Интернет-издательство «Контрольный листок»
Среда, 03.07.2024, 08:39
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 148
Гостей: 148
Пользователей: 0
Форма входа

Дипломный проект, 2014, № 11
 
Кабинет методиста
 
Применение наглядности в преподавании истории первобытного общества, древнего мира, античности и средневековья
 
© Г.А. Долгова
 
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.
Принципы наглядности сформулировал и обосновал Я.А. Коменский: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, именно: видимое – для восприятия зрителем, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащие вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватывают несколькими чувствами». Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций.
Предметная наглядность создает образы подлинных исторических памятников, она дает возможность учащимся почувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины».
Значительное место среди наглядности занимают пособия, специально созданные художниками. Учебные картины подразделяются на собственные типологические, культурно-исторические. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории рассказа (картины В.А. Пеомби «Саламинский бой», М.Т. Ройтера «Вступление Жанны Д’Арк в Орлеан», Т.И. Ксенофонтова «Бой Спартака с римским отрядом»).
Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Иногда событийные картины можно отнести к типологическим, например «Сожжение Джордано Бруно». Хотя здесь рассматривается единое событие, но оно типично для времен инквизиции католической церкви XVI в. Учебная картина «Храмовое хозяйство в Египте» анализируется вместе с иллюстрациями. Анализ позволяет определить, какие знания приобретали египтяне в ходе трудовой деятельности и предположить какие научные знания должны возникнуть в Передней Азии.
Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены архитектурные памятники и стили, скульптуры разных времен, различные механизмы и принципы их работы.
На уроке картина используется с различными целями: как исходный источник знаний или как зрительная опора в рассказе, как иллюстрированные изложения рассказа или как средство закрепления. При разъяснении сюжета картины, например, о рынке в Древней Греции, нужно конкретизировать содержание, включая выделенный учебный материал. Придуманные биографии рабов помогают раскрыть источники рабства в Древней Греции. В этом и других рассказах возможен прием драматизации. При работе с картиной учащиеся приобретают умение ее анализировать: извлекать из нее знания.
К условно-графической наглядности относятся схемы, графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки. Они используются для формирования локальных представлений, выявления сущности и связи исторических событий, их динамики.
Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий.
Для создания реалистического образа в ряде случаев целесообразно делать сопоставления схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. Рассказывая о монументальных памятниках Древнего Египта, преподаватель сначала показывает фотографию пирамиды, а затем рисует мелом схему разреза пирамиды, на которой видны внешний контур, внутренняя кладка плит, устройство погребальной камеры, ход к ней.
В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. В переводе с латинского «аппликация» означает «приложения», «присоединение». Аппликации – это вырезанные по контуру из бумаги или картона и раскрашенные изображения типичных для изучаемого эпохи предметов или представителей различных общественных групп. Так несколько стеблей папируса около воды символизирует глубоководный Нил, фигурка воина – многочисленное войско. Такие изображения – символы помогают создать более четкие представления об изучаемых событиях и явлениях. Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в процессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фактов и последовательность развития событий: следить за ходом военных действий, понять последовательность земледельческих работ.
К техническим средствам обучения относятся статичные наглядные пособия: экранные (кинофильмы или кинофрагменты, учебные видеокассеты, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), зрительно-звуковые (аудиозаписи, компакт диски, аудио или компьютерные). Набор пленок, имеющих в своей основе рисунки («Происхождение средневековых городов»), дает возможность показать основные этапы развития типичных исторических явлений. На экран проецируются изображения памятников Египта, Междуречья, Древней Греции, Византии, Арабского халифата. Задание учащимся: определить в какую эпоху появились эти памятники, народы какой страны их создали.
Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III – I тыс. до н.э. Специальные учебные карты появились в России к концу XVIII в. На них показаны те события, явления и процессы, изучение которых необходимо в учебных целях. На исторической карте легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов. Исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне – и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами программы и Госстандарта. В названии указаны место и время событий, например: «Рост Римского государства в III в. до н.э. – II в. н.э.»
 
Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz