Интернет-издательство «Контрольный листок»
Суббота, 27.04.2024, 01:11
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2013, № 2

Кабинет методиста

Олимпиада по бухгалтерскому учёту

© И. Каморджанова, Н. Морозова (СПб ГИЭА)

Одной из форм оценки и контроля знаний, а также выявления уровня и развития творческой инициативы студентов является олимпиада. Она способствует углублению полученных знаний, развитию творческого подхода к решению задач, самостоятельному поиску информации.
Ограниченность аудиторных часов, выделенных на освоение курса «Бухгалтерский учет», ведет к трудностям в детальном овладении студентами знаниями по отдельным аспектам учета. В такой ситуации представляется важным всемерно развивать и поддерживать интерес обучающихся к самостоятельному углубленному освоению тем дисциплины.
Главное, что должна дать высшая школа будущим экономистам и менеджерам, — интеллект, креативность, умение обучаться.
В числе инструментов, стимулирующих самообучение, с нашей точки зрения, следует активизировать те, которые позволяют сочетать чисто прагматические интересы обучающихся по улучшению уровня экзаменационных успехов с личными мотивами. К числу таких мотивов можно отнести стремление утвердиться в коллективе студентов и преподавателей, повысить самооценку, реализовать творческие наклонности.
Проведение олимпиад в рамках изучения курса бухгалтерского учета, на наш взгляд, является одной из форм, стимулирующих самообразование. В этой связи уместно обобщить опыт проведения олимпиады по бухгалтерскому учету среди студентов третьего курса разных специальностей Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии.
Решение об участии в олимпиаде студентов одного уровня подготовки, но ряда специальностей вызвано несколькими причинами. Повышение статуса олимпиады с точки зрения обучаемой системы диктуется стремлением оценить собственные силы в сравнении с малознакомым, но сходным по уровню знаний, умений и навыков коллективом. Со стороны обучающей системы растет объективность оценки качества усвоения курса, что обеспечивается идентичностью объемов аудиторных часов самой дисциплины, уровня общеэкономической подготовки и общего уровня контингента обучающихся по разным специальностям.
Наши исследования и итоги проведения студенческих олимпиад в течение ряда лет показали, что задания олимпиады должны отвечать следующим требованиям: быть разными по форме; содержать поисковые проблемы, которые не вписывались бы в стандартные методы решений; отражать ситуации, требующие оригинальности мышления.
Схема проведения олимпиад предусматривает три этапа:
тестирование в форме тестов множественного выбора;
краткие ответы на вопросы;
решение ситуационных задач.
Каждый этап различен по уровню запрашиваемых знаний, умений и навыков и по временным рамкам.
Система тестов множественного выбора состоит из 5 вопросов, предполагающих лаконичный однозначный ответ. При таком типе теста даются несколько возможных ответов для каждого вопроса, и студенты должны выбрать правильный ответ из предложенных. Время выполнения 1-го этапа олимпиады составляет 10 минут. Тематика тестов обеспечивает оценку освоения курса в целом и охватывает ряд основных разделов дисциплины «Бухгалтерский учет»:
учет внеоборотных активов, в том числе основных средств и нематериальных активов;
учет материально-производственных запасов;
учет расчетов;
учет кассовых операций.
В качестве примера приведем несколько вопросов теста.
1. Работник, отправленный в командировку, получил и израсходовал сумму, превышающую установленные Постановлением Правительства РФ нормы на командировочные расходы. Размер превышения относится:
а) на себестоимость продукции (работ, услуг);
б) на финансовые результаты деятельности предприятия;
в) на прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия после налогообложения.
2. Удержание сумм в погашение недостачи из начисленной зарплаты работников отразится бухгалтерской записью:а) Д70 К84; б) Д70 К73; в) Д70 К71.
Вторым этапом олимпиады является система из пяти вопросов, на которые необходимо дать краткие ответы. При их составлении студентам предлагается использовать план счетов бухгалтерского учета и бухгалтерский баланс. Часть вопросов запрашивает развернутые, достаточно полные пояснения. Важно подчеркнуть, что от обучающихся требуется проявить способность свободно осмыслить, обобщить и систематизировать полученную в рамках курса информацию.
В качестве иллюстрации приведем ряд вопросов второго этапа олимпиады.
1. Какова цель начисления амортизации нематериальных активов?
2. Чем бухгалтерский учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов похож на учет основных средств и в чем вы видите различия?
3. В какой оценке отражается МБП, поступившие на предприятие безвозмездно?
Временной объем второго этапа расширен до 20 минут. Обязательным условием является одновременное завершение работы над вопросами всеми студентами, поскольку следующий этап предполагает свободу пользования учебно-методической, научной и нормативно-справочной литературой.
Задания третьего этапа олимпиады состоят из пяти ситуационных задач.
Примечательно, что задачи не носят прямого практического характера. Это игровые ситуации, представленные в виде хозяйственной операции, имеющей нетривиальную окраску, или отрывки из литературных произведений. Суть задания — найти правильный способ отражения описанной таким необычным образом хозяйственной операции в бухгалтерском учете.
Эмоциональная окраска таких вопросов и элемент узнавания, с одной стороны, вносит определенную разрядку в конкурсную атмосферу, с другой — поднимает статус проводимого мероприятия, подчеркивая общий образовательный уровень как обучающей, так и обучаемой систем.
Основным требованием к выполнению данного этапа олимпиады является аналитический, разносторонний подход к выполнению задания. Студентам предоставляется достаточная для выбора ряда приемлемых решений информация.
Приведем образцы ситуационных задач олимпиады.
1. В одном из подмосковных совхозов для опыления огурцов в парниках используются шмели, а не пчелы, т.к. шмели опыляют огурцы в любую погоду, а пчелы — только в солнечную. Шведские ученые вывели породу шмелей, которые «работают» в замкнутых пространствах (парниках) и не стремятся улететь на свободу, как наши, российские шмели. Пара таких шмелей стоит 150$ США. Их привозят специальным рейсом в Россию. «Работают» шмели около года, а потом надо закупать новых за границей, так как шведы стерилизуют шмелей перед отправкой за границу.
Вопрос: каким образом включаются затраты, связанные с приобретением шмелей, в себестоимость огурцов?
2. Братья Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу» пишут: «Мебели в комнате было немного. У окна стоял массивный стол, накрытый ветхой серой скатертью с бахромой, перед столом — колченогий табурет. Возле голой бревенчатой стены помещался обширный диван, на другой стене, заклеенной разнокалиберными обоями, была вешалка с какой-то рухлядью (ватники, вылезшие шубы, драные кепки и ушанки).
За стеной бубнили два голоса: старуха басила на одной ноте, голос Романа повышался и понижался. «Скатерть, инвентарный номер двести сорок пять...» — «Вы еще каждую половицу запишите!..» — «Стол обеденный...» — «Печь вы тоже запишете?..» — «Порядок нужен... Диван...» «И еще дуб запишите!» — сказал за стеной Роман».
Вопрос: что в этом отрывке говорит вам, что братья Стругацкие описывают особенности музейного учета экспонатов, а не процесс инвентаризации на предприятии?
3. В мифе о Геракле «Скотный двор царя Авгия» говорится: «Вскоре Еврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды (Элида — область на Пелопоннесе в Греции), сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад были триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященные богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял подобно звезде».
Вопрос: если бы царь племени эпеев в Элиде Авгий вел бухгалтерский учет, то где в бухгалтерском балансе отражались бы его многочисленные стада? И в какой оценке?
Запрос обучающей системы на третьем этапе направлен не только к информации, полученной в ходе аудиторных занятий, и не сводится к проверке степени усвоения полученных знаний. Главным отличием этапа служит выявление способности правильно определить и использовать соответствующую задаче справочную и нормативную литературу. При наличии таких источников, условием их адекватного использования студентом является умение оценить игровую ситуацию в следующей последовательности:
вычленить объект учета, который описан в ситуационной задаче;
идентифицировать место объекта в структуре объектов бухгалтерского учета;
идентифицировать вид хозяйственной операции в ситуационной задаче;
определить вид хозяйственной операции или источник, описьтающий проблемы ее учета;
адекватно воспользоваться источниками в целях разрешения ситуации.
Продолжительность выполнения этапа является максимальной и составляет полтора часа. Практика показывает, что этого времени достаточно для осмысления задач, обработки источников и формулировки ответа.
Уровень итогов выполнения третьего тура олимпиады наиболее важен для оценки обучающегося как студента вузовской формы обучения. Умение и традиция работать с источниками нормативно-справочного, учебного или образовательного характера — это показатель потенциала обучаемости и профессионального роста специалистов с высшим образованием.
Общие итоги олимпиады по бухгалтерскому учету подводятся с использованием 30-балльной системы. Результаты выполнения заданий предоставляются для ознакомления студентам с указанием итогов выполнения заданий каждого этапа и общего числа набранных баллов. Такая схема подведения итогов обеспечивает возможность оценить уровень собственных успехов участника и провести их сравнительный анализ с уровнем студентов собственной и альтернативной специальности.
В систему поощрений помимо реализации личных мотивов студентов входит и прямое поощрение высокого уровня знаний в рамках курса бухгалтерского учета. Пороговым числом баллов, дающим право на привилегии в период экзаменационной сессии, приняты 22 балла. Это показатель правильности ответов более чем на 2/3 заданий.
Опыт проведения студенческих олимпиад по бухгалтерскому учету подчеркивает важное значение альтернативных методов контроля знаний. Взаимодействие обучающей и обучаемой систем выходит за рамки учебного курса и ведет к обогащению процесса обучения. Расширяется система мотиваций и стимулов к получению студентами знаний вне аудиторных занятий. Элементы творческого подхода к организации учебного процесса, подбор и подготовка конкурсных заданий, оценка и анализ итогов работ обеспечивают рост уровня обучающего как носителя специальных знаний и как преподавателя высшей школы.Если обучение призвано внести вклад в развитие интереса, оно само должно быть интересно. Интерес студентов является той нитью, по которой продвигается саморазвитие будущих менеджеров и экономистов.
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz