Интернет-издательство «Контрольный листок»
Среда, 23.08.2017, 10:54
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 866
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Контрольный листок, 2015, № 3
 
Актуальная тема
 
Проблема студенческого плагиата

© А.А. Иванова (Нижний Новгород)
 
В настоящее время происходит модернизация российского образования, вызванная реформами в различных сферах общественной жизни. Приоритет образования в государственной политике устанавливается рядом государственных документов: Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации», Указом Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ». Одним из первоочередных направлений модернизации российского образования становится совершенствование юридического образования.
Увеличение самостоятельной работы студентов предусматривает сокращение аудиторной нагрузки, а также предполагает повышение роли преподавателя в образовательном процессе: осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому студенту, проведение консультаций, контроль и проверка выполняемых заданий. Количество и качество усвоения материала оценивается преподавателями с помощью контрольных срезов, проводимых в разнообразных формах: тестирование, реферирование, написание контрольных, курсовых работ, эссе. Большую помощь в этой работе призваны оказать информационные технологии.
Но следствием роста информатизации и компьютеризации стала актуализация проблемы студенческого плагиата. Хотя явление плагиата нельзя назвать новым, масштабы его распространения на современном этапе значительно возросли.
В 2008 г. было проведено исследование, посвященное проблемам студенческого плагиата, которое выявило, что в 52% зафиксированных случаев плагиата уличены студенты четвертых курсов, в 47% случаев – первокурсники.
Представляется, что в качестве причин, способствующих распространению анализируемого явления, можно выделить такие, как:
1)    распространение современных форм обучения (к примеру, заочной, дистанционной), предусматривающих увеличение самостоятельной работы студентов;
2)    отсутствие умений и навыков, необходимых для самостоятельного выполнения студентами письменных работ;
3)    недостаточное владение методикой проведения исследования;
4)    преобладание такой формы контроля знаний, как тестирование, которое не способствует приобретению обучающимися необходимых для самостоятельной работы умений и навыков;
5)    низкая мотивация к самостоятельной работе, неумение эффективно ее организовать;
6)    доступность готовых работ в сети Интернет.
О.В. Кузьменков анализирует зависимость степени распространения студенческого плагиата от компетентности педагогов и их компьютерной оснащенности.
Следует отметить отсутствие единообразного (законодательного) определения понятия «плагиат». Большинство исследователей этого явления находит определение в словарях или в документах отдельных вузов. К примеру, в Положении о конкурсе научно-исследовательских работ студентов ГУ-ВШЭ плагиат определяется как «использование в письменной работе чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде, без полной ссылки на источник или со ссылками, но когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы или одного из ее основных разделов».
Т.С. Савочкина и И.В. Нератова приводят понятие студенческого плагиата, под которым понимают «нарушение академических норм и правил, связанных с использованием чужой интеллектуальной собственности в качестве своей, а также отказ от самостоятельной, творческой деятельности в учебном процессе, что дискредитирует сами основы подготовки специалиста в вузе».
С.В. Голунов выражает обоснованную тревогу по поводу того, что письменные задания все более превращаются в имитацию процесса обучения, что ставит под вопрос качество и конкурентоспособность такого высшего образования, не дающего многим учащимся принципиально новых знаний даже по сравнению со средней школой.
Именно отказ от самостоятельной, творческой деятельности в учебном процессе и вызывает вполне обоснованную тревогу, во-первых, за моральный облик будущего специалиста; во-вторых, за качество обучения. Таким образом, проблема плагиата приобретает моральный и правовой аспекты.
Неоднократные случаи заимствования чужого текста студентом, ставшее нормой, правилом поведения систематическое обращение в сеть Интернет и выдача скачанных текстов под своим именем позволяют сделать вывод о невысоком моральном облике подобного обучающегося, не только не дорожившего своей репутацией как студента вуза, но и репутацией самого вуза. Ситуация усугубляется тем, что он оказывает расслабляющее воздействие на окружающих, поскольку если ему «этот номер прошел», то, вероятно, удастся и другим. Порой случаются комичные ситуации, когда, увлекшись заимствованием, «компиляцией» текста из 2-3 чужих работ, студент распечатывает «свой» текст под именем кого-либо из авторов и не удосуживается удостовериться в результате. Или, к примеру, «взяв» главу из учебника, сдает преподавателю, который при проверке обнаруживает в тексте фразы типа «в следующей главе нашего учебника». Настораживает тот факт, что, уличив студента в плагиате, не удается вызвать у него тени сожаления о содеянном или осуждения со стороны других. В лучшем случае звучит вопрос: «А когда сдавать?» В худшем – «Докажите, что я списал». Складывается мнение, что подобная практика становится обыденной реальностью.
Нарушение правовых норм в отношении интеллектуальной собственности влечет наступление разных видов юридической ответственности. Игнорирование студентами правового аспекта проблемы свидетельствует о низком уровне их правовой культуры, правовом нигилизме. Если будущие дипломированные специалисты не гнушаются нарушением правовых норм, особенно, когда они будущие правоведы, то это еще одна проблема, связанная с плагиатом, и Правительство РФ осознает ее значимость. О таком понимании свидетельствуют принятые нормативно-правовые акты. К примеру, одной задач повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, сформулированных в Указе Президента РФ, является формирование у обучающихся уважительного отношения к праву и закону.
Представляется, что проблему студенческого плагиата следует рассматривать глубже. В современный век информатики мало кто обладает таким качеством, как любовь к чтению – занятие, которое было буквально повальным для студентов предыдущих поколений, когда книги представляли собой, если не единственный, то основной источник информации. Интернет не в состоянии привить увлеченность книгами. К сожалению, даже учебники перестали рассматриваться как необходимый атрибут учебного процесса. Без навыка поиска источников по теме, умения быстро прочесть и выбрать главное, на основании прочитанного сформулировать свои выводы, аргументировать их сложно написать какую-либо заданную работу. Поэтому студент идет по пути наименьшего сопротивления, скачивая тексты из Интернета, не обращая внимания на авторство. К сожалению, нередко так же происходит «подготовка» к семинарским занятиям, когда вместо рекомендованных источников научной и учебной литературы используется текст неизвестного происхождения, отягощенный множеством неточностей, а порой, и ошибок. 
Поэтому многие российские вузы осознают необходимость проведения политики недопустимости плагиата и предпринимают определенные меры для его выявления. К наиболее эффективным из них следует отнести использование соответствующего программного обеспечения. К примеру, в 2005 г. Ученым советом Высшей школы экономики было принято «Положение о плагиате», которое определило жесткую позицию вуза в отношении анализируемой проблемы. Пункт 4 этого Положения регламентирует дисциплинарные санкции в случаях выявления факта плагиата «вплоть до отчисления из числа обучающихся» (п. 4.1). В 2008 г. для выявления заимствования студентами работ была внедрена система «Антиплагиат». По данным проведенного исследования, о котором говорилось выше, студенты стали списывать в три раза реже.
Методические рекомендации для разработки выпускных квалификационных работ в качестве одного из основных предъявляемых требований предполагают недопустимость плагиата и предусматривают санкции за нарушение этого требования вплоть до исключения из вуза. Такие документы содержатся на сайте вуза и являются обязательными для ознакомления студентами.
В числе других мер можно назвать: заключение вузом договора со студентами, введение для студентов спецкурса «Как избежать плагиата», сотрудничество между вузами в предотвращении студенческого плагиата. Некоторые из этих мер апробированы за рубежом, прошли проверку временем и доказали свою состоятельность и эффективность. Разновидностью договорного метода является заключение преподавателем типового договора со студентом, обязанного представить оригинальный текст письменной работы.
Цель введения спецкурса представляется в обучении студентов методике проведения исследования в учебном процессе и оформлению его результатов. Возможно, эта мера окажется более эффективной, чем фрагментарные занятия по разным дисциплинам, на которых преподаватели обучают оформлению письменных работ.
Сотрудничество между вузами предполагает наличие организационных и технических возможностей для проведения вузами совместной политики в вопросе выявления и предупреждения студенческого плагиата.
Исследователями проблемы плагиата предлагается преподавателям в качестве одной из форм контроля уровня знаний обучаемых применять индивидуальные письменные задания, которые невозможно найти в Интернете. Такие рекомендации, как публично защищать письменные работы, отвечать на вопросы по ним, писать работы «от руки», скорее имеют больше минусов, чем плюсов. Они недостаточно эффективны, так как не всегда способны защитить от плагиата, а по трудоемкости достаточно затратные. А вот представление электронной копии работы позволяет быстро определить процент авторского текста и источники заимствования.
В частности, С.В. Голунов предлагает следующие способы предотвращения плагиата: выполнение письменной работы разбить на этапы и отчитываться за выполнение каждого из них перед преподавателем (этот способ успешно применяется при написании курсовых и дипломных работ); писать эссе непосредственно в аудитории под контролем преподавателя; обязать студентов применять при подготовке работ конкретные источники. В числе воспитательных мер – принятие и пропаганда внутривузовских этических кодексов.
Таким образом, разработка способов предотвращения плагиата становится актуальным вопросом современного образования, стоящим перед вузами. Политика борьбы с этим явлением должна включать четкое определение понятия плагиата, его критериев, мер наказания. От этого во многом будет зависеть эффективность и конкурентоспособность образовательного процесса в России.
 
Библиографический список

1) Голунов С.В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом // Вопросы образования. – 2010. – № 3. – С. 243-257.
2) Ивойлова, И. Украденные мысли // Российская газета. – 2009. – 20 января.
3) Кузьменков, О.И. Проблемы сетевого плагиата [Электронный ресурс] / О.И. Кузьменков // URL: http://library.by/shpargalka/belarus/007/657.htm (дата обращения: 20.05.2011).
4) Некоторые проблемы использования современных компьютерных технологий [Электронный ресурс] // URL: http://www.jourclub.ru/11/436/ (дата обращения: 20.05.2011).
5) Савочкина, Т.С. Студенческий плагиат в высшем профессиональном образовании / Т.С. Савочкина, И.В. Нератова // Вестник Тверского государственного университета. – 2009. – № 10 (Педагогика и психология). – С. 90-102.
 
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz