В условиях реформ изменяется роль библиотек как социально-культурных институтов, развиваются их функции. Наряду с образовательной, культурно-просветительной деятельностью, они все в большей степени играют роль информационных центров, предоставляют населению все больший набор услуг и продукции. Это требует от библиотечных работников повышения ответственности за оперативное и качественное выполнение все более разносторонних запросов пользователей.
Важную роль в этом процессе играет организационная культура библиотеки. Это - специфическая система связей, отношений, взаимодействия людей, способов постановки и решения стоящих перед коллективом задач. Она включает особенности сознания, методы поведения, деятельность, основанную на профессиональных и этических ценностях и нормах; она представляет собой набор приемов и правил решения проблем адаптации к внешней среде, внутренней интеграции работников; является отправным моментом в выборе сотрудниками приемлемого способа действий, анализа, принятия решений и их реализации. Таким образом, организационная культура библиотеки выражает определенные коллективные представления о целях и способах их реализации. Это - система ценностей, разделяемых всеми ее членами. Сказанное означает, что в библиотеке каждый связан общим взглядом на то, что она собою представляет, какова ее социальная роль, ее обязанности перед обществом, читателями.
Организационная культура обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов. На ее основе каждый сотрудник осознает свою роль в коллективе, знает, чего от него ждут и как ответить на эти ожидания. В то же время любой член коллектива знает, чего он вправе ждать от библиотеки.
Таким образом, организационная культура библиотеки способствует сплочению ее сотрудников, направляет их деятельность на достижение стоящих перед коллективом целей. Содержание организационной культуры определяется организационными ценностями. Каковы же эти ценности?
Одной из первых и главных являются устойчивые отношения библиотеки с пользователями, максимальное удовлетворение их запросов и информационных потребностей, Деятельность любой библиотеки немыслима без читателей. Удовлетворение их интересов, своевременное информационное обеспечение суть основа стабильности, устойчивости функционирования библиотеки, гарантия ее дальнейшего развития,
Второй важной организационной ценностью является забота об удовлетворении разнообразных потребностей работников библиотеки. Оно осуществляется посредством социальной политики, заботы о лучшей организации труда, создании нормальных бытовых условий, здоровье сотрудников, их отдыхе, профессиональном и интеллектуальном росте.
Третья организационная ценность в библиотеке - высокая трудовая и технологическая дисциплина и исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело. Библиотека не может хорошо выполнять свои обязанности перед обществом без соблюдения определенного функционального и структурного порядка.
Следующую важную организационную ценность Составляют инновации в работе, внедрение различных новшеств в деятельность библиотеки. Новаторство, инициативность, творческие наклонности работников являются залогом успешной деятельности коллектива в современных условиях.
И, наконец, важной организационной ценностью является профессиональная этика библиотекарей, то есть совокупность нравственных норм, регулирующих поведение и действия библиотечных работников, их взаимоотношения друг с другом, с пользователями. Этика библиотечного работника заключается не только в установлении границ между дозволенным и недозволенным, но и в профессиональном умении общаться с пользователем, в оперативном предоставлении ему необходимой литературы, информации, в заботе о его культурном, профессиональном росте и духовном совершенствовании.
Существуют и другие организационные ценности библиотек, вытекающие из их повседневной деятельности. Все они являются составной частью организационной культуры библиотеки. Организационная культура библиотечного учреждения достаточно стабильна, в ней отражаются коренные общечеловеческие и профессиональные идеалы. Способность руководства, коллектива определить ключевые ценности, которые объединяют усилия всех сотрудников для достижения поставленных целей, один из важных источников успешной деятельности библиотеки.
Формирование ключевых ценностей или принципов работы имеет своей целью создать в глазах ее сотрудников, пользователей, в окружающей среде положительный образ или, как принято сейчас говорить, имидж библиотеки.
Совокупность ценностей, принципов деятельности библиотеки определяется как кредо библиотечного учреждения, его философия. Она, как правило, содержит точно и емко сформулированные требования, которые легко могут усвоить все работники. Среди них широко распространены следующие:
взаимное доверие, уважение и сотрудничество - наш главный принцип;
каждый пользователь имеет право на самое лучшее обслуживание;
прогресс - наш самый главный продукт;
поощрение и развитие творческих способностей и социальной активности каждого работника - наша главная задача;
каждый сотрудник имеет равные возможности для обучения и развития потенциала;
наш принцип - преимущественное продвижение по службе своих сотрудников;
приверженность к честности, бескомпромиссности, высоким этическим нормам - долг каждого работника.
Можно назвать много и других принципов и норм деятельности библиотек.
Большое значение в распространении основополагающих принципов организационной культуры имеет изучение сотрудниками истории библиотеки, ее традиций. Важное место в совершенствовании организационной культуры занимают чествование передовиков труда, награждение лучших работников, присвоение почетных званий. Все это формирует у сотрудников чувство общности, гордости за принадлежность к коллективу, стимулирует рост творческих способностей, существенно улучшает социально-психологический климат, способствует повышению качества работы.
Показателем признания общих ценностей и норм является организационное поведение, характеризующее сплоченность коллектива, его эффективную деятельность по обслуживанию пользователей, развитию инноваций. Организационная культура способствует качественным изменениям в библиотеке, расширению ее социального влияния, улучшению адаптивности к быстро меняющимся внешним условиям. Она предполагает постоянную информированность коллектива библиотеки о состоянии дел и перспективах развития, о возможных изменениях и нововведениях. Деловые обсуждения и дискуссии рассматриваются как стимул развития библиотеки, совершенствования ее деятельности. Нормы и ценности организационной культуры изменяют характер взаимоотношений между персоналом и руководством, способствуют формированию команды единомышленников. Они активно используются при отборе претендентов на вакантные должности, служат средством приобщения молодых специалистов к культуре библиотеки, ее традициям, создают условия для максимальной реализации в личностном и профессиональном плане.
Признание организационной культуры всеми членами коллектива библиотеки, обогащение ее новыми традициями способствуют становлению работников как творческих личностей, обретению уверенности в том, что в любых ситуациях они могут рассчитывать на поддержку своих коллег и всего коллектива.
Организационная культура библиотеки облегчает ее взаимодействие с внешним миром, со смежными организациями, с органами власти.
Задачей любой библиотеки является целенаправленное формирование организационной культуры как важного фактора сплочения и развития коллектива.