Интернет-издательство «Контрольный листок»
Понедельник, 18.12.2017, 02:08
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 932
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2015, № 6
 
Кабинет методиста
 
Об особенностях преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» в техническом вузе
 
© М.А. Семёнова (Астрахань, АИСИ)
 
 
Русский язык, язык на котором мы говорим, один из самых богатых, великих и уникальных языков мира. Нет ни одного языка на Земле, который обладал бы такими широкими возможностями передавать звуки, эмоции, образы и понятия, как русский язык.
Еще К. Г. Паустовский писал о том, что «нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
С русским литературным языком тесно связано понятие «культура речи». В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.
Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая свою позицию, но и уметь понимать речь своего собеседника, адекватно реагировать на нее. Ведь культура речи - это и культура мысли, и характеристика культурного уровня, и свидетельство нравственной цельности человека. Человеку мало грамотно писать и говорить, ему необходимо научиться грамотно думать. Как справедливо заметил испанский писатель XVI века Мигель де Сервантес Сааведра, что «говорить, не думая - все равно, что стрелять, не целясь». Каждый человек, вне зависимости от возраста или статуса, может совершенствоваться и открывать в культуре речи для себя что-то новое, ранее незнакомое ему.
Сегодня для всех очевиден тот факт, что за последние пятнадцать лет русская речь претерпела существенные изменения. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. Не нужно доказывать, что образование - это самое великое благо для человека. Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний, привык быстро и верно излагать свои мысли, соображения. Речь образованного человека, как правило, обладает такими качествами, как точность, ясность, чистота, однако речь должна еще быть и умной. А умные речи приятно и слушать - гласит мудрость человечества. Человек, владеющий такими качествами, достигает больших успехов в жизни, перед ним открываются двери в разные сферы нашей деятельности.
Сегодня курс «Русский язык и культура речи» - одна из ведущих дисциплин на первом этапе обучения студентов разных специальностей. В современных условиях развития общества в высшем учебном заведении актуальным является и процесс формирования профессиональных качеств студентов, и формирование и развитие их духовной культуры, так как воспитание личности молодого специалиста происходит через приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Свободное владение русским литературным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности. Культура речи и степень владения русским языком порой оказываются решающими факторами профессионального роста.
При подготовке молодых специалистов в высших учебных заведениях дисциплина «Русский язык и культура речи» выполняет коммуникативную, информационную, образовательную, гуманитарную и профессионально ориентационную функции.
Так, в Астраханском инженерно-строительном институте дисциплина «Русский язык и культура речи» является обязательной для студентов всех специальностей. Важным компонентом эффективности обучения является мотивация к активной, самостоятельной, познавательной деятельности. Заостряется внимание студентов на том, что для успешной профессиональной коммуникации необходимо понимать сущность речевого этикета, знать нормы общения и речевого поведения, а также приобретать коммуникативную компетенцию в самых различных сферах общения.
Неизменный интерес у студентов нашего вуза вызывают публичные выступления на профессиональную тему. Не секрет, что наиболее ярко культура речи проявляется в публичном выступлении, успех которого в немалой степени зависит от ясности и точности речи, информационной насыщенности. Понятие «культура речи» включает пять основных признаков: точность, понятность, чистота, богатство и выразительность. Яркое публичное выступление характеризуют правильность речи, соответствующую литературно-языковым нормам; точность передачи мысли говорящего; ясность и доступность речи для понимания слушающих; простоту и разнообразие используемых языковых средств без лишней красивости слога; отсутствие в речи внелитературных элементов: просторечных, диалектных, жаргонных, вульгарных слов, а также слов-сорняков и слов-паразитов; и, наконец, выразительность речи, которая не только усиливает действенность высказывания, но и поддерживает внимание и интерес у слушателей, влияет на их чувства и воображение.
Правильность, точность и выразительность речи - необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры. В прошлом в России они вырабатывались в процессе обучения и высоко ценились. В своей заметке о красноречии «Хорошая новость» А. П. Чехов писал о том, что «...для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать... Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был устлан путь ко всякой карьере».
На практических занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи» студенты знакомятся с требованиями и признаками хорошей речи, у них формируется стремление развивать навыки публичных выступлений, умение непринужденно вести себя перед публикой, очень важно - не бояться аудитории.
Кроме того, данная методика преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» имеет три основные педагогические цели:
- обучение русскому литературному языку (активизирует владение языком специальности; умения и навыки использования профессиональной лексики);
- обучение речевому общению (активизирует владение монологической и диалогической речью);
- профессиональная речь (активизирует профессиональную заинтересованность).
Таким образом, студенты должны постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, журналистов, лекторов, ораторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, яркость, точность и выразительность своей речи. Только при этих условиях студент сможет в совершенстве владеть культурой речи - неотъемлемой частью личностной характеристики. Так как деятельность студентов нашего вуза будет непосредственно связана с речевым общением, культура речи будет являться немаловажным условием их профессионального успеха. Не случайно основными правилами речевого общения являются: уметь разумно спрашивать и внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда все необходимое сказано.
 
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz