© Денис Стребков, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ ВШЭ, старший научный сотрудник ЛЭСИ
Статья печаталась в журнале ЭС-Форум, 2010, № 3
Отсутствие четко выраженной идеологии и образующийся в результате этого в обществе ценностный вакуум приводят к постепенной деградации населения западных стран, всеобщему падению нравов, сексуальной распущенности: «Нищета духа - прогрессирующая болезнь капитализма. Сплошь да рядом «культурные» запросы буржуа не выходят за пределы его животных инстинктов. По этой причине на экране и на эстраде западного мира торжествует неприкрытое скотство. Вакханалия обнажения перекинулась в быт. Творцы дамских мод решили, что пора уже руководствоваться не вкусом, а одними лишь сексуальными рефлексами» (Ларни М. Быть или не быть: пер. с финского // Крокодил. 1964. № 26). Буржуазный мир полон самых разных соблазнов, и, естественно, «Крокодил» показывает своим читателям, насколько глубоко может пасть человек, попавший в такую среду.
Итак, первое, на что следует обратить внимание, - это активная пропаганда насилия в кино, в книгах и на телевидении. Со страниц «Крокодила» советские читатели узнают о том, что полки американских книжных магазинов гнутся под тяжестью литературы, проповедующей отчаяние, разврат и культ силы. Количество убийств, совершаемых героями голливудских фильмов, измеряется несколькими десятками, а где-то даже и сотнями. Телевизионные программы также насыщены криминальными новостями и передачами, «смакующими» подробности совершенных преступлений.
По мнению американских психологов, все эти материалы «возбуждают жажду насилия, показывают, как лучше совершить преступление, учат, как легче избежать наказания, или просто притупляют у детей (и у взрослых) сознание зла. Телевидение стало школой насилия. В этой школе молодежи никогда не внушают, что насилие предосудительно само по себе. Урок, который они получают, состоит в том, что насилие - это увлекательное приключение и что побеждает тот, кому оно лучше удается» (Один день «потерянного поколения» // Крокодил. 1964. № 25). Разве не является эта фраза актуальной и для сегодняшней России, где, включив практически в любое время федеральный телеканал НТВ, можно увидеть очередной криминальный сериал?
Особенно пагубно насилие в кино и на телевидении воздействует на еще неокрепшую детскую психику: «Анализ детских передач с полной наглядностью подтверждает, что наши телестанции снабжают юных зрителей сливками современной культуры: убийцы и убитые, душители и задушенные, поджигатели и подожженные - все они проходят по голубому экрану мощной армией культуртрегеров... Братец-кролик при каждом подходящем и неподходящем случае выхватывает ныне автомат, мыши не расстаются с гранатами, а зайчики при споре о капустных листьях все чаще и чаще пользуются винтовками с оптическим прицелом. Так что если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос хорошим грабителем, специалистом по взламыванию сейфов, купите ему маленький стульчик и поставьте перед вашим телевизором» (Колби М. (Канада) В ожидании Тома Сойера //Крокодил. 1964. № 5.).
Вторая заметная компонента «культурной» жизни западного общества - это сексуальная распущенность, выражающаяся в обилии порнографических фильмов и журналов, в процветании стриптиз-клубов и публичных домов, наличии в крупных городах специальных «кварталов развлечений», распространенности нудистских пляжей и т.п.
Со страниц журнала читатели получают информацию, например, о том, что голливудская кинозвезда Джейн Флер провела нестандартную PR-акцию: она проехала по улицам Сан-Франциско на лошади в голом виде. О том, что в приморских кафе и ресторанах нередко сидят обнаженные люди, и никого из окружающих это не смущает. О том, что на улицах европейских городов установлены специальные автоматы, позволяющие любому желающему, в том числе подросткам, просматривать порнографические фильмы.
«Будка - вроде телефонной.
Но без трубки автомат.
Дверь захлопнешь, бросишь кроны
- Фильм покажет «секс-прокат»!
Две монеты - две минуты
Откровенных самых сцен,
Препохабной самой мути
(В обстановке роста цен!)
( Владимов М. Как по телефону // Крокодил. 1984. № 34 (Очерк о Стокгольме).)
Описания широчайшего спектра возможностей для плотских развлечений в западном обществе, разумеется, очень сильно контрастировали с традиционным образом высокоморального советского гражданина и, вероятно, вызывали у читателей журнала смешанные чувства.
Засилье на Западе абстрактного и авангардного искусства во всех сферах культурной жизни - в живописи, скульптуре, музыке, театре - также рассматривается советскими сатириками как важнейший индикатор духовного и нравственного падения буржуазного общества. В качестве наглядных примеров выбираются наиболее одиозные образцы подобных «шедевров». Вот только малая часть из них.
- Пианист исполняет сочинение без помощи рук, одними только ударами носа по клавиатуре.
- На листы нотной бумаги высыпаются муравьи или другие насекомые, обмакнутые в краску. Оставленные ими следы ложатся в основу будущей партитуры.
- Исполняя симфонию собственного сочинения, музыкант набирает в рот воды и булькает ею перед микрофоном; музыкальные композиции сопровождаются собачьим лаем.
- Во время театральных представлений актеры голыми выходят на сцену, раскрашивают друг друга красками, катаются по полу, колотят друг друга рыбьими и куриными тушками.
- На киноэкранах демонстрируется шедевр авангардизма «Сон», где на протяжении нескольких часов камера показывает спящего человека.
- В картинных галереях выставляются живописные полотна, нарисованные обезьянами.
«Крокодил» доступно разъясняет несведущим читателям, что авангардистская музыка - это шумовой хаос, а авангардистский театр и кино - это бессмысленные действия актеров на сцене и экране («что-то происходит, и на том скажи спасибо, дорогой зритель, только не спрашивай, что и почему, иначе прослывешь невеждой»), В целом же отмечается, что авангардистское искусство «идет вперед - в болото мракобесия и шизофренического бреда» (Вперед в болото! // Крокодил. 1964. № 21).
В качестве культурных образцов на страницах журнала были опубликованы шесть репродукций, три из которых принадлежали кисти профессиональных художников, а три других были нарисованы психически больными людьми и соответственно перепечатаны из книги «Отличительные черты творчества шизофреников». Читателям предлагалось определить авторскую принадлежность каждого из рисунков. Однако, как показали опубликованные позже ответы, найти правильное решение этой головоломки так никому и не удалось...
Активным нападкам со стороны «Крокодила» подвергается и рок-музыка. В частности, в 1964 г. выходит фельетон без подписи под названием «Жучки-ударники и жук-претендент», посвященный гастролям эстрадного квартета «Битлз» в Америке. В нем творчество группы оценивается крайне негативно: ««Жучки» ловко умеют разжигать самые темные и примитивные страсти у своей аудитории. ...<Они> обращаются к самым низменным сторонам человеческой натуры, умеют только вопить и полагаются главным образом на рекламу. Специалисты предсказывают, что «жучки» не смогут долго продержаться на гребне успеха: не тот калибр» (Жучки-ударники и жук-претендент // Крокодил. 1964. № 8). Такой вот неутешительный вердикт выносят авторы журнала, предрекая ливерпульской четверке скорые гибель и забвение, но, к счастью, этот их прогноз (впрочем, как и многие другие) не оправдался.
Обилие развлекательной литературы объясняется отсутствием у населения потребности в мышлении и рассуждении. «Крокодил» приводит высказывание А. Шпрингера, владельца крупнейшего западногерманского медийного концерна, который утверждает, что немцы не любят думать, и его пресса обеспечивает им эту возможность. На это смелое высказывание поэт Н. Энтелис откликнулся своим стихотворным фельетоном.
«Герр Шпрингер - маг! Он экономит время!
Он прост и ясен, словно пятью пять:
Он с плеч снимает тягостное бремя
О чем-то думать, как-то размышлять.
Пусть будет Ганс работником ретивым
И даже ест гуся на Рождество,
Пусть будет занят сексом, шейком, пивом,
А думать будет Шпрингер за него!»
(Энтелис Н. Все продумано. // Энтелис Н. Глаза не колет («Библиотека Крокодила». 1974. № 19). С. 6.).
Выросшие на подобной «литературе» подростки проводят время в барах и игорных домах, собираются в банды, употребляют алкоголь и наркотики. «Их главные развлечения: взорвать почтовый ящик, украсть радиоантенну со стоящего автомобиля, пробраться ночью в школу, чтобы перебить там мебель, изничтожить книги и оборудование...» (Взорванные почтовые ящики // Крокодил. 1964. № 5 (цитата из американского журнала «Лук».). В весьма негативном ключе отображается в «Крокодиле» образ жизни представителей неформальных молодежных объединений, в первую очередь - панков и хиппи (В 1989 г. вышел специальный выпуск «Крокодила» (№ 25), полностью посвященный уже нашим советским «неформалам» - панкам, металлистам, люберам, митькам и т.п.).
«Сплошь, как будто бы поганки,
Облепили парапет
Копенгагенские панки
- Наркоманы, наркоманки,
Паразиты с юных лет
Клипсы - клещи...
Серьги - банки...
И совсем уж «не в ту степь»
- Аксельбантом служит панку
От бачка сливного цепь!..»
(Владимов М. Панки // Владимов М. На живца! («Библиотека Крокодила». 1986. № 4). С. 31 (Очерк о Копенгагене).)
Вопреки тому, что западной прессой деятельность неформальных молодежных объединений подается как «протест против общества», советские сатирики видят в ней лишь уход от реальности и нежелание людей бороться за свои права, участвовать в акциях протеста - митингах, стачках, маршах и т.п. Предполагается, что западные реакционные силы таким образом держат молодежь «в отключке» от экономических, политических и социальных проблем, переводя массовый протест в безобидное для себя русло.
Ценностный вакуум и низкий уровень культуры способствуют распространению в обществе множества глупых, нелепых и абсолютно бессмысленных форм развлечений. Одним из ярких проявлений этого феномена являются псевдорекорды жителей западных стран, которые (как стало известно позже) составляют основу «Книги рекордов Гиннеса». Вот несколько характерных примеров.
- Пятнадцатилетний американский школьник 42 часа без перерыва бил палкой по батарее центрального отопления, тем самым на 6 часов превысив предыдущий рекорд.
- Особо фанатичный курильщик вставил себе в рот 110 сигарет, и дымил ими полминуты.
- Тридцати двум американским студентам удалось одновременно втиснуться в телефонную будку, а 36 австралийцев аналогичным образом оккупировали малолитражный автомобиль.
- Двое горе-«рекордсменов» в течение 31 часа молотили друг друга по лицу.
В «Крокодиле» читатели могли обнаружить и массу других, более частных примеров масштабного падения нравов в западном обществе. Так, например, в Париже открыто питейное заведение «Ле пюпитр» («Парты»), в котором посетители сидят за забрызганными чернилами партами, а официанты, одетые в костюмы школьных учителей, разносят еду и алкогольные напитки своим «ученикам» (Классная работа с рюмкой // Крокодил. 1964. № 15.).
В Америке в качестве предметов для коллекций рекламируется колючая проволока, собранная на полях сражений, и другие аналогичные «сувениры».
Фирма к услугам богатых клиентов,
Много в проспекте достойных презентов:
Карты лазутчиков, рвавшихся к Кубе,
Галстуки Освальда, запонки Руби.
Бляхи солдат, перебитых в атаке,
Пепел Сонгми, черепки Нагасаки,
Капсулы с ядом, культуры инфекций –
Сколько роскошных вещей для коллекций!
(Энтелис Н. Глаза не колет // Энтелис Н. Глаза не колет («Библиотека Крокодила». 1974. № 19). С. 36.)
В наибольшей степени культурное и нравственное падение западного общества демонстрируется читателям журнала «Крокодил» в 1960-х годах. Именно в этот период выходит большое число публикаций, посвященных такой проблеме, как пропаганда насилия в западных средствах массовой информации, кинофильмах, книгах и комиксах. Целые журнальные полосы выделяются под описание многочисленных примеров нелепого авангардного искусства в музыке, театре, живописи, скульптуре и т.д. Актуализируется проблема сексуальной распущенности, связанная с широким распространением на Западе стриптиз-клубов, публичных домов, кварталов развлечений и порнографических изданий. В 1970-е годы журнал все больше внимания начинает уделять социально-экономическим вопросам, постепенно снижая свой интерес к вопросам морали и нравственности. В 1984 г. выходит цикл стихотворений М. Владимова, посвященных падению нравов в западном обществе, и именно за счет этого кривая индекса делает скачок вверх.
Подвести итог данному разделу можно знаковой цитатой из самого «Крокодила»: «Душевная опустошенность, отсутствие ясной цели в жизни, жажда наживы любой ценой, аморальность, которая <...> хлещет с кино- и телеэкранов, со страниц растленной литературы, - такова духовная атмосфера капитализма, в которой буйно растут цветы зла».