Интернет-издательство «Контрольный листок»
Вторник, 25.01.2022, 11:36
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1149
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Не в тему
 
Мустафа Кемаль Ататюрк - основатель Турции
 
© Р.Р.Киласов
 
В 1918 г. в Турции началась антиимпериалистическая, антифеодальная революция под руководством Мустафы Кемаля. В преддверии 120-летия М. Кемаля без преувеличения можно сказать, что при нем бывшая Османская империя привстала с одра смерти, что он помог подняться на ноги Турции и турецкому народу. Как же развивалась политическая деятельность Мустафы Кемаля? Еще во время учебы в лицее в 1897-1898 гг. Кемаль познакомился с Али Фетхи, который давал ему читать запрещенные цензурой книги Шинаси, Зии паши, Намыка Кемаля. От Намыка Кемаля он воспринял новые для тогдашней Турции идеи Родины, нации, патриотизма. В те годы он как присягу произносил слова поэта: "Пусть придут, соберутся все силы, любые превратности рока, низкой шлюхой буду я, если нацию брошу и с пути ее вспять возвращусь"/1,s.95/.
Воспитанный на произведениях Намыка Кемаля, он воспринял общеосманский дух его патриотизма. В разговоре с самыми близкими друзьями Мустафа Кемаль говорил: "Это государство должно быть уничтожено. Нужно создать новое турецкое государство. Султаната и халифата не должно быть. Все социально-экономические вопросы можно разрешить только в демократической Турции. Нужно выбросить феску, освободить женщину из клетки и дать ей свободу"/2,с.5/.
В эти годы Мустафа Кемаль начал серьезно задумываться над политическими проблемами. "Я хорошо трудился, - писал он в своих мемуарах, - в рамках обычных учебных занятий, но за пределами их у меня и моих товарищей возникли новые идеи. Мы начали понимать, что имеются пороки в управлении и политике страны. Нас охватило желание поведать о нашем открытии ученикам военного училища, число которых достигало тысячи человек, и мы создали предназначенную для них рукописную газету. На нашем курсе существовала маленькая организация. Я входил в состав ее руководства написал большую часть статей для газеты”/3,с.90/.
Работая в Софии, он снимал комнату у немки Хильды Кристианус, умной и дальновидной женщины. В беседе с ней он говорил: "И у нас в Турции нужно создать такое государство, как в Европе. Наше государство нужно сверху до низу переделать. Если бог даст, в будущем в этих переменах в Турции будет и моя роль"/2,с.6/.
"Свобода и независимость, - говорил Кемаль Ататюрк, - в моем характере. Я рожден свободолюбием нации. На мой взгляд, приверженность к свободе и независимости предопределяет ее честь, достоинство и счастье ... Чтобы суметь жить, мне непременно надо чувствовать себя сыном независимого народа"/4,с.3/.
В 1904 г. капитан Мустафа Кемаль, только что окончивший стамбульскую академию Генерального штаба, за чтение запрещенной литературы был назначен на службу в Сирию, что было равносильно ссылке. Опасности, которым Кемаль подвергался в ссылке, наполняли жизнь его матери горем и слезами/5,с.259/. В 1907 г., после перевода в Македонию, он примкнул к младотурецкому движению, которое выступило за свержение султана и установление конституции. Но после революции он отошел от младотурок, поняв, что не сможен найти общий язык с лидерами движения Талаатом, Мидхадом, Шюкрю, Энвером и Джемалем.
Впервые о Мустафе Кемале заговорили, как о крупном военачальнике, в годы первой мировой войны, где он сыграл видную роль при обороне Дарданелл, за что получил звание паши (генерала). О нем очень высоко отзывался генерал фон Сандерс, командовавший всей Дарданеллской операцией/6,с.60/. В дальнейшем он назначается командующим стамбульской армией, но не принимает этого назначения, так как чувствует, что война безнадежно проиграна, а стамбульское правительство является игрушкой в руках Антанты, особенно англичан. Поражение Турции в первой мировой войне, в которой она связала себя с кайзеровской Германией, привело к окончательному распаду Османской империи, история которой насчитывала более 600 лет - с 1918 г. она перестала существовать. Об этом периоде Мустафа Кемаль впоследствии скажет: "Османская империя была разделена на части. Оставалась горсточка отечества, впоследствии хотели и эти земли разделить"/7,с.109-110/.
Лозунг "Свобода или смерть", выдвинутый Мустафой Кемалем, поднял весь турецкий народ на антиимпериалистическую войну. На борьбу поднялись крестьяне, ремесленники, мелкая и средняя городская буржуазия, большинство военно-гражданской интеллигенции, мелкое и среднее чиновничество и большая часть духовенства. У них была одна общая мечта - отстоять целостность и независимость родины. Ататюрк отмечал, что "мы продолжим борьбу до тех пор, пока не уберем вражеские знамена из очагов наших дедов, пока в Стамбуле гуляют вражеские войска и предатели"/8,с.307/. Продолжая свою мысль, он уточнял, что "если бы даже не одна пятидесятая часть, но вся страна была разрушена, пылала в огне, мы взойдем на какой-нибудь холм на нашей земле и оттуда будем продолжать оборону”/9,s.78/.
"Нацию, которая хочет умереть, никакая армия не спасет. Турецкий народ не хочет умереть, он хочет вечно жить, господа"/10,s.682/, - говорил Кемаль Ататюрк. Первое вооруженное столкновение молодой турецкой армии с греками произошло у крепости Иненго 10 января 1921 г., где греческое наступление было приостановлено. Это имело колоссальное значение для укрепления духа турецких солдат, для повышения авторитета Мустафы Кемаль паши, как вождя национально-освободительного движения. Турки одержали победу над греками потому, что "в течение двадцати одного дня и двадцати одной ночи идея национальной независимости стояла против хищнического инстинкта захватчиков"/11,с.45-46/, - говорил Мустафа Кемаль. "Впервые за время существования турецкой истории, - писал он, - наши солдаты воевали за свои идеалы. Несмотря на то, что под их ногами лежал метровый снег и грязь, они бегом шли навстречу врагу и воевали от души"/9,s.1/.
Смотря из окна президентского дворца и обращаясь к египетскому послу Ататюрк говорил: "Смотрите на солнце, которое поднимается с Востока, все ярче освещая землю. Смотря на это, я издали вижу, как просыпаются народы Востока. Очень много народов, которые борются за свободу и независимость. Эти народы, несмотря ни на какие ухищрения… будут свободными. Колониализм и империализм сотрется с лица земли и вместо них будет создано справедливое общество, которое не будет различать людей по религии, национальности и по цвету кожи"/12,s.327/.
Стремление к борьбе за "мир в отчизне и во всем мире" для Ататюрка означало сближение и объединение всех народов. "Человек должен прежде всего стремиться и бороться за богатство и счастье своего народа, он должен думать о спокойствии других народов,"- говорил он. По Ататюрку, "нужно бороться за счастье всех народов земли ... ибо при отсутствии дружбы и спокойствия между народами всей земли ни одна нация спокойствия не получит”/12,s.326-327/.
Мустафе Кемалю удалось осуществить основное стремление турецкого народа - освобождение страны. Но перед ним стояла еще не менее важная и сложная задача - внести коренные изменения в экономическую и социальную жизнь страны. Указывая на необходимость этих преобразований, Мустафа Кемаль в октябре 1922 г. говорил: "После… борьбы, продолжавшейся три с половиной года, мы продолжим борьбу в области науки, просвещения, экономики; я уверен, что и на этом поприще мы одержим победу"/13,s.40-41/.
 "Мы,- говорил Ататюрк,- хороших крестьян готовим потому, что у нас много земли. Хороших солдат готовим потому, что много врагов, которые хотят отнять у нас эти земли…Во все времена нужно обратить особое внимание на то, чтобы подготовить хороших крестьян и хороших солдат. Но создавать армию нужно не для того, что бы как в прежние времена захватывать чужие земли, а только для того, чтобы защищать свои земли"/14,s.131/. Ататюрк отмечал, что натравливать людей друг на друга, говоря при этом, что я осчастливлю всех людей земли, далеко от человечности. "Нужно стремиться к тому, чтобы сблизить людей друг с другом и чтобы они любовались друг другом. Только таким путем можно завоевать высокое доверие народа”/14,s.273/.
 

Вступление турецкой армии в Измир
 
"Мы не являемся врагами никого, мы являемся врагами тех, кто является врагами человечества и человечности”/15,s.314/. Нужно было создать свою промышленность, построить новые железные дороги, основать национальные банки, приблизить Турцию к европейской культуре. Но на пути всего этого стояли помещики - полуфеодалы, мусульманское духовенство, которые хотели восстановить власть султана. С ними вместе шла и компрадорская буржуазия, которая была тесно связана с иностранным капиталом. Первым шагом в реорганизации государственного строя должна была стать ликвидация султаната. Султан не пользовался авторитетом среди народа. Однако реакционные элементы видели в султане силу, противостоящую Мустафе Кемалю и его преобразованиям. Поэтому 1 ноября 1922 г. Великое национальное собрание Турции приняло закон об упразднении султаната. Вечером 29 октября 1923 г. в Анкаре сто один залп из пушек известил о провозглашении республиканской Турции. Мустафа Кемаль был избран президентом республики. 3 марта 1924 г. был ликвидирован халифат, который представлял прямую угрозу реставрации монархии. Таким образом, Османская империя была стерта с политической карты мира. Средневековый султанский режим был уничтожен.
После ликвидации султаната и халифата турецкое правительство провело ряд мероприятий по подчинению религиозных институтов государству. Были приняты законы об упразднении министерства шариата и вакуфов, ликвидированы шариатские суды, закрыты медресе и запрещены уроки религии. Но это не означало что Кемаль Ататюрк отказался от религии. Кемалисты попытались реформировать ислам, чтобы приспособить его к потребностям капиталистического развития страны. В дальнейшем кемалистам пришлось сделать ряд уступок духовенству. Они объявили ислам государственной религией, был открыт богословский факультет при Стамбульском университете. День рождения Мухаммеда (12 реби-уль эввел) был объявлен праздничным днем/16,с.65/.
Для контроля и руководства деятельностью религиозных учреждений в Анкаре в марте 1924 г. был создан Президиум по делам религии при Совете министров Турецкой республики. Президиум должен был следить за созданием условий для выполнения религиозных отправлений и контролировать состояние мечетей, обителей, келий и т.д. Он имел центральную и переферийную организации. В первую входили два комитета и два директората, а во вторую - муфтий и писарь/16,с.65/. Несмотря на это, такие великие деятели, как Али Фуад-паша (Джебесай), Кязым Карабекир-паша, Хусейн Реу (Орбай), которые возглавляли прогрессивно-республиканскую партию (ПРИ), обвиняли М. Кемаля в "безбожии", "кощунстве", "вероотступничестве" и пустили слух о том, что Кемаль будто бы сказал: "Собрать бы в одном большом доме собрание всех до единого муфтиев, имамов, улемов, шейхов, мулл, крепко-накрепко запереть все выходы, поджечь этот дом со всех четырех сторон и тщательно следить за тем, чтобы ни один из них не вышел. Жаль только, что в этом случае сгорел бы дом"/17,с.176/. "Реакционеры, называя Ататюрка безбожником, клеветали на него, хотя Ататюрк сам отмечал: "Наша религия - самая разумная и самая совершенная из религий. Чтобы выполнить свою естественную миссию, она должна согласовываться с разумом, знаниями, наукой, логикой, наша религия может вполне соответствовать этим требованиям"/18,с.472/. Ататюрк был человеколюбивым и справедливым. Его поступки и прожитая жизнь говорят нам об этом. "В наше время, - говорил Ататюрк, - построить демократическую республику - это означает, чтобы люди в ней жили по-человечески и поняли от чего это зависит и что надо делать для того, чтобы жить по-человечески. Нужно не господствовать над народом, а служить ему. Кто служит своему народу, тот и будет его господином"/4,с.115/.
Чтобы узнать, государство наше демократическое или нет, отмечал он, нужно задать только один вопрос: "Какова цель этого государства?" У государства есть две цели. Одна - защита интересов народа, другая - понять достоинство народа, если государство проводит это в жизнь - это демократическое государство, а если нет - не демократическое. В государстве, - говорил Ататюрк, - где нет свободы, всегда имеет место смерть и разрушение. Свобода является матерью всякому продвижению вперед и победам”/9,s.121/. Когда у Ататюрка спросили, что им сделано наиболее ценного для Родины, он ответил: "То, что я делал до сих пор, все взаимосвязано друг с другом и одинаково важно. У меня не спрашивайте, что я сделал, спрашивайте, что я буду делать"/19,s.61/. Ему хотелось, чтобы те, которые придут после, продолжали его дело. "Когда я оставлю этот мир молодежи, живущим после меня, мои последние слова таковы: "Турецкому народу, турецкому обществу, тюркизму я не мог полностью отдать свой долг. Вы выполните его. Кто придет после вас, вы тоже повторите им мои слова"/20/.
Под руководством Мустафы Кемаля турки занялись созданием новой республики, посчитав, что их успех, как современной нации, станет лучшим доказательством против образа "ужасного турка". В значительной степени туркам это удалось. Политики и государственные деятели Европы и Америки стали приветствовать турок, как друзей и сотрудников. Ататюрк вернул турецкому народу его достоинство. Гази Мустафа Кемаль Ататюрк - титан XX столетия - заслуживает особенного внимания. Каждому аналитику должно быть понятно, что Мустафа Кемаль стоит рядом с такими деятелями, как Клемансо, Л.Джордж, Макдональд, Вильсон, Ахмед Сукарно, Дж. Неру, Дж. Абдул Насер.
Если поставить вместо Мустафы Кемаля Ататюрка кого-либо из его тогдашних соратников (Исмета, Карабекира и др.), могли бы события 1918-1923 гг. оказаться такимими же успешными, как под его руководством? Сомневаюсь. Мустафа Кемаль не имел себе равных внутри страны. Ататюрк еще при жизни получил широкую популярность как руководитель национально-освободительного движения, которое принесло Турции независимость. Благодаря основоположнику Турецкой Республики, его безграничной любви к идеалам свободы и демократии, его искусству полководца и государственного деятеля, турецкий народ, преодолев тяжелые исторические испытания, обрел свободу. Мир признал свободную и независимую Турцию. В то же время не секрет, что в ряде работ отечественных историков замалчивались прогрессивные стороны борьбы кемалистов и Кемаля. Выставляя его в "невзрачном” виде, они боялись правдиво показать его роль в национально-освободительной борьбе.
 
1. Natik Kemal. Surleri. Ankara, 1957.
2. 100 бойук турк (на азерб. яз.). Бакы, 1991.
3. Миллер А.Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983.
4. Utkan Kocaturk. Ataturk. Бакы. 1991.
 5. Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления. М., 1966. 6. Сокольский Н. Очерки современной Турции. Тифлис, 1923.
7. Ataturkun уolu. Istanbul, 1981.
8. Ataturkun Tainim. Telgraf ve Beyannameleri IV (1917-1938), Dezleyen: Nimet Arsan, Turk inkilar Tarihi Enstitusu Yayinlari. I. 1964
9. Ataturkun Soyler ve demecleri I. Derleyen: Nimat Inan, Turk inkilar Tarihi Enstitusu Yayinlari: Birini Basim. 1945.
10. Sevket Aziz Kansu. Turk dili Dezgisi. 1952.
11.Кайзер Ж. Европа и новая Турция. М., 1925.
12.Utkan Kocaturk. Ataturkun Fikir ve Dusuncesi. 1984.
13.Ataturkun soylev ve demecleri, cilt (1906-1938). Ankara. 1951.
 14.Ataturkun soyler ve demecreli//Ikinci Basim. 1961.
15.Ferid Celal Cuven. Ulku gergesi sayi: 70. 1938.
16.Кондакчян Р.П. Турция: внутренняя политика и ислам. Ереван, 1983.
17.Красная новь. 1926. № 9.
18. III Всемирный конгресс Коммунистического интернационала. Петроград, 1922.
19. Ataturkun Hususiyetleri, Kiliss Ali, Sei Yaginlari. Istanbul, 1955.
20. Ulus gazetesi. 1935. № 12.
 
Поиск
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2022 Бесплатный хостинг uCoz