Интернет-издательство «Контрольный листок»
Пятница, 29.03.2024, 14:28
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2017, № 1
 

Кабинет методиста

 

Применение Интернет и мультимедиа в музейно-педагогическом процессе

 

© А.Г.Бойко

 

Применение Интернет и мультимедиа технологий в музейно-педагогическом процессе определяют следующие подходы:

• культурологический, раскрывающий место музея, образования и новейших технологий в современной культуре;

• музеологический, раскрывающий тенденции развития музея и его внутренние потребности в образовательной деятельности и новейших технологиях;

• профильно-научный, раскрывающий специфику образовательных задач и роль новейших технологий, исходя из логики научного знания, представленного в музее данного профиля;

• технологический, раскрывающий возможности применения новейших технологий в музейно-педагогическом процессе;

• музейно-педагогический, интегрирующий в соответствие с целями и методиками музейной педагогики выводы, которые получены в результате анализа ситуации, проведенного на основе отмеченных выше подходов.

Музей, образование и новейшие технологии в равной мере отражают и испытывают на себе переходный характер современной культуры.
Переходная культура характеризуется тем, что в ее рамках еще продолжают существовать и активно действовать ориентиры, формы и механизмы развития предшествующего этапа и вместе с тем зарождаются те ориентиры, формы и механизмы развития, которые будут наиболее полно воплощены на следующем этапе культурной эволюции.

Если новейшие технологии – знак будущего культуры, то музей, по мысли крупнейшего французского искусствоведа ХХ века и музейного сотрудника Ж. Базена, «…является контрбалансом чрезмерному увлечению настоящим, переходящим в быстром движении к будущему».

Накапливая, аккумулируя ценности прошлого, музей стал трансэпохальной формой бытия культуры: возникнув как социокультурный институт в XVI-XVII веках, он, меняясь и адаптируясь, пережил кардинальные исторические изменения и оказался по-прежнему востребован в начале III тысячелетия. Интеграция музейных ценностей и компьютерно-мультимедийных средств раскрывает подрастающему поколению «человеческое» содержание техносферы.

Вместе с тем, новейшие технологии в большей степени, чем иные компоненты техносферы, сближаются с миром искусства, внутренне эстетизируются, становясь основой для современных видов и жанров искусства (видеокомпьютерные инсталляции, компьютерная графика, дизайн сайтов и т.д.). В этом находит себе подтверждение такая особенность переходной культуры, как разрушение традиционных отношений между художественной и внехудожественной сферами и утверждение между ними новых связей.

«Экранная культура» все больше проникает в повседневную жизнь, формируя у человека новые навыки, привычки и стереотипы поведения, вытесняя при этом многие традиционные способы действий и интеллектуальные процедуры, сложившиеся на этапе господства книжно-письменной культуры. Но не должна воплотиться гипотеза о полном вытеснении Человека Читающего Человеком Кликающим, который, перескакивая с кнопки на кнопку, действует подобно шаману, то тут, то там бьющему по бубну.

Музейное образование призвано сыграть важную роль в установлении паритета между книжно-письменной и экранной культурами. В художественном музее человек приобщается к языку изобразительных искусств, которые, с одной стороны, связаны с книжно-письменной культурой, а с другой – подготовили почву для формирования экранной культуры.

Профессиональное использование новейших технологий должно быть осмыслено музейным педагогом как работа на «цивилизационную перспективу».

Визуализация окружающей среды и культуры приводит, по мнению П. Вирилио, к рождению «Большой Оптики». Телекоммуникации изымают из восприятия мира физические расстояния, размеры, другие качества предметов и пространства. У человека развивается способность обрабатывать визуальную информацию, поступающую в режиме “мультиэкрана” по нескольким каналам одновременно. Интенсивность современного информационного потока, преимущественное развитие технологий подвижного изображения (от кинематографа до компьютерного виртуального мира) приводят к опасному для дальнейшей социокультурной эволюции понижению способности сосредоточенно, осмысленно и прочувствованно наблюдать неподвижные объекты. Господствовавшая ранее «Малая Оптика», утверждает П. Вирилио, основана на перспективе и геометрии реального пространства и нашла отражение в изобразительном искусстве.

Музей способен сыграть позитивную роль в организации «человекосберегающего» информационного пространства постиндустриального общества. В музее любого профиля концентрирована и запечатлена позитивная, творческая энергия человечества – поэтому широкое и целенаправленное информирование населения о музее сокращает удельный вес отрицательных и невнятных сообщений, которыми переполнен мир.

Выделяется значение художественного музея. Будущие поколения должны быть внутренне оснащены для того, чтобы бесконфликтно переключаться с «малооптического» на «большеоптическое» восприятие действительности. Произведение изобразительного искусства представляет собой высокоорганизованный информационный объект, предполагающий глубокое индивидуальное восприятие именно в режиме «Малой Оптики». Поэтому общение с экспонатами художественного музея развивает визуальное мышление, позволяющее человеку адекватно и глубоко интерпретировать окружающий мир.

Дистанционное музейное образование привлекает внимание тех людей к музейным ценностям, для которых само пространство музея недоступно. Особо следует подчеркнуть, что такие группы обучающихся в музее, как старшеклассники, студенты, педагоги, приобретая знания и навыки на основе музейно-образовательных программам, могут участвовать в создании мультимедийного продукта и Интернет-ресурсов, соответствующих выставочной и информационной политике музея, его стратегии в области популяризации своих коллекций.

Диалог с музейными ценностями объединяет эмоциональную сферу, познавательные и творческие способности человека, расширяет его гуманитарный кругозор, раскрывает предметный мир культуры как часть жизни. В музее человек имеет возможность сопоставить, соразмерить обыденность и достижения человечества, испытать наивысшие положительные переживания от встречи с подлинностью бытия. Поэтому опыт восприятия музейной экспозиции способствует качественной оценке человеком действительности, нравственному и творческому развитию личности. Именно из сущности тех взаимоотношений человека и мира, которые разворачиваются в музее, должен исходить музейный педагог, применяя Интернет-технологии. Это предполагает умения:

• минимизировать воздействие на музейную аудиторию негативных сетевых факторов,

• использовать в музейно-педагогическом процессе развивающий, творческий потенциал сетевого пространства,

• устанавливать в процессе творческого развития ребенка взаимосвязь между пространствами музея и Сети.

Применение Интернет-технологий и мультимедиа в творческом развитии ребенка потому особенно актуально в условиях музейной среды, что в начале XXI века традиционные ценности культуры, представляемые, как правило, музеем, вольно или невольно воспринимаются подрастающим поколением в контексте нового вектора цивилизационного развития: креативизма. Присущий сетевому пространству дух постоянного обновления, нескончаемых изменений, совершенствования, музейные ценности, представляющие период своего создания и обращенные к вечности, должны найти оптимальное сочетание и быть раскрыты в музейно-педагогическом процессе. Это один из путей достижения нерасторжимой связи наследия с современностью в условиях доминирования в обществе установки на инновации и креативизм.

Обладая высокоорганизованной, надежно функционирующей, защищенной коммуникационной средой, музей имеет возможность оградить себя от внедрения электронных каналов информации, функционирующих на основе «Большой Оптики». Такой взгляд, своего рода «медиальный аскетизм и скепсис», имеет глубокие основания в традициях художественного музея. Сотрудники художественного музея вольно или невольно опираются в своей работе на представление об изобразительном искусстве и о музее как о суверенном диалоговом пространстве. С этой точки зрения, инородные информационные каналы травмируют хрупкое и одновременно высокое общение с подлинником. Однако сегодня в коллекции художественного музея уже входят произведения видеоарта, компьютерные инсталляции, к хранению, экспонированию и популяризации которых не подходят традиционные приемы музейной работы. Проявляя демократическое внимание к разнообразной аудитории - молодой и пожилой, эстетически опытной, искушенной или наивной и т.д. - современный музей искусства все же раскрывает свое пространство для новейших технологий. Это позволяет приобщать к изобразительному искусству тех, кто в ином случае никогда бы не вступил с ним ни в какие духовно-чувственные отношения. А традиционный “медиальный аскетизм” музейных сотрудников становится ординаром для определения информационного потока, допускаемого в “святая святых” культуры.

Обращает на себя внимание сходство функций музея, выявленных музеологами, и функций Интернет. Три ведущих функции музея – документирования, образования, организации свободного времени – могут быть в полном объеме отнесены и к предназначению Интернет. Сама Сеть, по мысли Т.П. Калугиной, становится новым «кабинетом редкостей», «новой кунсткамерой», способной удивлять и поражать представленными в ней материалами.

Противоречия между предметностью, уникальностью подлинника и репродуцированием, виртуальностью в Интернет обязывают музейного педагога подчеркивать в своей работе приоритет музейных ценностей перед их (или любой другой) «экранной тенью». Однако такой акцент не должен перерасти в снобизм и пренебрежительное отношение к новейшим технологиям.

Искусствоведение протягивает соединительные нити от медийности актуального искусства до мультимедийности новейших технологий, от сферы искусства к техносфере, от бытия искусства к социальной коммуникации. В новейшей истории русского искусства ХХ века предпринята попытка выявить место, занимаемое в ней актуальным искусством. Освоение культурологических, музеологических, профильно-научных и технологических подходов к применению новейших технологий в современном музее – необходимые шаги, предшествующий включению Интернет и мультимедиа в музейно-педагогический процесс. Подготовительный этап завершается в итоге осмысления собственно музейно-педагогических подходов к решению рассматриваемой здесь задачи.

Применение новейших технологий в музейно-педагогическом процессе:

1. усиливает позитивное воздействие музея на социум, способствует взаимопониманию представителей различных этнокультурных традиций, религиозных и этических концепций, социальных слоев общества, приобщая их к культурным ценностям,

2. делает доступным для широкой аудитории своеобразие музейной среды, побуждает к ее обсуждению и сопоставлению с другими гуманитарными явлениями,

3. предоставляет личности новые возможности для саморазвития и самосовершенствования,

4. умножает коммуникативные ресурсы музейно-педагогического процесса,

5. позволяет более адекватно учитывать психологические особенности подростков, юношества и молодежи, формирующихся в условиях культуры переходного типа, а также актуализирует идеи гуманистической педагогики,

6. становится основой расширения образовательной деятельности музея, построения системы дистанционного и очно-заочного музейного образования.

Виртуальное сопровождение музейно-педагогической программы необходимо органично включить в ее учебно-методический комплекс. Для этого надо продумать какое содержание музейного образования, какие навыки плодотворнее усваиваются в личном общении педагога с аудиторией, какие – в процессе знакомства с учебной литературой, и какие – во взаимодействии с виртуальными обучающими ресурсами.

Креативное использование ребенком мультимедиа и Интернет-ресурсов не должно наносить ущерб недигитальному творческому процессу или уменьшать потребность в общении с подлинником. Музейная специфика отличает виртуальную галерею детских произведений на сайте Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея: сопоставлены шедевры коллекции и их детские репликации.

Для педагогического процесса, проектируемого в художественном музее, существенно, чтобы применение новейших технологий подчеркивало ценность общения с подлинниками на экспозиции, а не замещало собой этот диалог. Следует учесть, что виртуальные ресурсы обладают специфической впечатляющей силой, оказывающей особенное воздействие на молодых людей. Если печатная репродукция не имеет шансов в непосредственном сравнении с подлинником превзойти последний по интенсивности воздействия на человека, то виртуальные воспроизведения («экранные тени») иногда воспринимаются как объекты, наделенные новой, дополнительной выразительностью.

Музейно-педагогическому сообществу еще предстоит выработать ясные критерии, позволяющие различать образовательные, развлекательные, информационно-справочные электронные программы. Определение этих критериев, адекватных виртуальной среде, осложнено специфической идеологией и собственно функционированием Интернет: Сеть принципиально не-дидактична. Ей свойствен крайний либерализм, исходя из которого любая педагогическая направленность действий трактуется как проявление несвойственной сетевому мышлению репрессивности. Тем не менее именно Интернет открывает новые захватывающие перспективы для развития музейного образования.

Дистанционное обучение, осуществляемое художественным музеем самостоятельно или совместно с вузом, должно стать компонентом системы непрерывного образования. Оно отвечает потребностям разнообразных категорий населения: музейных специалистов, педагогов, любителей изобразительного искусства, приверженцев культурно-образовательного туризма из малых и больших городов России. Сетевые обучающие курсы приобретут дополнительную ценность, если их соорганизаторами выступят несколько музеев: межмузейное сотрудничество в виртуальной среде, не требуя излишних затрат, расширит познавательную и методическую базу обучения. Один из критериев эффективности дистанционной интерактивной подготовки – формирование у обучающихся мотивации на посещение реальной экспозиции музея – организатора виртуального образования.

Международная молодежная Интернет-книга об изобразительном искусстве – Интернет-узел, который объединяет под эгидой Государственного Русского музея ресурсы, посвященные изобразительному искусству. Проект нацелен на расширение молодежной аудитории изобразительного искусства, организацию нового активно посещаемого культурно-коммуникативного сетевого пространства.

Интернет-книга разделена на главы - тематические блоки web-страниц. Их объединяют, кроме тематики, общие технологические параметры и дизайнерские модули. Жанровое определение проекта (интернет-книга) отражает идею о взаимной дополнительности экранной и книжно-письменной культур и поддержано общим характером дизайна.

Каждую главу выполняет своя молодежная «команда» (старшеклассники, студенты). Первые главы («Юные петербуржцы о шедеврах Русского музея», «Александр III и русское изобразительное искусство», «Сады Русского музея») создаются учащимися Интернет-кружка Клуба любителей искусства Государственного Русского музея. Ресурсы отечественных участников представлены на русском и английском языках. Интерактивность ресурса поддержана тематическими форумами, ссылками на электронные адреса авторов страниц. Работа над Интернет-книгой формирует и развивает навыки в различных областях: искусствоведения, литературного творчества, web-дизайна, иностранного языка, личной коммуникации.

Международная молодежная Интернет-книга об изобразительном искусстве – социально-досуговый проект, по-новому раскрывающий педагогический потенциал современного музея. Его развитие требует от каждой группы участников написания собственной учебной программы. Для тех групп, которые создают главы Интернет-книги в условиях музейной среды, необходимо подготовить именно музейно-педагогическую программу, акцентирующую занятия на музейной экспозиции.

Проект, непосредственной связанный с реализацией многоуровневой образовательной программы Русского музея «Здравствуй, музей!» представляет олимпиада старшеклассников «Русский музей во дворцах и в Интернет»: ее участниками и соорганизаторами становятся прежде всего школы, работающие по программе «Здравствуй, музей!», а задания учитывают изучение старшеклассниками музейно-педагогических предметов «Рассказы о художниках», «История изобразительного искусства», «Проблемы современной художественной культуры» . Цель олимпиады – привлечь внимание к изобразительному искусству, приобщить к музейным ценностям «компьютеризированную» молодежь и показать значение новейших технологий для гуманитарной деятельности человека. Туры олимпиады проходят во внемузейном информационном центре, в музейном Интернет-классе и на экспозиции музея. Успешное выполнение заданий требует сочетания навыков сетевой навигации и обработки информации (используются сайт Русского музея и другие культурные ресурсы), ориентации в реальном пространстве музея, творческого восприятия подлинников.

Оба рассмотренных проекта подводят к постановке и решению важнейшей задачи в области применения новейших технологий в музейно-педагогическом процессе: к организации и поддержанию вокруг музея реальных и виртуальных сообществ детей, подростков, юношества, педагогов. Для этого необходимо использовать всю палитру интерактивных средств: списки рассылки, форумы и чаты, виртуальные и реальные консультации и конференции, игры, дистанционное и очно-заочное образование. Функционирование таких сообществ предполагает кропотливую работу со стороны музейного педагога, обладающего высокой музейной, технологической и коммуникативной культурой.

Оптимальная организация музейно-педагогического процесса с применением новейших технологий предусматривает открытие в музее Интернет-класса и медиатеки, которые профилированы именно в области музейной педагогики, а не являются просто точкой открытого доступа в музейной среде.

В деятельности Школьного Интернет-класса, открытого в Российском центре музейной педагогики и детского творчества Русского музея благодаря сотрудничеству с некоммерческой корпорацией “Прожект Хармони, Инк.” (США), выделены четыре базовых принципа: открытость, уникальность, эффективность, безопасность.

Принцип открытости означает обеспечение доступа к работе с Интернет всем, кто обладает необходимыми для этого навыками.

Принцип уникальности означает сочетание следующих установок:

• ведущая направленность работы Интернет-класса - использование ресурсов Интернет для личностного освоения подрастающим поколением основной экспозиции Государственного Русского музея, осмысления русского изобразительного искусства в контексте мировой художественной культуры;

• работа в Интернет-классе - составная часть педагогического процесса, реализуемого на базе многоуровневой образовательной программы Государственного Русского музея “Здравствуй, музей!”;

• работа в Интернет-классе создает условия для осознания личностью взаимной дополнительности ценностей книжно-письменной и видеокомпьютерной культуры, формирования соответствующих им навыков визуальной и вербальной интерпретации реальности;

• деятельность Интернет-класса предполагает сочетание, взаимное обогащение традиционных просветительских, музейно-педагогических и инновационных форм, методик работы;

• приоритетной является групповая, коллективная форма музейно-педагогической работы с пользователями Интернет-класса.

Принцип эффективности означает организацию работы в Интернет-классе на основе расписания, учитывающего интересы всех групп пользователей и предусматривающего при этом максимально допустимую нагрузку на пользователей, персонал Интернет-класса и оборудование.

Принцип безопасности означает соблюдение санитарно-гигиенических, экологических требований к условиям работы пользователей и персонала Интернет-класса, правил эксплуатации оборудования, исключение работы пользователей с этически сомнительными ресурсами Интернет.

Определены основные направления работы Школьного Интернет-класса:

• занятия по программе “Здравствуй, музей!” со школьниками, педагогами, студентами;

• музейные инновационные культурно-образовательные проекты с применением Интернет-технологий;

• информационно-консультационный, образовательный центр в области Интернет-технологий и гуманитарной культуры;

• открытый доступ.

Все занятия, независимо от технологической или гуманитарной доминанты, строились таким образом, чтобы соединить поиск и обработку информации в Интернет с творческой внекомпьютерной работой и/или восприятием экспозиции Русского музея.

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz