по той причине, что они приносят высокие доходы своим создателям, которые в свою очередь легкие доходы терять не хотят и пойдут на любые действия против критиков. Для всяких научных концепций характерен диалог «доказательства-опровержения», что составляет сам научный процесс поиска истины, в котором ключевое значение имеет критика, но лженауки не могут вести такого диалога, поэтому они избирают тактику агрессивного и упорного противостояния в виде несогласия с критикой, а также атаки на самих критиков, которые характеризуются уничижительным тоном. Пытаться опровергнуть лженауку также бесполезно, как оправдывать бред, хотя бы потому, что опровергать нечего, трудно найти доводы на произвольные идеи, это не мешает официальным ученым тратить время на опровержение лженаук.
Одной из защитных стратегий лженаук является их проникновение в секретные отрасли, в первую очередь в хорошо финансируемую военную сферу, для чего созданы целые воинские части (в/ч 10003). Защита секретностью позволяет избежать лжеученым огласки своих фальсификаций, которые могут вызвать поток разумной критики, а также избежать всякого влияния со стороны РАН и официальной науки, которые ограничены «военной тайной», оберегающей теплое местечко для лжеученых - это же является самым опасным влиянием лженауки, которая подрывает обороноспособность страны. Лженаукой создана принципиально новая тактика самозащиты – она сама организует борьбу с лженаукой, но при этом находится на стороне науки и не только избегает чистки, но и ликвидирует конкурентные направления, к подобной тактике прибегла Русская православная церковь, которая стала одним из инициаторов создания российской «Комитет по борьбе с лженаукой», а значит, минимум становится защищенной в процессе гонения против лженаук, максимум - управляет процессом ликвидации лженаук, разумеется, это не означает, что Комитет по борьбе с лженаукой не эффективна, это означает, что РПЦ имеет иммунитет от этого комитета.
1.9 Опровержение лженаук учеными является, несомненно, наиболее надежным средством уничтожения лженаук, но не всегда требуется научное опровержение для ограничения лженаук, поскольку это трата времени и привлечение внимания к лженаукам, и эффективность этих методов временна, поскольку произвольные учения в виде лженаук довольно изменчивы, и способны преодолевать устаревшие опровержения. Наиболее эффективным критерием лженаучности является внутренняя и внешняя противоречивость этих учений: внутренняя связана с противоречиями внутри концепции, которые возникают неизбежно при произвольных выкладках недалеких людей; внешние противоречия связаны с несопоставимостью достигнутому уровню официальной науки. Заниматься опровержением лженаук довольно неблагодарное дело, поскольку приходится спускаться на уровень развития лжеученых, уделять им внимание, и тем самым косвенно поднимать им статус, уделяя лженаукам внимание со стороны науки. Критиковать лженауки малоэффективно ещё и потому, что человеческая фантазия неисчерпаема и лженаука даже при полностью развитой науке найдет своё место для существования – на месте ликвидированных лженаук возникнут новые, и так будет неограниченно долго. Именно бесполезность критики приводит нынешнюю науку к простому запрету на какие-либо концепции, например, запрет на рассмотрение проектов вечных двигателей, или на публикацию критики теории относительности, поскольку на противостояние нескончаемому потоку лженаучных идей, заведомо лишенных смысла занимает больше времени, чем, собственно, развитие науки. 
1.10 Лженауки активно укореняются, используя всякого рода финансирование, влияние на власть, что создают организованные центры-конгломераты – так называемые международные академии и институты (МАИСУ, международная академия тринитаризма, академия биоэнергоинформатики и подобные). Организация многократно усиливает влияние лженауки и делает её почти неуязвимой от нападок науки, общественности и власти. Достаточно вспомнить массированную поддержку лжеученого Грабового, для чего была собрана Научно-практическая конференция «Современные проблемы науки, техники, культуры, здравоохранения, общества и проблемы Космической безопасности Земли», г. Санкт-Петербург, на которой в защиту Грабового стали профессора, кандидаты наук, нанятые влиятельными лженаучными организациями или являющиеся просто мнимыми учеными, готовые за деньги нести такой бред, за который даже школьнику двойку поставят, например, на той же конференции Е.И. Боровков, профессор, директор НИИ астробиологических проблем и космической безопасности им. С.И. Репьева, президент МАИСУ заявил: «Ведь до сих пор, наша современная метеорология кроме циклона и антициклона ничего не знает. Она даже не знает, откуда образуется этот самый циклон. Откуда образуется антициклон. А это есть проекция околосолнечной чёрной дыры. Если даже метеорологи не знают, откуда и что берётся, ну как они могут правильно предсказывать погоду? Да ни как!» - подобных антинаучных перлов на той конференции было пруд пруди, и произносились они людьми с учеными степенями и званиями! За подобные рассуждения ученый должен быть просто лишен или понижен в научном звании, а те лица (ВАК, Патентное бюро, президиум РАН и другие), которые вручили ему звание или патент должны подпадать под внутреннее разбирательство за некомпетентность. 
1.11 Лженауки развиваются в тех направлениях, в которых наука не развилась, а также в тех познаниях, которых нет в природе. Существует и можно вообразить ещё больше понятий и явлений, которые невозможны по законам природы, например «Вечный двигатель», антигравитация и прочее, которые на всегда останутся несуществующими, и невозможность существования их недоказуема как бесконечность вселенной, поэтому лженаука особенно стремится реабилитировать и описывать их, и поскольку доказать их невозможность нельзя, то они становятся устойчивыми понятиями для существования лженаук.
 
(продолжение следует)
  
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz