Дипломный проект, 2014, № 6
Международное признание общенаучной, образовательной и общекультурной роли астрономии
© Е.П. Левитан (Москва)
Астрономия давно по праву считается одной из самых прекрасных наук, и только она из всех наук о природе имеет свою музу - Уранию. Немало людей, буквально влюбленных в астрономию, особенно тех, кто, не являясь профессиональными астрономами, относят себя к любителям астрономии, с удовольствием посвящают свой досуг чтению научно-популярной литературы по астрономии и самостоятельным астрономическим наблюдениям, которые они проводят с помощью самодельных телескопов или небольших телескопов, имеющихся в продаже.
Астрономия - древнейшая из наук. Она возникла и развивалась на протяжении тысячелетий как наука наблюдательная. Причем не только у древних астрономов, но даже в распоряжении Николая Коперника (1473-1543) не было телескопов. Телескопическую эру в истории астрономии открыл Галилео Галилей (1564-1642), который 400 лет назад направил на небо телескоп, собственноручно изготовленный. В наши дни любители телескопостроения создают приборы гораздо более совершенные, чем построенные Галилеем. Но гениальный итальянский ученый сумел с помощью своих телескопов сделать выдающиеся открытия. Он открыл пятна на Солнце, многие детали лунного рельефа, фазы Венеры, четыре (из 63 известных ныне) спутника Юпитера и убедился в том, что Млечный Путь - это множество далеких звезд. Открытия Галилея во многом подтвердили гелиоцентрическую систему Коперника и стали важным этапом в становлении Новой Астрономии. От Галилея ведет отсчет история изобретения и совершенствования телескопа: до гигантских размеров выросли оптические наземные телескопы. Кроме них в распоряжении современных астрономов есть радиотелескопы и космические телескопы.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой Международному году астрономии (2009) был сделан акцент на:
а) общенаучной роли астрономии (как мы знаем, астрономия стимулировала появление и развитие многих наук, включая математику и физику),
б) образовательной роли астрономии (изучение основ астрономии представляет собой важный компонент общего образования и обладает огромным мировоззренческим и эмоциональным потенциалом),
в) общекультурной роли астрономии (сегодня в наступившей космической эре с основными достижениями астрономии должен быть знаком каждый культурный человек).
Нужно обратить внимание на популяризацию астрономии и изучение ее основ в школе. К нашей стране это имеет непосредственное отношение, поскольку в последние годы ухудшилась ситуация и с популяризацией астрономии, и с преподаванием астрономии в школе. Сегодня у нас мало печатается хороших научно-популярных книг по астрономии для взрослых и детей, а те, что выпускаются, издаются очень малыми тиражами и почти не доходят до отдаленных городов, не говоря уже о сельской местности. В России остался лишь один научно-популярный журнал, специально предназначенный для популяризации достижений астрономии и космонавтики, это журнал Президиума РАН «Земля и Вселенная». (Но и у него тираж сейчас мизерный прежде всего по экономическим причинам — очень возросла стоимость подписки.) Катастрофически сократились тиражи и таких научно-популярных журналов, как «Наука и жизнь», «Природа» и др. А ведь эти журналы должны быть в каждой школьной библиотеке, чтобы ими могли в любой момент воспользоваться учителя, преподающие естествознание, географию, физику и астрономию, а также любознательные старшеклассники. Ситуация, в которой оказалась в России школьная астрономия, иначе чем парадоксальной не назовешь. Традиционный для нашей школы предмет «астрономия» таковым быть перестал! Это случилось несмотря на бурный прогресс в области астрономической науки и поражающие воображение открытия в Солнечной системе, Галактике и Метагалактике. Это произошло несмотря на туман невежества, в который повседневно погружают россиян многочисленные астрологи, уфологи, колдуны и так называемые целители. Для ликвидации в нашей школе предмета «астрономия» невозможно было найти более неудачного момента, чем нынешний.
Беспокоясь о настоящем российской школьной астрономии, думая о ее будущем, не надо забывать и о ее истоках. Поэтому здесь уместно лишний раз напомнить кое-что из истории преподавания астрономии в России.
Еще в Киевской Руси (IX в. - начало XII в.) изучали семь греко-римских классических дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Отметим также, что при крестителе Руси князе Владимире и основателе Новгорода Ярославе Мудром образование было не церковным, а светским.
В петровские времена астрономию преподавали в таких учебных заведениях, как школы и училища. Это отражало личный интерес к астрономическим знаниям и самого Петра I, который увлекся астрономией еще в одиннадцатилетнем возрасте, а став взрослым, немало способствовал развитию «математических и навигацких хитростно искусств учения», переводу книг о мироздании, изданию настенных карт и т.д. Открытие Санкт-Петербургской академии наук (1725) сделало возможным появление в России людей новой профессии — астрономов. Занятия астрономией, преподавание и распространение астрономических знаний — таким был круг обязанностей астрономов-профессионалов. В Уставах народных училищ и средних школ (1786, 1804) предусматривалось преподавание астрономии. Хотя, конечно, не все было столь безоблачно. Достаточно вспомнить об «идеологических» ограничениях. Ведь даже в XIX в. Министерство духовных дел и народного просвещения предостерегало авторов учебников и учителей от распространения «богопротивных» идей о «вращении Земли и происхождении мира».
Какой же была школьная астрономия в начале XX в., т.е. всего за несколько десятилетий до начала космической эры? На преподавание астрономии отводилось один или два часа в неделю в зависимости от типа учебных заведений. В дореволюционной России учителя имели возможность выбрать учебник из десятков (!) существовавших в то время.
Начало космической эры, ознаменовавшееся запуском в нашей стране 4 октября 1957 г. ИСЗ, сопровождалось невиданным ранее всплеском интереса к астрономии и освоению космоса. Тогда казалось, что на родине практической космонавтики начнется подлинная эпоха Ренессанса в школьном образовании. К сожалению, ничего подобного не произошло. Тем не менее благодаря огромным усилиям астрономической общественности в начале 60-х гг. все же удалось добиться утверждения новой программы по астрономии (в основном разработанной Б.А.Воронцовым-Вельяминовым, С.Б.Пикельнером и автором этих строк). Акцент в ней был сделан на астрофизике и внегалактической астрономии. В соответствии с этой программой и некоторыми ее модификациями совершенствовался классический учебник астрономии Б.А.Воронцова-Вельяминова. Затем начали появляться новые учебники (первый из них, «пробный» учебник автора вышел в 1985 г.; 1-е издание в качестве «стабильного» появилось в 1994 г., 12-е издание — в 2007 г.). В новых учебниках, к числу которых относятся и учебники А.В.Засова и Э.В.Кононовича, В.В.Порфирьева, уже содержались, естественно, элементы космонавтики. Без этого было невозможно, например, излагать вопросы, связанные с открытием радиационных поясов Земли, фотографированием обратной стороны Луны и доставкой на Землю образцов лунного грунта. Кроме того, авторы некоторых новых учебников включили в Приложения к ним информацию об основных вехах развития мировой и отечественной астрономии и космонавтики.
Ясно, что сегодня этого уже недостаточно. Ведь в настоящее время космические исследования преобразили всю астрономию - от астрометрии до космологии. Принципиально изменились возможности астрономических наблюдений. Астрофизика стала всеволновой, способной получать информацию из Космоса во всех диапазонах длин волн. Появилось множество новых важнейших данных о небесных телах Солнечной системы, Галактике и Метагалактике. Речь идет не о «добавках» к наземным наблюдениям. Последние, разумеется, не утратили своей актуальности и, более того, получили дальнейшее развитие благодаря созданию гигантских оптических и радиотелескопов, а также объединению отдельных радиотелескопов в глобальные системы. Данные космических наблюдений (и экспериментов!) очень существенно изменили наши представления не только о природе различных типов небесных тел и их систем различной сложности, но и о Вселенной в целом. Без преувеличения можно сказать, что прогресс в области наземных и космических наблюдений привел к формированию новой астрономической картины мира, включающей основанные на наблюдениях данные об экзопланетах, рождении и эволюции звезд, черных дырах, ускоренном расширении Вселенной под действием всемирной антигравитации и даже о возможном существовании ансамбля вселенных. Если к этому добавить, что в последние годы открыта в буквальном смысле невидимая Вселенная (темная энергия и темная материя), то можно предположить, что мы уже становимся свидетелями четвертой революции в астрономии (первую обычно связывают с утверждением идей гелиоцентризма, вторую — с открытием Галактики, третью — с открытием расширения Вселенной). Быть может, не за горами рождение Новой Физики.
Все это дает основание поставить вопрос о дальнейшей модернизации содержания школьного астрономического образования, программ и учебников. Такую модернизацию имеет смысл осуществить в ближайшие годы. При этом, конечно, придется учитывать и то, что в обозримом будущем на Луне и Марсе могут появиться первые базы землян. В настоящее время ученые приступили к решению соответствующих медико-биологических проблем, а конструкторы и инженеры занимаются ракетно-техническими и многими другими проблемами, связанными с доставкой экспедиций на Луну и Марс, созданием баз на этих ближайших к Земле небесных телах. Не останутся в стороне и проблемы, имеющие отношение к астероидно-кометной опасности, о которой в последнее время все чаще и чаще напоминают астрономы. Совершенно ясно, что с каждым годом будут крепнуть узы, связывающие астрономию с космонавтикой. В не меньшей степени будет развиваться взаимосвязь астрономии и физики. Современные астрофизика и космология базируются на самых последних достижениях в области различных разделов физики, и особенно физики элементарных частиц. Напомним об огромном общественном интересе (и тревоге!), который вызывают эксперименты с Большим Адронным Коллайдером, имеющие целью не только открыть предсказанные теоретиками некоторые элементарные частицы, но и попытаться смоделировать уникальные физические условия, господствовавшие в эпоху Большого Взрыва (в книге автора «Физика Вселенной: экскурс в проблему» сделана попытка проследить действие всех основных законов физики в Космосе, что, вероятно, представляет интерес для преподавателей астрономии школ и вузов). К счастью, Вселенную еще не совсем «изгнали» из школы, поскольку элементы астрономии сохраняются в ряде учебных предметов, начиная с тех, что преподаются в начальной школе. Важно, что в курсе физики выпускного класса появился заключительный раздел «Строение Вселенной» (Физика в школе. — 2008. — № 1) и то, что разработана и кое-где внедряется система элективных курсов по астрономии, в том числе курсов, которые разработал автор этой статьи. Но всего этого в обязательной 11-летней школе явно недостаточно.
Мы уже сейчас размышляем над тем, как сделать школьное астрономическое образование не случайным и отрывочным, а систематизированным. Ясно, что прежде всего необходимо разработать продуманную систему формирования основных понятий астрономии и космонавтики. Этот процесс должен начинаться в младших классах и заканчиваться в выпускном классе курсом астрономии, обобщающим и завершающим физико-математическое образование учащихся. Такой курс имеет смысл, возможно, назвать не «Астрономия», а «Астрономия и космонавтика».Очевидно, что эффективность качественно нового уровня преподавания астрономии и космонавтики в школе будущего окажется в прямой зависимости прежде всего от квалификации учителей астрономии и надлежащей учебно-материальной базы. Как известно, ни первую, ни вторую проблему до сих пор решить не удалось. Решать их в будущем придется практически с нуля. Вероятно, какое-то время роль центров преподавания астрономии будут играть специально выделенные для этой цели базовые школы, а также планетарии с их астрономическими площадками. К тому же есть основания предполагать, что в конце Международного года астрономии откроется после реконструкции Московский планетарий, который станет не только Московским и Всероссийским Центром популяризации астрономии и космонавтики, но и Центром дополнительного образования в этих очень важных для общества областях знаний.
Популяризацией астрономии, преподаванием ее в школе, работой с учителями астрономии и, наконец, научно-методической работой я занимаюсь уже более 60 лет. А началось все это в 1949 г., когда я в 15-летнем возрасте организовал астрономический кружок в школе № 1 г. Жуковского Московской обл. (а через год еще один кружок — в г. Пятигорске, где за 30 дней своего каникулярного пребывания провел 28 занятий с ребятами, которых собрал с помощью городского радио...).
К сожалению, сегодня трудно представить, что старшеклассник мог не только создать школьный кружок, но и руководить им (очно и заочно, уже став студентом пединститута!) на протяжении нескольких лет. Причем как руководить! Разрабатывал четырехгодичную программу, получившую впоследствии высокую оценку известного астронома члена-корреспондента АН СССР П.П.Паренаго, по 5-6 ч готовился к каждому еженедельному занятию, продолжавшемуся не менее трех часов, а затем письменно выполнял научно-методический и психологический анализ каждого занятия (конспекты и некоторые другие материалы сохранились у меня до сих пор)... Работа по руководству кружком подготовила меня к официальной педагогической деятельности, начавшейся в 1954 г. в школе № 125 г. Москвы (хотя, будучи десятиклассником, я по поручению своей учительницы физики и астрономии неоднократно проводил уроки в классе, в котором сам учился). Уверен, что руководство школьным кружком — прекрасная школа педагогического мастерства будущего учителя, и в этом необходимо убеждать первокурсников педагогических университетов.
На своих уроках астрономии и на лекциях в Московском планетарии я часто цитировал М.В. Ломоносова, который сказал: «Красота, важность, обширность, величие астрономии не только возвышают дух мудрых, возбуждая их пытливость и усердие, не только прельщают умы граждан, просвещенных и находящих отраду в науке, но и необразованную толпу приводят в изумление».