Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Остров Горн, 2013, № 5
Страницы истории
Часть
2. Обречённые восстания:
Андижан/Нальчик, 2005 год Читать начало
3. Коллективное
самоубийство?
Я вообще бы предостерёг от оправдания всех действий пострадавших в
конфликтах людей из сочувствия к ним. Тот факт, что они Взяли-таки в руки
оружие и вышли на улицы городов, поставив под угрозу чужие жизни, в том числе и
мирных людей, говорит нам о том, что какие-то элементы радикализма изначально
были в их идеологии и сознании.
Здесь я подхожу к вопросу, который
меня занимает больше всего. Оценивая поведение участников вооружённых
выступления в Андижане и Нальчике, цели, которые они перед собой ставили и
результаты, к которым они пришли, приходишь к парадоксальному выводу о полной
бессмысленности происшедшего. В самом деле, на что мятежники рассчитывали — на
быструю сдачу власти, на победу в противостоянии с гораздо более
многочисленными и намного лучше вооружёнными и подготовленными войсками? Все
свидетели говорят, что «боевики» в том же Нальчике едва разбирались в оружии и
просто гибли в неравном бою, радуясь, что превращаются в шахидов (мучеников за
веру).
Может быть, вооружённые люди
надеялись на поддержку населения?
В Нальчике ничто не говорит о таких
надеждах — боевики, разбившись на группы, нападали на военные и милицейские
части, т. е. действовали сугубо по военной схеме, отработанной уже в Грозном в
1996 году или в Ингушетии в 2004 году. С двумя странностями. Первая — боевики
напали на военные части не ночью и не рано утром, а ближе к полудню, когда
военные могли эффективно отразить нападение. Вторая странность — у боевиков не
было подготовленного плана отхода и большинство просто-напросто полегло в
заранее обречённом бою. Они не захватывали органы власти, не захватывали
заложников, не выдвигали требований. Эксперты объясняют эту странность,
во-первых, спешкой, в которой готовилось и происходило выступление (будто бы
планы стали известны власти и боевики решили ускорить события — опять зачем?),
во-вторых, предательством Шамиля Басаева и Анзора Астемирова, которые
спланировали и организовали эту акцию, но в какой-то момент бросили
джамаатистов и ушли, не обеспечив им прикрытия. Такое объяснение предполагает,
что джамаатисты находились под сильным влиянием внешнего (чеченского)
руководства и сами нисколько не пытались оценить обстановку.
В Андижане боевики, действуя
поначалу примерно в том же ключе, т. е. захватив тюрьму, прокуратуру, здание
спецслужб, потом изменили тактику — собрались в центре города, заняв там
круговую оборону, организовали на площади митинг и выдвинули социальные и
политические (но, замечу, не исламские) лозунги. Освободив своих соратников из
тюрьмы, они могли бы легко уйти из города и скрыться в горах — в Киргизии и
Таджикистане, но не сделали этого. Возможно, они рассчитывали повторить пример
«тюльпановой революции» в Киргизии, которая успешно совершилась на их глазах
всего за несколько месяцев до этого. Но почему же местные бизнесмены и их
сторонники должны были думать, что население пойдёт за ними и им удастся
сломать массивную государственную машину?
В обоих случаях присутствовала, на
мой взгляд, некоторая иррациональность — создаётся впечатление, что участники
вооружённых мятежей и в Андижане, и в Нальчике специально действовали так,
чтобы подставить себя под удары могущественного противника. Возможно, эта
иррациональность объясняется тем, что и та, и другая группы были загнаны
преследованиями «в угол», которые вызвали у них чувство отчаяния и фанатичного
стремления к мести. Возможно, сыграла свою роль наивность и доверчивость к своим
вождям, неверная — идеологизированная — оценка ситуации, какие-то несбыточные,
неадекватные ожидания, сформированные их лидерами. Обращает на себя внимание,
что рядовые участники восстаний были полностью подчинены своим руководителям и
выполняли все их приказы. Возможно, имела место и некоторая экзальтация,
возникшая в том числе в результате религиозного самовнушения.
Всё это довольно существенно
отличает рассматриваемые события 2005 года от того, как рационально, масштабно,
спланированно действовали, например, Исламское движение Узбекистана в
Узбекистане или чеченское сопротивление на Северном Кавказе. На мой взгляд, в
случае с Андижаном и Нальчиком мы имеем другой тип, условно говоря,
«исламиста».
На мой взгляд, действия мятежников
выдают в них не столько «передовой отряд» социального недовольства, сколько
маргинализованную, «исключённую группу». И в Андижане, и в Нальчике с оружием в
руках вышли люди, которые по разным причинам не нашли понимания ни у власти, ни
у общества в целом. Даже многотысячный митинг в Андижане был скорее проявлением
стихийного протеста, чем поддержки вырвавшихся на свободу бизнесменов.
Как я уже говорил, власть и силовые
органы всё делали для того, чтобы вытеснить эти группы из легальной сферы
существования. Эти действия власти были часто чрезмерны и необоснованны. Однако
и общество в целом воспринимало идеологию и претензии этих групп на истину по
меньшей мере настороженно. Акрам Юлдашев с его довольно неортодоксальной
манерой говорить об исламе мог вызывать в достаточно исламизированном узбекском
обществе отторжение. Не только лояльные к власти религиозные деятели, но и
ваххабиты могли видеть в нём если не отступника от ислама, то по крайней мере
человека, который вносит в местное мусульманское сообщество смуту. В свою
очередь в слабо исламизированном кабардинско-балкарском обществе неприятие
вызывали попытки активистов кабардино-балкарского джамаата продемонстрировать и
навязать образец строгого подчинения ритуалам и нормам, чуждым для большинства
населения. Узбекское и кабардино-балкарское общества мало сочувствовали своим
«исключённым группам», усиливая их исключение и делая их наиболее беззащитной и
наиболее вероятной жертвой государственных репрессий.
В этом я вижу объяснение
бессмысленности их поведения. Оба мятежа - это, на мой взгляд, вызов власти и -
это тоже важно — обществу, своеобразное публичное самоубийство или коллективное
самопожертвование и одновременно попытка преодолеть свою «исключённость»,
попытка заявить о себе как о людях, отстаивающих общественные, а не личные
интересы или демонстрирующих общественно значимое, героическое, а не
маргинальное поведение.
В оглавление номера
|
Календарь |
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|