Интернет-издательство «Контрольный листок»
Воскресенье, 20.08.2017, 18:18
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 865
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Остров Горн, 2015, № 9

Редкие публикации

Особенности кинорецензий в современных российских печатных СМИ

 

© Авдеева Е.Д. (Челябинск)

 

Жанр кинорецензии в настоящее время находится на пике популярности. Ее можно встретить в специализированных журналах, в массовых изданиях, в интернет-пространстве. Свой отзыв на фильм может написать любой желающий. Популярность жанра объясняется тем, что кино, одно из самых популярных и массовых искусств минувшего столетия, обладает более понятным языком и огромными возможности для отображения окружающего мира.

Современное состояние кинокритики в России многие исследователи, однако, называют умирающим. Основные причины падения уровня материалов данной тематики обозначил Михаил Ратгауз, филолог и журналист:

1.постиндустриальное общество, для которого упаковка важнее предмета;

2.увеличение количества произведений. «Заниматься подробно одним фильмом уже некогда. Пользователь должен быстро понять, заносит он его в свой список или нет»;

3.блогеры поставили под сомнение «уникальное предложение» кинокритика;

4.изменения в самом кинематографе. Кино не может ничего больше предвосхищать, оно может только слепо копировать вдогонку. Потому что оно давно ощущает себя не субъектом, а объектом влияния.

Таким образом, появление интернет-блогов привело к снижению авторитета профессиональных рецензентов, а развитие коммерческого кинематографа и необходимость его прочного укрепления на первых местах кинопроката отрицательно сказалось на качестве текстов. Основной задачей рецензента сейчас стало заставить пойти зрителя на ту или иную кинокартину.

Данная тенденция наиболее ярко проявляется в неспециализированных печатных изданиях. Например, рецензии в деловой газете «Ведомости» не дают полного анализа произведения. Журналисты забывают о том, что над созданием киноленты работает целый коллектив, а значит и оценивать нужно не только режиссерскую или актерскую работу, они слабо демонстрируют знания о предмете рецензии, а большую часть текста занимает - краткий анализ тем, поднимаемых в фильмах. Также, проанализировав кинорецензии в газете «Ведомости», можно отметить, что основная задача журналиста - направить зрителя, создать у него впечатление о премьерной кинокартине, так как все они посвящены либо новинкам кинопроката, либо фильмам, которые окажутся в нем в ближайшее время.

Кинорецензии в специализированных изданиях, напротив, дают более профессиональный анализ. Например, рецензии журнала «Variety Russia» представляют более детальное рассмотрение произведения, на первый план выходит анализ средств выражения идеи и темы, а тексты содержат большое количество профессионализмов, при этом сохраняя доступность изложения. Стоит отметить, что рецензии в «Variety Russia», в отличие от текстов «Ведомостей», посвящены не только новинкам кинопроката и фильмам, которые окажутся в нем в ближайшем будущем, но и фильмам, показанным на различных кинофестивалях, которые вряд ли дойдут до массового кинопроката. Но все рецензии посвящены именно новым фильмам. А значит основная задача рецензента - создать у читателя впечатление о кинокартине, подсказать, на что искушенному зрителю стоит обратить внимание в этом месяце, а что оставить в стороне.

В целом, нынешнее состояние кинорецензии в печатных периодических изданиях можно охарактеризовать следующим образом:

кинорецензии, в большинстве своём, сейчас посвящены рассмотрению одного произведения, причем в сжатом объеме (средний объем текстов - 3000 знаков);

большая часть современных рецензий посвящена новинкам кинопроката, то есть перед рецензентом стоит задача направить зрителя, создать у него первое впечатление, создать «кассу» фильму;

в кинорецензиях массовых изданий, в сравнение со специализированными, присутствует незначительное количество профессионализмов;

действительно подробный анализ фильма можно найти лишь на страницах специализированных СМИ. Кинорецензии же в массовых изданиях дают лишь краткий обзор произведения, останавливаясь на анализе чего-то одного (темы, режиссерской / актёрской работы).

 

Примечание

 

Издательство «Контрольный листок» рекомендует прочитать рецензию на предстоящий фильм «Училка» (автор рецензии уже известен своими отзывами на фильмы «Левиафан», где предлагал свой финал с расстрелом в храме, и «Батальонъ», где сетовал об упущенном уместном сюжете). В новой рецензии отзыв не на фильм, а на название и выбор сюжета, которые после уничтожения образа учителя в российском кинематографе, после «Астенического синдрома», похоже, появились только затем, чтобы представление об учителе как представителе почётной, заслуженной профессии, учителе-наставнике никогда бы не возродилось …

 

В оглавление номера

Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz