Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 25.04.2024, 17:21
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2015, № 4
 
Кабинет методиста
 
Научный ум как совокупность познавательных способностей
 
© К.С. Бельский
 
Ни наши мысли, ни наши знания, получаемые при чтении книги или при наблюдении за каким-либо объектом, не возникают вне нашего ума, вне умственной деятельности. Очевидным является тот факт, что познавательная деятельность в сфере науки, требует хороших мыслительных способностей. И речь идет не просто об уме, который в словарях русского языка определяется по-разному: и как познавательная способность, и как способность оценивать обстановку и принимать правильное решение, и как способность понимать. Речь идет о научном уме, которым обязан обладать аспирант, магистрант, преподаватель высшей школы. Но если благодаря уму и воле человек правильно использует и направляет свое тело, руки и ноги, то, как справедливо полагал французский философ Р. Декарт, в процессе научных занятий познающий субъект должен правильно использовать свой ум и направлять его «таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах». А потому необходимо знать, что же собой представляет научный ум. При этом, определяя ум через способность мыслить, познавать, открывать, не нужно забывать выражение Аристотеля, что ум - это не деятельность, а способность к ней, более того - способность к успешному выполнению той или иной деятельности, в том числе научной. Способность обнаруживает себя в умении решать научные проблемы эффективно. В американских словарях «способность» определяется через «умение». Выражение «это способный человек» чаще понимается как: этот человек успешный, умный.
Анализируя научный ум, целесообразно сравнить его с военным умом («умом полководца»), о котором военный теоретик К. Клаузевиц сказал, что он складывается из ряда способностей: умения понять и оценить обстановку перед сражением; способности принимать решения мгновенно; предвидения; волевых качеств: храбрости и хладнокровия. Рассматривая научный ум аспиранта или докторанта, не совсем правильно говорить, что его образует какая-либо одна познавательная способность, например, хорошая память или библиотечная усидчивость. Научный ум, как и ум полководца, представляет собой «гармоничное сочетание способностей, из которых та или другая преобладает, но ни одна не становится поперек другой». Это суждение вполне применимо к научному уму, который складывается из множества познавательных способностей: мышления, восприятия, суждения, памяти, воображения и т.д. Все эти способности представляют собой единое целое и образуют ум в широком смысле слова, сближаясь с понятием интеллекта. Вместе с тем основной познавательной способностью является способность к мышлению, напрямую связанная с деятельностью мозга и с группирующимися вокруг нее другими «родственными» познавательными способностями. Иначе говоря, в узком смысле научный ум рассматривается как главная или субстанциональная познавательная способность.
Научный ум как субстанциональная познавательная способность. В философии субстанция - это нечто фундаментальное, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от других величин - модусов, которые зависимы, вторичны и действуют благодаря субстанции. Субстанциональная познавательная способность - это способность с помощью мышления организовать познавательный процесс и, используя предшествующие знания, исследовать научные проблемы в целях получения нового знания.
В центре рассматриваемой способности находится мысль, под которой следует понимать акт мышления, а под мышлением понимается комбинирование. Думая, познающий субъект комбинирует и выбирает из мысленных объектов то, что необходимо для решения интересующих его вопросов, отделяет в них то, что ему не нужно, прибавляет то, что необходимо, сравнивает, складывает, группирует мысленно объекты в различные комбинации. Исходными мыслительными операциями, образующими познавательный процесс, являются анализ, синтез, классификация, обобщение и абстрагирование. Обобщение и абстрагирование позволяют переходить от непосредственного наблюдения за познаваемыми объектами к пониманию их сущности, представлять их отвлеченно. Применительно к финансово-правовой науке способность к мышлению - это способность человека обобщать и опосредованно познавать финансово-правовую действительность. Так, преподаватель финансового права, ознакомившись в «Российской газете» с Федеральным законом о федеральном бюджете, принятым Государственной Думой, может сделать выводы о том, какую финансовую политику будет проводить государство в течение определенного срока. Способность к мышлению дает преподавателю возможность, не присутствуя на заседаниях Государственной Думы, благодаря средствам массовой информации, иметь хорошее представление о ее работе в области финансового законодательства.
Способность к мышлению позволяет видеть и представлять силуэт финансовой деятельности государства и все ее составные части: выпуск денежных средств и организацию денежного обращения; взимание налоговых платежей и их поступление в бюджетные и внебюджетные фонды, распределение и перераспределение денежных средств в рамках бюджетных правоотношений; бюджетное финансирование в соответствии с функциями государства; финансовый контроль.
По словам Л.В. Ломоносова, мышление обобщает, приводит в порядок полученные знания, позволяет проникать в сущность явлений, которых человек не наблюдал, не видел, но умеет о них мыслить. По этому поводу он писал: «Велико есть дело достигать во глубину земную разумом, куда рукам и оку досягнуть возбраняет натура: странствовать размышлениями в преисподней, проникать рассуждением сквозь темные расселины и вечною ночью помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность».
В философской литературе первым детально исследовал категорию «ум» средневековый мыслитель Николай Кузанский (XV век) в сочинении «Об уме». По его мнению, ум - это то, откуда возникает граница и мера всех вещей. Латинское слово «mens» (ум) производится от «mensurare» - измерять, оценивать предмет познания горизонтально, вертикально, объемно, проникая внутрь него. Ум человека «внедрен богом в тело для блага последнего». Анализ высказываний других видных мыслителей говорит о том, что ум как субстанциональная познавательная способность характеризуется рядом особенностей.
Первая особенность ясно и отчетливо проанализирована немецким психологом В. Штерном в первой половине XX в. и рассматривается как совместный результат внутренних и внешних условий, точнее - преимущественно как результат врожденных задатков человека.
Концептуальное положение В. Штерна следующее: «никакие влияния окружающей среды не в состоянии создать ум. Как бы сильны они ни были, однако больше, чем видимую надстройку к хотя и не видимому, но глубоко заложенному фундаменту, они дать не могут». Влиянию среды на ум (чтение, обучение, тренировка памяти, воспитание в профессорской семье) следует отвести ограниченное место.
Другая особенность, по Николаю Кузанскому, состоит в том, что Бог дал ум каждому человеку, но не в равной доле. Молодой человек после окончания вуза поступает в аспирантуру, выбирает тему диссертации, составляет план, собирает материал, но не умеет его систематизировать, излагать мысли, делать выводы, а потому терпит неудачу. Умственное неравенство - черта любого общества во все времена истории. Триста лет тому назад, английский философ Локк, указывая на различие людей по уму, справедливо писал: «Очевидно одно: между людьми существуют столь значительные различия в степени понимания, восприимчивости и рассудительности, что можно утверждать, нисколько не оскорбляя человеческий род, что расстояние между некоторыми людьми в этом отношении больше, чем между некоторыми людьми и некоторыми животными».
Давно и правильно сказано (Ф. Гальтон), что во всяком обществе преобладают средние способности. Научный ум, естественно, должен подниматься над средним уровнем, и представлять собой особенную способность к выполнению научной деятельности, называемую одаренностью и характеризующуюся определенными научными достижениями. Высокая степень одаренности в какой-либо научной области называется научной талантливостью. Талантливые работы отличаются новизной научных положений, высоким теоретическим уровнем, совершенством в изложении материала и общественной значимостью. В России в XX в. к таким работам можно отнести: «Русское финансовое право» Э.Н. Берендтса, «Административно-финансовое право» М.Д. Загряцкова, «Финансовое право» С.А. Котляровского, «Советское финансовое право» М.А. Гурвича, «Основные вопросы теории советского финансового права» Е.А. Ровинского, «Советское бюджетное право» М.И. Пискотина, «Субъекты советского бюджетного права» Н.И. Химичевой и др.
Не забудем указать на еще одну особенность научного ума - его склонность к деятельности, ограниченной содержанием и получением знаний в одной какой-либо определенной области. Философ Лейбниц сочинял стихи, но они не были совершенными. А.С. Пушкину не давалась математика, хотя он пробовал свои способности в этой науке. Универсально способных людей, какими были Леонардо да Винчи и М.В. Ломоносов, крайне мало. Поэтому Гельвеций справедливо писал: «выдающиеся умы ограничивают себя, замыкаются в какой-либо одной отрасли знания». К тому же заниматься главным образом одним делом заставляет краткость жизни. Чаще всего человек, посвятивший себя преподавательской и научной деятельности, имеет склонность к работе в области определенных или смежных знаний (например, в области административного и финансового права) и имеет один талант именно в этой области, но с её широкими границами.
Наконец, важно отметить еще одну особенность научного ума как субстанциональной познавательной способности: наиболее качественную научную продукцию такой ум дает в зрелом возрасте. Известно, что умственное развитие человека начинается сразу после рождения, убыстряется с началом речевого периода, совершенствуется в подростковом возрасте и продолжается дальше.
Жизнь человека от рождения до смерти можно подразделить на три этапа, которые соотносятся между собой как программа и ее исполнение. Программа охватывает детство, подростковый возраст, молодые годы до 28-32 лет и связаны с обучением в семье, средней школе и в вузе. Исполнение - это зрелый возраст, в котором человек работает по специальности от 33-35 лет до 60 лет. Исполнение, если оно предполагает научно-преподавательскую деятельность, может охватывать также старость от 60 лет и далее. Видный русский медик и психолог профессор И.А. Сикорский характеризовал второй и третий этапы как годы, когда у м достигает полного совершеннолетия. Ученый полагал, что в возрасте от 60 лет и далее всё в организме человека науки стареет, все органы, мышцы, кости медленно атрофируются, «но органы мысли - мозг остается в сохранности - рука времени его не касается». Это положение И.А. Сикорский распространял на людей науки, а также на лиц творческих профессий (актеров, писателей, художников и т.д.).
Научный ум как субстанциональная познавательная способность представляет собой относительно самостоятельную и константную категорию, обладающую единым механизмом мышления. Это - главный ум. Декарт отличал его от других познавательных способностей и называл «интеллектом». Этим же словом называл данный ум Ф. Бэкон, говоря, что «интеллект располагается в мозгу как в крепости».
Но, как говорили в старину, «ум - не односум». Главный ум окружен другими «умами», другими познавательными способностями, сросся с ними и представляет одно целое. Эти «другие» познавательные способности называются по-разному: «вспомогательными средствами» (Декарт), «модусами» (Николай Кузанский), «специальными способностями» (Ф. Гальтон, Б.М. Теплов). Научный ум в широком смысле может рассматриваться как системное явление.
Ум как главная познавательная способность окружен другими познавательными способностями, которые Николай Кузанский называл «модусами». К модусам он относил память, воображение, способность суждения, внимание и другие способности, ценность которых проистекает из того же источника, откуда берет начало субстанциональная познавательная способность. Декарт называл модусами атрибуты, которые «воздействуют на субстанцию и вносят в нее различные оттенки». О субстанции можно ясно и отчетливо размышлять и без модусов, но не наоборот, так как модусы зависимы от субстанции. Охарактеризуем каждый из модусов, образующих научный ум в широком смысле.
Восприятие как познавательная способность - это способность воспринимать, различать и усваивать предметы внешнего мира с привнесением в них «смысла». Объектами восприятия для познающего субъекта могут быть объекты различной сложности: материал телевизионной передачи о заседании Государственной Думы, рассматривающей проект федерального закона о поправках в Налоговый Кодекс РФ; газетная статья, содержащая материал о контроле Банка России за финансовым рынком; материал учебника финансового права, написанного М.А. Гурвичем и интересно излагающего раздел о стадии исполнения государственного бюджета.5 Таким образом, восприятие выступает как отправной пункт познавательной деятельности, доставляющей ей исходный материал.
Будучи необходимым условием познавательного процесса, восприятие так или иначе опосредствуется деятельностью мышления и выступает как одна из его «ветвей». Более того, восприятие представляет собой своеобразный переход от чувственного познания к рассудочному мышлению. Как специальная способность (модус), восприятие органически связано с субстанциональной познавательной способностью и является необходимым элементом понятия «научный ум» в его широком понимании.
Способность суждения есть специальная познавательная способность, представляющая собой минимальную целостную единицу человеческой речи. Пример суждения из Бюджетного кодекса РФ: «дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами». Суждение в логическом смысле - первая и основная форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно определяет и раскрывает содержание другого.
Способность суждения - это модус, который в словесной форме выражает первые мысли ребёнка и становится орудием мощного развития мышления. Когда ребёнок на втором и в начале третьего года своей жизни произносит слова «мама», «папа», «мое», «деньги» и связывает с этими словами определенное содержание, факт этот означает, что ребёнок мыслит и у него работает ум. Слово, из которого складывается суждение, является средством выражения мысли и одновременно средством развития мысли. Известный русско-украинский филолог А. Потебня, имея в виду воздействие слова на развитие мысли, писал: «Если сравнить создание мысли с приготовлением ткани, то слово будет ткацкий челнок, разом проводящий уток в ряд нитей основы и заменяющий медленное плетенье».
Для науки особое значение имеет способность суждения как способность излагать мысли - устно и письменно грамотно, литературно, логично. По мнению И.А. Сикорского способность суждения в науке особенно заметно выражается в человеческой речи, в письменной форме в том числе, как средство дать «телесность тончайшим операциям ума». Способность суждения - в некотором роде талант, которым обладают далеко не все выдающиеся люди. Знаменитый английский правовед с мировым именем И. Бентам не обладал способностью излагать письменно свои мысли и, будучи человеком состоятельным, для этого дела держал секретаря. Аспирант, магистрант, докторант могут собрать для диссертационного сочинения прекрасный материал, иметь глубокие мысли по теме, но они не справятся с задачей, не обладая способностью логично и литературно излагать свои суждения на бумаге.
Способность суждения - талант, но ему можно и нужно учиться. Основной совет: постоянно читать; делать выписки из прочитанных книг; упражняться, письменно излагая размышления и наброски суждений, по какому-либо вопросу, постоянно заглядывать в словари русского языка.
Способность внимания есть способность сосредоточения внимания на предмете исследования. Это - чрезвычайно важный модус в системе понятия «научный ум». Французский философ Гельвеций в сочинении «Об уме» в главе «О неодинаковой способности внимания» утверждал следующее: хотя многие открытия в науке и искусстве сделаны благодаря случаю люди «одаренные способностью внимания», достигали в жизни больших успехов в отличие от не обладавших этой способностью.
Сосредоточенное внимание в гносеологическом аспекте означает концентрацию познающим субъектом своего интеллектуального ресурса в желаемом направлении. Для сосредоточенного внимания характерны: направленность на что-то; не просто направленность, но длительная направленность; игнорирование всего окружающего, мешающего данной направленности; в науке - это направленность на предмет (объект) исследования.
Жизнь выдающихся ученых показывает, что сосредоточенность внимания на предмете исследования принимала в их жизни две формы, схожие по характеру: полной отдачи внимания проблеме изучения, доходящей до страстности и форму затворничества с обдумыванием познаваемого объекта. «Страстность в науке - это не просто субъективно-психологический эффект, но логически неотъемлемый элемент науки». Примером этой формы внимания может служить научная деятельность М.В. Ломоносова. Вторая форма обнаруживается в деятельности ученых которым свойственно продолжительное внутреннее вынашивание зародившейся новой идеи и постоянное возвращение к ней. Созревание новой идеи есть акт продолжительного внимания к ней самого автора, т.е. творца идеи. Ньютон на вопрос, заданный ему, каким образом ему удалось сделать столь много важных открытий, ответил: «Я долго думал об одном и том же».
Воображение как познавательная способность есть способность создавать новые представления и мысленные комбинации на базе собранного рассудком материала, которые преобразуются в научные положения и общие понятия. В науке финансового права - это общие понятия типа «финансы», «финансовая деятельность государства», «бюджетная система», «финансовый рынок», которые были созданы и разумом, и воображением. Думается, нет такой области научного творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Как подчеркивал русский педагог К.Д. Ушинский, «сильное деятельное воображение есть необходимая принадлежность великого ума; но, конечно, только такое воображение, материалы которого сильно переработаны здравым рассудком...».
Диапазон проявления воображения широк и его полет может набирать очень большую высоту. Недаром фантазию признают разновидностью воображения. Поэтому французский психолог Т. Рибо замечал: «... в науке творческое воображение должно подчиняться в своем полете необходимым условиям, которые ставятся разумом». Научное воображение не может блуждать по произволу, а должно иметь в виду, как предмет, так и объект исследования. Если воображение зарождается и получает крылья на основе материала, собранного рассудком, то оно контролируется и ограничивается разумом.
Воображение как специальная познавательная способность дифференцируется на три способности.
Первая - это способность осуществлять синтез различных, но тяготеющих друг к другу явлений. И. Кант, постоянно указывая на функцию синтеза, выполняемую воображением, говорил, в частности, что в науке синтез чувственного познания с рассудочным совершается посредством воображения. В науке финансового права такие понятия, как «деньги», «финансы», «налоги», «бюджет», «валюта» возникли посредством синтеза экономических (денежных) отношений с юридическими.
Вторая - это способность воображения в процессе познавательной деятельности комбинировать, сочетая и соединяя взаимообусловленные, но разные элементы в единое системное образование. Можно полагать, что благодаря комбинированию таких понятий как «фонд», «план», «акт» и «роспись» М.И. Пискотину в монографии «Советское бюджетное право» удалось дать относительно полное определение бюджета.
Третья - это способность человека с творческим воображением образно мыслить и использовать метафору для более ясного и глубокого освещения исследуемого предмета. Пример: английский философ Т. Гоббс, анализируя сущность государства, сравнивает его финансовую систему с кровообращением. Ибо как деньги питают каждую часть государства, так и естественная кровь, «циркулируя, попутно питает каждый орган человеческого тела».
Память как познавательная способность есть модус, весьма близко находящийся к главной познавательной способности и усиливающий её.
Ф. Бэкон высоко оценивал данную способность, называя ее «интеллектуальной способностью». В Толковом словаре В. Даля память определяется как способность не забывать прошлого; свойства ума хранить знания о былом.
Мышление, воображение, воля познать истину и сделать открытие были бы невозможны, если бы люди не помнили того, что было в прошлом опыте. Память и работающее научное мышление находится в тесной связи. Память является как бы «кладовой знаний», готовой оказывать необходимую помощь. Научное мышление, решая исследовательские задачи, выборочно воспроизводит, выбирает из этой кладовки необходимый ему материал. Интересно об этом процессе писал Л. Локк: «это откладывание наших идей в памяти означает только то, что во многих случаях ум обладает способностью восстанавливать восприятия, однажды бывшие в ней, с присоединением к ним добавочного восприятия, что она их раньше имела».
Из видов памяти для науки имеет значение в основном словесно-логическая память, включающая в себя не только чувственные данные, но прежде всего суждения, умозаключения, понятия. Именно этот вид памяти по требованию научного мышления выдает необходимую информацию в целях более глубокого понимания изучаемой проблемы путем сравнительного анализа. Так, анализ налога на доходы физических лиц, предусмотренного гл. 23 Налогового кодекса РФ, окажется более содержательным и интересным, если память исследователя воспроизведет для сравнения знания, содержащиеся в царском Законе о государственном подоходном налоге от 6 апреля 1916 г.
Нужно заметить, память как способность познания, отлично дополняет научное мышление, делает его кратно более эффективным, но этот модус вполне самостоятельный: хорошая память не всегда указывает на выдающиеся умственные способности. Сталин обладал великолепной памятью. Но коллективизация сельского хозяйства в 1928-1932 гг., с чудовищными налогами на крестьян и запредельно жестокими репрессиями, проведенными по его схеме, подвела русский народ к критической черте. Акцию эту будущую историки назовут либо величайшей глупостью, либо редким по мировым масштабам преступлением.
Воля как познавательная способность есть неотъемлемый элемент научного ума. Познавательные способности человека не могут ограничиваться специальными способностями интеллектуального характера (суждения, воображения, памяти и т.д.). Воля находит свое воплощение в совершении целенаправленных действий, связанных с преодолением препятствий на пути познания. Воля, - говорил русский ученый И.М. Сеченов, - «не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума ...».
Несомненно, что научная деятельность увлекает человека со склонностью к ней, втягивает в себя, но бывают периоды неуспешного овладения предметом исследования, когда, как говорят в народе, «опускаются руки». Тогда необходимо принудить себя к работе, заставить сесть за рабочий стол и продолжать мыслить, не забывая того, что сказал выдающийся русский философ Н.О. Лосский: «познавательный акт - волевой акт».
Формула Наполеона о равенстве ума и воли в известной степени применима не только к военачальнику, но и к ученому. Дарование настоящего полководца он сравнивал с квадратом, в котором основание - воля, высота - ум, причем решающее значение придавалось воле. Способности настоящего ученого могут измеряться также формулой квадрата, но в другом соотношении: основание - ум, высота - волевые качества. Хотя полного равенства между умом и волей у людей, по-видимому, не бывает, в сфере научных исследований, говоря об уме и воле, вопрос следует решать в пользу ума.
Накопленные знания как основа для реализации познавательной способности познающим субъектом. Афористическое определение «знание - это пища ума», - принадлежит древнеримскому писателю и оратору М. Цицерону. Действительно, знание обогащает и развивает ум, расширяет умственный кругозор и, что самое удивительное, старое (готовое) знание помогает производить новое знание, знание - открытие. Для познающего субъекта, работающего в сфере финансово-правовой науки, знания есть собранная, целостная и систематизированная совокупность научных понятий, категорий, суждений, имеющих прямое и косвенное отношение к предмету исследования в целях получения новых финансово-правовых знаний, как практических, так и теоретических. Это могут быть знания не только по финансовому праву, но и по праву других отраслей. Например, автору кандидатской диссертации «Институт вины в налоговом праве» пришлось использовать в процессе исследования знания по финансовому, уголовному и конституционному праву.
(окончание будет опубликовано в № 6)
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz