Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 19.04.2024, 17:22
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2016, № 12
 
Культура
 
Падение нравов в западном обществе (по материалам журнала «Крокодил» 1959-1989 гг.)
 

© Денис Стребков, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ ВШЭ, старший научный сотрудник ЛЭСИ

 

Статья печаталась в журнале ЭС-Форум, 2010, № 3

 

Отсутствие четко выраженной идеологии и образующийся в результате этого в обществе ценностный вакуум приводят к постепенной деградации населения западных стран, всеобщему падению нравов, сексуальной распущенности: «Нищета духа - прогрессирующая болезнь капитализма. Сплошь да рядом «культурные» запросы буржуа не выходят за пределы его животных инстинктов. По этой причине на экране и на эстраде западного мира торжествует неприкрытое скотство. Вакханалия обнажения перекинулась в быт. Творцы дамских мод решили, что пора уже руководствоваться не вкусом, а одними лишь сексуальными рефлексами» (Ларни М. Быть или не быть: пер. с финского // Крокодил. 1964. № 26). Буржуазный мир полон самых разных соблазнов, и, естественно, «Крокодил» показывает своим читателям, насколько глубоко может пасть человек, попавший в такую среду.

 

 

Итак, первое, на что следует обратить внимание, - это активная пропаганда насилия в кино, в книгах и на телевидении. Со страниц «Крокодила» советские читатели узнают о том, что полки американских книжных магазинов гнутся под тяжестью литературы, проповедующей отчаяние, разврат и культ силы. Количество убийств, совершаемых героями голливудских фильмов, измеряется несколькими десятками, а где-то даже и сотнями. Телевизионные программы также насыщены криминальными новостями и передачами, «смакующими» подробности совершенных преступлений.

По мнению американских психологов, все эти материалы «возбуждают жажду насилия, показывают, как лучше совершить преступление, учат, как легче избежать наказания, или просто притупляют у детей (и у взрослых) сознание зла. Телевидение стало школой насилия. В этой школе молодежи никогда не внушают, что насилие предосудительно само по себе. Урок, который они получают, состоит в том, что насилие - это увлекательное приключение и что побеждает тот, кому оно лучше удается» (Один день «потерянного поколения» // Крокодил. 1964. № 25). Разве не является эта фраза актуальной и для сегодняшней России, где, включив практически в любое время федеральный телеканал НТВ, можно увидеть очередной криминальный сериал?

 

 

Особенно пагубно насилие в кино и на телевидении воздействует на еще неокрепшую детскую психику: «Анализ детских передач с полной наглядностью подтверждает, что наши телестанции снабжают юных зрителей сливками современной культуры: убийцы и убитые, душители и задушенные, поджигатели и подожженные - все они проходят по голубому экрану мощной армией культуртрегеров... Братец-кролик при каждом подходящем и неподходящем случае выхватывает ныне автомат, мыши не расстаются с гранатами, а зайчики при споре о капустных листьях все чаще и чаще пользуются винтовками с оптическим прицелом. Так что если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос хорошим грабителем, специалистом по взламыванию сейфов, купите ему маленький стульчик и поставьте перед вашим телевизором» (Колби М. (Канада) В ожидании Тома Сойера //Крокодил. 1964. № 5.).

 

 

Вторая заметная компонента «культурной» жизни западного общества - это сексуальная распущенность, выражающаяся в обилии порнографических фильмов и журналов, в процветании стриптиз-клубов и публичных домов, наличии в крупных городах специальных «кварталов развлечений», распространенности нудистских пляжей и т.п.

Со страниц журнала читатели получают информацию, например, о том, что голливудская кинозвезда Джейн Флер провела нестандартную PR-акцию: она проехала по улицам Сан-Франциско на лошади в голом виде. О том, что в приморских кафе и ресторанах нередко сидят обнаженные люди, и никого из окружающих это не смущает. О том, что на улицах европейских городов установлены специальные автоматы, позволяющие любому желающему, в том числе подросткам, просматривать порнографические фильмы.

 

«Будка - вроде телефонной.

Но без трубки автомат.

Дверь захлопнешь, бросишь кроны

- Фильм покажет «секс-прокат»!

Две монеты - две минуты

Откровенных самых сцен,

Препохабной самой мути

(В обстановке роста цен!)

( Владимов М. Как по телефону // Крокодил. 1984. № 34 (Очерк о Стокгольме).)

 

Описания широчайшего спектра возможностей для плотских развлечений в западном обществе, разумеется, очень сильно контрастировали с традиционным образом высокоморального советского гражданина и, вероятно, вызывали у читателей журнала смешанные чувства.

Засилье на Западе абстрактного и авангардного искусства во всех сферах культурной жизни - в живописи, скульптуре, музыке, театре - также рассматривается советскими сатириками как важнейший индикатор духовного и нравственного падения буржуазного общества. В качестве наглядных примеров выбираются наиболее одиозные образцы подобных «шедевров». Вот только малая часть из них.

  1. Пианист исполняет сочинение без помощи рук, одними только ударами носа по клавиатуре.
  2. На листы нотной бумаги высыпаются муравьи или другие насекомые, обмакнутые в краску. Оставленные ими следы ложатся в основу будущей партитуры.
  3. Исполняя симфонию собственного сочинения, музыкант набирает в рот воды и булькает ею перед микрофоном; музыкальные композиции сопровождаются собачьим лаем.
  4. Во время театральных представлений актеры голыми выходят на сцену, раскрашивают друг друга красками, катаются по полу, колотят друг друга рыбьими и куриными тушками.
  5. На киноэкранах демонстрируется шедевр авангардизма «Сон», где на протяжении нескольких часов камера показывает спящего человека.
  6. В картинных галереях выставляются живописные полотна, нарисованные обезьянами.

«Крокодил» доступно разъясняет несведущим читателям, что авангардистская музыка - это шумовой хаос, а авангардистский театр и кино - это бессмысленные действия актеров на сцене и экране («что-то происходит, и на том скажи спасибо, дорогой зритель, только не спрашивай, что и почему, иначе прослывешь невеждой»), В целом же отмечается, что авангардистское искусство «идет вперед - в болото мракобесия и шизофренического бреда» (Вперед в болото! // Крокодил. 1964. № 21).

В качестве культурных образцов на страницах журнала были опубликованы шесть репродукций, три из которых принадлежали кисти профессиональных художников, а три других были нарисованы психически больными людьми и соответственно перепечатаны из книги «Отличительные черты творчества шизофреников». Читателям предлагалось определить авторскую принадлежность каждого из рисунков. Однако, как показали опубликованные позже ответы, найти правильное решение этой головоломки так никому и не удалось...

Активным нападкам со стороны «Крокодила» подвергается и рок-музыка. В частности, в 1964 г. выходит фельетон без подписи под названием «Жучки-ударники и жук-претендент», посвященный гастролям эстрадного квартета «Битлз» в Америке. В нем творчество группы оценивается крайне негативно: ««Жучки» ловко умеют разжигать самые темные и примитивные страсти у своей аудитории. ...<Они> обращаются к самым низменным сторонам человеческой натуры, умеют только вопить и полагаются главным образом на рекламу. Специалисты предсказывают, что «жучки» не смогут долго продержаться на гребне успеха: не тот калибр» (Жучки-ударники и жук-претендент // Крокодил. 1964. № 8). Такой вот неутешительный вердикт выносят авторы журнала, предрекая ливерпульской четверке скорые гибель и забвение, но, к счастью, этот их прогноз (впрочем, как и многие другие) не оправдался.

Обилие развлекательной литературы объясняется отсутствием у населения потребности в мышлении и рассуждении. «Крокодил» приводит высказывание А. Шпрингера, владельца крупнейшего западногерманского медийного концерна, который утверждает, что немцы не любят думать, и его пресса обеспечивает им эту возможность. На это смелое высказывание поэт Н. Энтелис откликнулся своим стихотворным фельетоном.

 

«Герр Шпрингер - маг! Он экономит время!

Он прост и ясен, словно пятью пять:

Он с плеч снимает тягостное бремя

О чем-то думать, как-то размышлять.

Пусть будет Ганс работником ретивым

И даже ест гуся на Рождество,

Пусть будет занят сексом, шейком, пивом,

А думать будет Шпрингер за него!»

(Энтелис Н. Все продумано. // Энтелис Н. Глаза не колет («Библиотека Крокодила». 1974. № 19). С. 6.).

 

Выросшие на подобной «литературе» подростки проводят время в барах и игорных домах, собираются в банды, употребляют алкоголь и наркотики. «Их главные развлечения: взорвать почтовый ящик, украсть радиоантенну со стоящего автомобиля, пробраться ночью в школу, чтобы перебить там мебель, изничтожить книги и оборудование...» (Взорванные почтовые ящики // Крокодил. 1964. № 5 (цитата из американского журнала «Лук».). В весьма негативном ключе отображается в «Крокодиле» образ жизни представителей неформальных молодежных объединений, в первую очередь - панков и хиппи (В 1989 г. вышел специальный выпуск «Крокодила» (№ 25), полностью посвященный уже нашим советским «неформалам» - панкам, металлистам, люберам, митькам и т.п.).

 

«Сплошь, как будто бы поганки,

Облепили парапет

Копенгагенские панки

- Наркоманы, наркоманки,

Паразиты с юных лет

Клипсы - клещи...

Серьги - банки...

И совсем уж «не в ту степь»

- Аксельбантом служит панку

От бачка сливного цепь!..»

(Владимов М. Панки // Владимов М. На живца! («Библиотека Крокодила». 1986. № 4). С. 31 (Очерк о Копенгагене).)

 

Вопреки тому, что западной прессой деятельность неформальных молодежных объединений подается как «протест против общества», советские сатирики видят в ней лишь уход от реальности и нежелание людей бороться за свои права, участвовать в акциях протеста - митингах, стачках, маршах и т.п. Предполагается, что западные реакционные силы таким образом держат молодежь «в отключке» от экономических, политических и социальных проблем, переводя массовый протест в безобидное для себя русло.

 

 

Ценностный вакуум и низкий уровень культуры способствуют распространению в обществе множества глупых, нелепых и абсолютно бессмысленных форм развлечений. Одним из ярких проявлений этого феномена являются псевдорекорды жителей западных стран, которые (как стало известно позже) составляют основу «Книги рекордов Гиннеса». Вот несколько характерных примеров.

  • Пятнадцатилетний американский школьник 42 часа без перерыва бил палкой по батарее центрального отопления, тем самым на 6 часов превысив предыдущий рекорд.
  • Особо фанатичный курильщик вставил себе в рот 110 сигарет, и дымил ими полминуты.
  • Тридцати двум американским студентам удалось одновременно втиснуться в телефонную будку, а 36 австралийцев аналогичным образом оккупировали малолитражный автомобиль.
  • Двое горе-«рекордсменов» в течение 31 часа молотили друг друга по лицу.

В «Крокодиле» читатели могли обнаружить и массу других, более частных примеров масштабного падения нравов в западном обществе. Так, например, в Париже открыто питейное заведение «Ле пюпитр» («Парты»), в котором посетители сидят за забрызганными чернилами партами, а официанты, одетые в костюмы школьных учителей, разносят еду и алкогольные напитки своим «ученикам» (Классная работа с рюмкой // Крокодил. 1964. № 15.).

В Америке в качестве предметов для коллекций рекламируется колючая проволока, собранная на полях сражений, и другие аналогичные «сувениры».

 

Фирма к услугам богатых клиентов,

Много в проспекте достойных презентов:

Карты лазутчиков, рвавшихся к Кубе,

Галстуки Освальда, запонки Руби.

Бляхи солдат, перебитых в атаке,

Пепел Сонгми, черепки Нагасаки,

Капсулы с ядом, культуры инфекций –

Сколько роскошных вещей для коллекций!

(Энтелис Н. Глаза не колет // Энтелис Н. Глаза не колет («Библиотека Крокодила». 1974. № 19). С. 36.)

 

В наибольшей степени культурное и нравственное падение западного общества демонстрируется читателям журнала «Крокодил» в 1960-х годах. Именно в этот период выходит большое число публикаций, посвященных такой проблеме, как пропаганда насилия в западных средствах массовой информации, кинофильмах, книгах и комиксах. Целые журнальные полосы выделяются под описание многочисленных примеров нелепого авангардного искусства в музыке, театре, живописи, скульптуре и т.д. Актуализируется проблема сексуальной распущенности, связанная с широким распространением на Западе стриптиз-клубов, публичных домов, кварталов развлечений и порнографических изданий. В 1970-е годы журнал все больше внимания начинает уделять социально-экономическим вопросам, постепенно снижая свой интерес к вопросам морали и нравственности. В 1984 г. выходит цикл стихотворений М. Владимова, посвященных падению нравов в западном обществе, и именно за счет этого кривая индекса делает скачок вверх.

Подвести итог данному разделу можно знаковой цитатой из самого «Крокодила»: «Душевная опустошенность, отсутствие ясной цели в жизни, жажда наживы любой ценой, аморальность, которая <...> хлещет с кино- и телеэкранов, со страниц растленной литературы, - такова духовная атмосфера капитализма, в которой буйно растут цветы зла».

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz