Интернет-издательство «Контрольный листок»
Воскресенье, 24.09.2017, 20:48
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 887
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2016, № 8

 

Записки исполнителя: срочно в номер

 

Мины, выброшенные на дорогу, как итог «психологического образования»

 

© Даниил Печерников

 

Поведение заказчиков больше всего сводится к одному: отношение к работе определяется тем, что скажет преподаватель, даже если высказанное им – ошибочное, тем более – предвзятое. Но то, что произошло этой (2016) весной и в начале лета, превзошло даже такое неприемлемое для исполнителя отношение к работе со стороны заказчиков.

Заказом была дипломная работа, посвящённая детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития, то есть – по специальной психологии. Заказчица, Юлия (буду называть настоящие имена, чтобы не запутаться), меняла мнение обо мне как исполнителе больше десяти раз. И всегда – в зависимости от собственных незначительных успехов или неудач. Например, при разнице настроек Word 2013 и старого Word 97-2003 часто пропадали пробелы между словами, и мне приходилось доказывать, что это от меня не зависит. Преподаватель работу читал мало, занимаясь «ловлей покемонов», это сейчас последняя новинка. А кто играет в такие покемонные игры, становится агрессивным, и Юлия оказалась не исключением. Если преподаватель говорил про работу что-то хорошее, она безудержно хвалила работу и меня, но стоило преподавателю сделать незначительные замечания, Юлия была готова втоптать меня в грязь. Предпоследний отклик преподавателя был отрицательным, и мне долго пришлось доказывать ошибочность преподавательской критики. Речь шла всего лишь о нескольких словах, и отразиться на ходе защиты дипломной работы не должно. Но преподаватель преподнёс это как нечто очень важное, и Юлия за сутки шесть раз выставляла мне претензии. Например, преподаватель настаивал на описании новообразований, хотя в возрастной психологии новообразованиями называются только те изменения психики, которые появляются в данном возрастном периоде и не были в предыдущем (например, те же младшие школьники по сравнению с дошкольниками старшего и подготовительного возраста). Я дал обоснованный отказ, дошло дело до скандала, и Юлия написала мне по почте следующее:

 

Это просто хамство и издевательство!!! как вы думаете буду ли я при таком отношении кому-нибудь вас рекомендовать. Ответ ясен. Прошу сделать простую вещь, а в ответе такое!!! Последними действиями вы перечеркнули Все. Я уже думала, что нашла среди мусора золото. Но ошиблась очень жаль.

 

В следующие дни «возникали» новые «проблемы»: то работ оформлена неверно, то распечатка пошла не так. Но через две недели Юлия звонит мне и с радостью сообщает, что защитилась на «хорошо», причём так, как будто она «забыла» всё недавнее прошлое. Я ответил ей только одно: если бы преподаватель не выделывался, могло быть и «отлично» (история, нередкая для моей исполнительской практики, когда сам преподаватель создаёт помехи затратным путём, чтобы только не читать работу, хотя дешевле её читать). Невозмутимость до бесстыдства со стороны Юлии оказалась для меня более тяжёлой, чем все её хамские выпады.

 

 

Карпов рядом с Брежневым (фотография 1978 года). И уже в 1988 году - благодаря фильму «Тринадцатый», где использовалась эта фотография, - само появление Карпова на публике вызывало лёгкую неприязнь, хотя в один день с Карповым награждены были многие из - будущего по отношению к тому времени - руководства СССР в период перестройки ...

 

И я задумался: станет эта Юлия работать психологом. С таким поведением сколько горя она и ей подобные могут принести людям. Например, некий психолог из Иркутска С.А. Бышляго, основной подход которого – «обвинение пострадавшего», когда вместо помощи, поддержки или успокоения человек получает новую обиду.

Читатель поймёт, почему у меня возникла другая аналогия – с рассказом Ивана Стаднюка (в цензурном варианте публикуется под названием «Своими руками»). По сюжету, генерал военно-хирургической службы Аркадий Маркович Филонов, получив назначение на должность начальника медслужбы в N-ской армии, сталкивается с несправедливостью: по личному приказу руководителя одного из подвижных госпиталей Наварина в госпитале отказались принять две машины с ранеными, в результате чего двое раненых умерли, причём одной из них была дочь Наварина. Как выяснилось, подполковник Наварин отдал такой приказ на формальном основании, а в действительности – желая отомстить майору Михайлову, командиру медсанбата, некогда критиковавшего действия Наварина. Филонов вспоминает все эти подробности, в том числе и то, что он некогда сам отправил Наварина «на повышение», чтобы отделаться от такого работника, и выезжает для расследования в госпиталь Наварина, но ранее ему приходится проявить своё профессиональное мастерство (в госпиталь доставлен солдат, которому в бедро вонзилась небольшая мина). После опасной операции (мина могла взорваться в любой момент!) Филонов принимает решение отдать Наварина под суд. Финал рассказа привожу полностью:

 

«Вот и еще одну мину обезвредили, - мелькнула мысль у Аркадия Марковича и тут же с новой болью отдалась в груди. - А ведь мину эту я, кажется, своими собственными руками вытолкнул на дорогу, людям под ноги... А мог же давно убрать её...».

То ли от этой горькой справедливой мысли, то ли оттого; что ему предстоит еще сказать Наварину о смерти его дочери и о том, что он, Наварин, виновник ее смерти, генерал тяжело вздохнул и устало провел рукой по своему немолодому лицу.

 

Вот так и я задумался: а не вытолкнул ли я на дорогу подобную мину в лице Юлии? Как и два года назад, некая Милена, руководитель какого-то консультационно-тренингового центра, также окончила экстернат ради формального получения диплома по психологии. Только не в Университете имени Герцена, а в Университете профсоюзов. Помню и её дипломную работу, там главным было то, чтобы по покойному преподавателю этого вуза Парыгину побольше было написано, а исследования в обоих случаях велись формально: не больше двух экспериментов, на незначительных группах (по 10-15 человек), при этом поставлено было так, что выявить значимые различия (или доказать их отсутствия) корректными методами было просто невозможно.

К сожалению, подобные и более опасные «мины» в психологии уже существуют. Одна из таких мин называется Вадим Шлахтер (предполагаю, что он пишет так свою фамилию для благозвучия, в действительности он Шлюхтер).

Что о нём знает «широкая публика»?

Его тема кандидатской диссертации: «Самовнушение как способ повышения психических и физических возможностей». Тема докторской диссертации: «Индивидуальная и групповая социально-психологическая адаптация к экстремальным, сложным и стрессовым ситуациям».

Является автором ряда психологических методик (программы подготовки частных лиц к действиям в реальных физических конфликтах, экстремальных условиях и во внештатных ситуациях различного характера). Заявляет, что среди условий обучения - это полная конфиденциальность и анонимность. Тренинговый центр Вадима Шлахтера представлен на рынке тренинговых услуг с 1992 года. Основные открытые тренинги: «Абордаж», «Боевая машина», «Экстрим», «Жесткий нео-менеджмент (школа запретных знаний для современного лидера)», «Гений общения», «Я - Лидер», «Военная стратегия бизнеса», «Военная стратегия продаж».

Как отмечает один из критиков – Александр Невеев, сейчас все эти бышляго и шлюхтеры вместо экстрасенсов периода перестройки. Используя приманку «тренинг сделает Вас...» (добавьте любое позитивно звучащее прилагательное), всякие шарлатаны заманивают на свои тренинги сотни людей. При этом подавляющее большинство таких тренеров ничем Вам помочь не могут. Более того, они могут Вам навредить. Многие люди после таких массовых тренингов сходили с ума или даже кончали жизнь самоубийством.

 

 

Юный Фриц в зоопарке взамен обезьяны в фильме 1943 года выглядит приличнее Шлахтера, фотографию которого наш журнал печатает, «потому что для науки всякий гад необходим»

 

Вадим Шлахтер - типичный «тренер» такого рода. Ничего из себя не представляя как психолог, он обещает людям развить у них за пару-тройку дней некие личностные качества, которые помогут им добиться успеха в жизни. Никаких научных подтверждений того, что фантазии Шлахтера работают, не существует. Более того, в ряде случаев его «чудодейственные» рецепты могут быть опасны.

Другой пример: Андрей Зимин взял у Шлахтера интервью. В этом интервью Шлахтер показал, что, например, будучи кандидатом психологических наук, не знает, что такое закон Йеркса-Додсона, а также ничего не слышал о Карле Поппере. «Высокий ранг» Шлахтер понимает исключительно как наличие больших прав и отсутствие обязанностей. Вывод Зимина: этаких паразитов на теле общества, которые сейчас пасутся в интернете, потому что здесь огромный охват аудитории. Они успешно разводят народ, называют обычных людей быдлом и неудачниками. 

Иногда бышляго и шлюхтеры действуют осторожнее и изощрённее, используя анонимность Интернета. Например, некое «Интернет-пособие» на тему «Как соблазнять моделей, не имея миллионов и дорогих автомобилей». Но … даже если бы эти курсы были подлинные, зачем они нужны? Ради чего нужно разовое соблазнение «модели»? Сверхкратковременное ощущение какой-то несуществующей собственной значимости? Что они, если их можно назвать женщинами, могут в повседневной жизни? Или это поощрение «знакомств без обязательств»? Может быть, поэтому «встречаться в тремя женщинами в неделю», как предлагает один из персонажей фильма Ронды Берн «The Secret» (2006) намного проще, чем найти одну женщину – на десятилетия? Следует признать, что при этих видах поиска – совершенно разное поведение.

Заодно я задам ещё один вопрос: почему нет курсов «Как продвигать своё, не имея связей и толкачей, а часто вопреки им»? Ведь то, что предлагают самопровозглашенцы от психологии, может быть не их личной глупостью, а подлостью с круговой порукой, сродни преступной. И часто в эту круговую поруку хорошо вписываются обозначенные мной «мины».

И – даже при выдвинутом мной подходе ответственности профессионального исполнителя за написанные им работы – здесь куда большая ответственность лежит на вузах. Всем этим Университетам - Герцена, Профсоюзов и иже с ними – следует не заниматься ловлей покемонов при помощи антиплагиаторских программ, а обращать внимание на то, как организовано само психологическое образование, и кто является соискателем, желающим профессионально заниматься психологией. То есть – вузы должны выявлять и обезвреживать подобные «мины».

 

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz