Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 25.04.2024, 11:29
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1164
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2017, № 3
 
Дискуссионный клуб
 
Проблема бытового терроризма в детском коллективе
 
© А. А. Кораблёва
 

Одной из страшнейших болезней современного общества является терроризм, одной из социальных патологий человека такого общества - направленность на агрессию и насилие. В Уголовном кодексе Российской Федерации терроризм определяется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения совершения указанных действий в тех же целях» [ч. I, ст. 205 УК РФ]. Как показывает жизненная практика, терроризм характеризуется не только причинением непосредственно физического вреда личности, но и психическим подавлением. В любом случае поведение террориста имеет ряд особенностей. Террористическое поведение отличают гнев, отвращение и презрение иной группы, человека, культуры. В большинстве случаев причиной возникновения данных эмоций и отношений является неприятие рядом с собой иного мира как достойного и самодостаточного.

Неоспоримым является утверждение о том, что любое образовательное учреждение отражает царящие в обществе события, атмосферу, отношения. В детском учреждении обнажаются все проблемы современного общества: дистанцированность в отношениях представителей разных социальных групп, межэтническая напряженность, жизненный инфантилизм, снижение значения общественных ценностей и т. д.

В таком коллективе вырабатывается тактика неконструктивного взаимодействия, при котором «доминантная» сторона демонстрирует агрессию и насилие. В основе тактики лежат оценка других как людей «второго сорта», убеждение в том, что другой человек или группа людей недостойны уважительного отношения и принятия.

И. И. Соковня определяет поведение, характеризующееся желанием самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия понятием «бытовой терроризм» [4].

В коллективе детского дома жертвами бытового терроризма как проявления интолерантности чаще становятся: дети нетитульной национальности, дети-беженцы, дети-инвалиды, физически слабые дети, учащиеся младших классов, учащиеся и педагоги с особыми личностными характеристиками (ранимые, доверчивые, нетребовательные, медлительные и др.), учащиеся новички и т. д. При этом многое зависит отуровня социальной зрелости членов коллектива. Бытовому террористу будет достаточного непросто проявлять агрессию в коллективе, абсолютно не поддерживающем его действия. И напротив, его деятельность будет стимулирована интересом к насилию, одобрением окружающих, а в ряде случаев их спокойном наблюдением (индифферентностью).

Рассматривая психологическую природу бытового терроризма как проявления интолерантности, необходимо описать процесс его формирования.

Как было отмечено ранее, основным проявлением бытового терроризма является агрессия. Однако агрессия как форма поведения - последнее звено, непосредственная демонстрация личностью своего отношения к тому или иному объекту. Мы предполагаем, что начало этой «цепочки» лежит в формировании негативных эмоций (злость, гнев, ярость). Обладая оценочно-регулятивной функцией, такие эмоции влияют на формирование определенной оценки объекта, а в дальнейшем и отношения как компонента мировоззрения. На основе отрицательного отношения к объекту бытовой террорист осуществляет определенные деструктивные действия, которые со временем начинают характеризовать поведение человека и становятся устойчивыми. Так возникают различного рода поведенческие нарушения, свойственные бытовому террористу. Закрепляясь, поведенческие реакции подогревают отрицательные эмоции, и ситуация повторяется.

Попытаемся показать этот процесс с помощью схемы 1.

 

 

Схема 1 Бытовой терроризм

 

По нашему мнению, в условиях целенаправленной психологопедагогической работы развитие склонности к бытовому террористическому поведению возможно приостановить на любом этапе. При обнаружении у воспитанника негативных эмоций по отношению к другому необходимы коррекция эмоционального состояния, обучение способам саморегуляции, подключение когнитивной сферы к оценке объекта (увеличение знаний о положительных сторонах другого, об ответственности за свои поступки и др.).

В случае формирования отрицательного отношения возможно оказание помощи в преодолении стереотипов и снятии негативных атрибуций (приписываемых признаков), проведение общих значимых для обеих сторон дел с их вовлечением в процесс организации, использование техник нейролингвистического программирования и др.

Этап террористических действий приобретает рациональную основу, так как между «террористом» и «жертвой» возникает реальное взаимодействие деструктивного характера. Однако на данном этапе можно снять напряженность и помочь найти выход из конфликтной ситуации за счет обучения культуре поведения и общения, поиска и формирования между «террористом» и «жертвой» общих ценностных ориентаций, психологических универсалий, формирования общественного мнения в ближайшем окружении «террориста», неодобрения подобных действий, психокоррекционной работы с «жертвой» (смена тактики поведения и др.).

На последнем этапе деятельность педагогов зависит от формы поведенческих нарушений (поведения, неприемлемого с позициями общества). Необходимо подключение специалистов (социальный педагог, психолог, психотерапевт), установление четких правил поведения, применение техник нейролингвистического программирования и техник бихевиоральной терапии (смена представлений о «жертве», обществе в целом, своем месте в нем, изменение стандартов поведения и т. д.), воспитание в атмосфере доброжелательной требовательности, психокоррекционная работа с «жертвой».

Вместе с этим, как показывает практика, склонность к бытовому терроризму может быть подвержена профилактике, в основе которой - формирование образа мира и себя в мире, и обучение конструктивным способам снятия гнева и агрессии. Отсутствие культуры позитивного взаимодействия с различными субъектами социума стимулируют проявление различных форм бытового терроризма по отношению к его представителям.

Таким образом, специфической чертой педагогической деятельности по преодолению бытового терроризма в образовательной среде и основным условием успешности данной деятельности является единство воспитательной и психологической работы.

Определим некоторые эффективные методы и формы воспитательной работы по профилактике и коррекции бытового терроризма как проявления интолерантности.

Тренинг - форма групповой коррекционной работы, которая в целях решения обозначенной проблемы позволяет развить умения саморегуляции эмоционального состояния и самоконтроля поведения, минимизировать негативизм ребенка, создать благоприятную атмосферу в первичном коллективе. Данная форма носит и воспитательный характер. Однако если воспитатель решит провести тренинг, необходима методическая консультация психолога (возможно привлечение психолога к проведению), так как проведение подобных тренингов находится в компетенции психолога.

Психологическим и воспитательным потенциалом обладают и так называемые «большие психологические игры» - это целостные, законченные действа, совершенно самостоятельные, имеющие внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительные по времени. Это - маленькая жизнь, которая проживается каждым участником» [2, с. 7]. В контексте решения проблемы профилактики и (или) коррекции проявлений бытового терроризма большие психологические игры позволяют погрузить ее участников в некое игровое пространство, в котором через игровое действие и игровой метафоризм активизируется «внутренняя мотивация поступков, деятельности, оценок» [2, с. 15], меняются ценностные установки, отрабатываются умения сотрудничать, умения самоконтроля и саморегуляции. Предлагаем краткое описание содержания одной из игр «Путешествие с солнечным зайчиком».

Возрастная аудитория: младшие школьники.

Целевая направленность: формирование представлений и знаний о различных культурах, народах, установок на сотрудничество и дружбу с представителями разных народов, преодоление возможных барьеров в общении с одноклассниками иной национальности, иного типа мышления и поведения; развитие эмпатии и направленности на помощь, поддержку.

Краткое содержание. Игра - «оболочка», имеющая познавательную направленность. Может проводиться в коллективе, в котором обнаруживается «столкновение культур», начинаются межнациональные конфликты. Возможно проведение с целью профилактики интолерантных проявлений.

Сюжетный персонаж - ведущий Солнечный зайчик, доброе существо, которое появляется в каждом уголке нашей планеты, а значит, знаком с детьми разных национальностей, культур. Но Солнце отпускает Солнечного зайчика в гости только в те дома и в те страны, где царят мир и спокойствие.

В процессе игры Солнечный зайчик вместе с воспитанниками «заглядывает» в гости к ребятам разных национальностей (презентация культуры - игра, песня, танец, угощение и др.). Следует обязательно включить в презентацию те культуры, которые представлены в классе, школе (можно привлечь представителей этих национальностей из данного класса или старшеклассников).

После презентации нескольких культур Солнечный зайчик начинает грустить от того, что он хочет и дальше навещать детей, которые только что с таким интересом знакомились с культурой других народов или рассказывали о своей. Но Солнечный зайчик не уверен, что Солнце отпустит его в следующий раз к ним. Всем участникам предлагается доказать Солнечному зайчику, что дети могут дружить друг с другом. Для этого предлагаются испытания, преодолеть которые можно только мирно.

В работе с младшими школьниками предлагаем проведение игры «оболочки» - «На помощь Леопольду», при которой дети помогают Леопольду и Мышатам организовать продуктивное общение, проанализировать собственное поведение, минимизировать агрессию по отношению к людям иного мировоззрения, поведения.

Для преодоления проблем бытового терроризма в коллективах подростков и старшеклассников предлагаем проведение следующих больших психологических игр:

  • «Мир предрассудков» - игра-«проживание», направлена на моделирование ситуации, в которой воспитанники учатся преодолевать предрассудки, существующие в обществе и трансформировавшиеся в установки данного коллектива;
  • «Земля в опасности» - игра-«проживание» с элементами драмы. При погружении подростки анализируют общественные проблемы, учатся делать свой выбор в преодолении тех или иных конфликтных ситуаций;
  • «Грань» - игра-«проживание» с элементами драмы, позволяющая «обнажить» проблемы коллектива через погружение в ситуации, подобные происходящим в коллективе. При этом все участники изначально «погружаются» на корабль под названием «Грань». Ситуации, происходящие на корабле, находятся на грани (еще шаг и разразится скандал, конфликт и т. д.). Делая выбор, обосновывая стратегию деятельности, дети учатся преодолению конфликтов, рефлексии, самоконтролю и саморегуляции.
  • «Снимаем фильм про Дикий Запад: «На грани выживания»» - игра-проживание для старшеклассников, целью которой является развитие ценностной сферы личности, нравственного выбора тактики поведения, саморегуляции, коммуникативных умений и умений взаимодействия, профилактика бытового терроризма.

Занятие представляет собой игру-проживание с элементами погружения в ситуацию и обнажения проблем коллектива. В течение 2030 минут (в зависимости от особенностей группы и развертывания сюжета игры) воспитанники должны в соответствии с предлагаемой им ролью выполнить определенную игровую задачу от имени определенного героя Дикого Запада. Одновременно все дети включаются в игру и в игровое взаимодействие. Воспитатель также включается в игру или же просит кого-то из взрослых взять на себя роль персонажа. Это необходимо для того, чтобы в случае затруднений в игре развернуть игровое действие. Рекомендуем взрослому взять роль персонажа, который должен вступить в контакт как с можно большим количеством людей (в нашем варианте - учительница Сара Браун). На протяжении всей игры другой воспитатель или любой педагог снимает игровое действие на видеокамеру. В результате получится фильм, который можно использовать в дальнейшей работе, в том числе и на этапе рефлексии игры. Предварительно необходимо подготовить комнату, в которой будет разворачиваться игровое действие. Комнату оформляем в виде таверны, весь сюжет строится именно там. Рекомендуем поставить столики на двоих и на большом расстоянии друг от друга, так дети легче вступают в диалог. Стоит продумать музыкальное и художественное оформление.

Формой воспитательной работы, позволяющей снизить уровень агрессии и развить толерантность в детском коллективе может стать коллективное творческое дело. При подготовке творческих заданий в группе сверстников ребенок учится контролировать свое поведение, принимать позицию другого. Объединяя воспитанников, коллективное творческое дело активизирует их самостоятельную деятельность. В совместной работе обнаруживают себя социальные трудности и коммуникативные проблемы детей и коллектива. Таким образом, коллективное творческое дело имеет и диагностический характер.

Во многом эффективность той или иной формы работы достигается за счет определенных методов воспитания. Среди таких методов отмечаем видеометод, который позволяет в образной форме продемонстрировать следствия бытового терроризма, создает условия для анализа социальных явлений, анализа явлений жизни данной группы, учреждения, рефлексии собственных действий, поведения. Для младших школьников можно рекомендовать просмотр и дальнейший анализ мультипликационных сказок. Для подростков и старшеклассников подойдут фильмы или видеофрагменты.

Метод инсценирования - метод предполагающий проигрывание подготовленных мизансцен, связанных с проявлениями бытового терроризма. Инсценированию может предшествовать большая подготовительная работа: планирование, придумывание содержания сцены, распределение ролей. Инсценирование заканчивается анализом разыгранных ситуаций.

Близок к данному методу - метод театрализации. Основное отличие в стихийности театрального действия. Воспитанникам предлагается театрализованная «завязка», далее дети самостоятельно на основе импровизации выстраивают ту или иную сцену. В этом случае возможно предложение «завязки» с элементами конфликтной ситуации, провоцируемой обычно «террористом». После проигрывания важен этап анализа, на котором обнаруживаются также возможные иные тактики поведения и действия. В роли агрессора могут выступать наиболее агрессивные дети. В этом случае при анализе они сами могут увидеть результаты агрессивного поведения, а также в «завуалированной» форме выслушают претензии одноклассников. Возможна и смена позиции: агрессора играет «жертва» бытового террориста, жертву - «террорист».

  • Метод эмпатии - способ «погружения в состояние другого субъекта». Можно предложить детям выразить прочувствованное от рассказа учителя, поступка одногруппника, произошедшего в группе в устной, знаковой, рисуночной форме.
  • Метод воспитывающих ситуаций - метод, предполагающий создание ситуаций, в которых ребенок учится видеть последствия тех или иных агрессивных действий, актуализируется внутренняя мотивация [1].
  • Метод социальных проб - метод самовоспитания, предполагающий включение ребенка в различные испытания, ситуации, при которых формируются социальная ответственность, гуманистическая направленность, социальная активность [1].

Таким образом, преодоление проблем бытового терроризма в детском коллективе возможно за счет актуализации личного опыта и деятельности самих воспитанников, а также организации их общения и взаимодействия. Идеи деятельностного подхода составляют основу системы работы по данному направлению.

 

Библиографический список:

 

1.Байбородова, Л. В., Рожков, М. И. Воспитание учащихся: теория и методика [Текст] : учеб. пособ. - Ярославль: ЯГПУ, 2002. - 282 с.

2.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст]: методическое пособие / под ред. М. Р. Битяновой. - 2издание. - СПб: Питер, 2009. - 304 с.

3.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63 ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.ukrf.com/

4.Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков [Текст]: метод. пособ. / под ред. И. И. Соковни. - М.: Просвещение, 2005. - 107 с.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz