Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 28.11.2024, 21:34
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1167
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Охта-Центр. Том 1. Наше антиобщественное мнение
 
 Технические и правовые аспекты анонимности в Интернете
 
 Глава 1. Теоретические проблемы анонимности в Интернете
 
 1.1.Правовые аспекты анонимности в Интернете

Зачем нужна анонимность? Есть разные причины скрываться от опознания. Правительства, работодатели и преподаватели учебных заведений нередко ограничивают доступ к информации и ущемляют свободу выражения подчинённых им людей под всевозможными предлогами. Примеры таких случаев можно найти ниже в данной работе. Наблюдается тенденция усиления слежки в Сети и вообще. Кроме того, многим людям просто нравится ощущение приватности и невозможности слежки за ними через Сеть, это их право, гарантированное  23 и 24 статьями конституции Российской Федерации.
Почти каждый аспект управления интернетом содержит правовые компоненты, однако правовая база, которая соответствовала бы быстрому развитию интернета, еще толь­ко начинает формироваться. Существуют два общепринятых подхода к правовым аспектам управления интернетом:
 1. «Реальное» право — подход, в рамках которого интернет рассматривается как явление, аналогичное предшествующим ему телекоммуникационным технологиям (начиная от сиг­нальных костров и заканчивая телефоном). Хотя интернет быстрее и масштабнее, он по-прежнему является способом дистанционного общения между отдельными людьми. Следо­вательно, существующие правовые нормы могут применяться и по отношению к интернету.
 2. «Киберправо» — исходит из того факта, что интернет по­родил новые виды социальных взаимоотношений, осущест­вляющихся в киберпространстве. Следовательно, возникает необходимость формулировать новые «киберзаконы» для киберпространства. Доводом в поддержку этого подхода яв­ляется тот факт, что невероятная скорость и объем межнаци­онального общения, которое ведется при помощи интернета, препятствует применению существующих правовых норм.
 Хотя в обоих подходах содержится зерно истины, «реальное» право доминирует и в теории, и на практике. Согласно наибо­лее распространенному мнению, большая часть существую­щего законодательства может применяться по отношению к интернету. Однако в некоторых случаях — таких, например, как защита торговых марок, — существующие в реальном мире правовые нормы придется видоизменить для того, что­бы иметь возможность применить их к киберпространству. Другие же случаи, например спам, должны регулироваться аб­солютно новыми законами. Ближайшая к спаму аналогия из реального мира - так называемая макулатурная почта (мас­совые рекламные рассылки), не является противозаконной.
 Законодательная деятельность в отношении интернета постепен­но активизируется. В особенности это касается стран — членов ОЭСР, где информационные технологии широко распростра­нены и оказывают огромное влияние на экономические и со­циальные отношения. На сегодняшний день приоритетными областями законодательной деятельности являются защита частной жизни, защита данных о пользователях, защита ин­теллектуальной собственности, налогообложение, противо­действие киберпреступности.
 Однако социальные от ношения слишком много­гранны и не могут регули­роваться исключительно законодательными спосо­бами. Общество динамич­но по своей сути, и зако­нодательные нормы всегда отстают от происходящих перемен. Это особенно за­метно в наши дни, когда технологическое развитие меняет социальную реаль­ность намного быстрее, чем законодатели могут отреагировать на эти из­менения. Иногда законы устаревают до того, как их принимают. Об опасности такого устаревания правовых норм необходимо всегда помнить в процессе регулирования интернета.
 Независимо от того, признаем ли мы более адекватным «реальный» или «кибер-подход», несомненно одно: зако­нодательные нормы не делают проти­возаконное поведение невозможным, а только устанавливают наказание за него. Тот факт, что мошенничество за­прещено и в реальном, и в виртуаль­ном мире, не означает, что мошенни­чество в результате этого полностью исчезнет. Это различие важно потому, что одним из частых аргументов в поль­зу разработки специальных правовых норм для «кибермира» является то обстоятельство, что различные фор­мы противозаконного поведения уже весьма распространены в Интерне­те, следовательно, законы реального мира используются неэффективно.
 Как и нормы закона, социальные нормы предписывают опре­деленное поведение. В отличие от законодательства, ни одно из государственных учреждений не имеет полномочий навя­зывать исполнение этих норм. Их выполнение обеспечивает­ся сообществом посредством воздействия одних его членов на других. На заре своей истории интернет регулировался прак­тически исключительно совокупностью социальных норм, получивших название «нетикёт» (netiquette). Основной мерой наказания за их нарушение было давление со стороны других членов интернет-сообщества и исключение из него. В течение этого периода развития, когда интернет использовался срав­нительно небольшой группой людей, преимущественно ис­следователей, преподавателей и студентов, социальные нормы в целом соблюдались. Рост интернета сделал предписания со­циального характера неэффективными. Этот вид регулирова­ния все еще может использоваться, однако лишь внутри за­крытых групп, обладающих хорошо развитыми внутренними связями.
 Согласно распространенной точке зрения, глобальный ха­рактер интернета требует глобального регулирования. Не­обходимость глобального подхода часто подтверждается недостаточной эффективностью национальных мер, направ­ленных на борьбу со спамом, киберпреступностью и другими нежелательными явлениями. В качестве примера успешного универсального режима для борьбы с преступностью часто упоминается режим регулирования гражданской авиации. С момента подписания договоров о гражданской авиации ко­личество диверсий и других незаконных действий неуклонно сокращается. Одна из причин — тот факт, что существование единого правового пространства в области гражданской ави­ации не позволяет преступникам находить «тихие гавани». В то же время важность глобального подхода не означает, что некоторые вопросы не могут и не должны решаться на нацио­нальном и региональном уровнях.
 Для глобального регулирования требуется всеобщий кон­сенсус, которого можно достичь (если его вообще можно до­стичь) только посредством долгих переговоров. Для создания режима управления интернетом можно задействовать различ­ные международные правовые механизмы. В соответствии со Статутом Международного суда, международные правовые ресурсы подразделяются на конвенции, обычаи и общие при­нципы. Помимо этого существует еще так называемое «мягкое право» — международно-правовой ресурс, важность которо­го все больше возрастает.
 Судебная практика (решения судов) является важным элемен­том правовой системы США, в рамках которой предпринима­лись первые попытки регулировать интернет. В этой системе судебные прецеденты могут использоваться в качестве законо­дательных норм, особенно в случаях, связанных с регулирова­нием таких новых вопросов, как интернет. Судьям приходится принимать решения даже в том случае, если они не располагают необходимыми инструментами — правовыми нормами.
 Первым правовым инструментом, к которому прибегают су­дьи, является правовая аналогия, при которой что-то новое связывается с чем-то знакомым. Большинство судебных дел, связанных с интернетом, разрешаются при помощи аналогии.
 Юрисдикция является тем аспектом управления интернетом, который требует наибольшего внимания. Количество связан­ных с интернетом конфликтов все время увеличивается. Не­ясность в отношении юрисдикции может иметь следующие непосредственные последствия:
 ·         Неспособность государства осуществить свои юридические полномочия для регулирования социальных взаимоотноше­ний на своей территории.
 ·         Неспособность отдельных физических и юридических лиц использовать свое право на правосудие (отказ в правосудии).
 Другими возможными последствиями могут стать:
 ·         Правовая небезопасность интернета.
 ·         Замедление развития электронной коммерции.
 ·         Дробление интернета на безопасные в правовом отноше­нии зоны.
 Юрисдикция основывается главным образом на географи­ческом разделении мира на государства. Каждое государство имеет суверенное право осуществлять юрисдикцию на своей территории. Однако интернет делает возможным существен­ное трансграничное взаимодействие, которое сложно (хотя и возможно) отслеживать при помощи традиционных прави­тельственных механизмов.
 К любому материалу, раз­мещенному в интернете, можно получить доступ отовсюду. В этом смысле почти каждый вид деятельности в интернете имеет международную составляющую, что может давать подвод к при­менению различных юрисдикций и вести к возникновению так называемого «эффекта переливания» (spillover effect).
 Двумя наиболее наглядными и часто упоминаемыми судебны­ми делами, иллюстрирующими проблему юрисдикции, является дело компании CompuServe, рассматривавшееся в Германии в 1996 г., и дело Yahoo!, рассматривавшееся в 2001 г. во Франции. В первом деле немецкий суд потребовал, чтобы американская компания CompuServe закрыла доступ к порнографическим материалам. Чтобы соблюсти немецкое законодательство, компании пришлось удалить такие материалы со своего цен­трального сервера в США. В результате их не смогли найти граждане даже тех стран (включая США), где доступ к пор­нографическим материалам не запрещен законом. Компании CompuServe пришлось подчиниться наиболее жестким нор­мам в этой области. Это дело вызвало опасения, что весь ин­тернет должен будет подчиниться самым ограничительным нормам (принцип наименьшего общего знаменателя).
 Несколько более поздних случаев, включая дело Yahoo!, снова подчеркнули значимость проблемы множественной юрисдикции. Источником дела Yahoo! было нарушение французского законо­дательства, запрещающего распространение материалов нацист­ского содержания. Французские законы запрещают гражданам получать доступ к сайту Yahoo!, на котором размещены нацист­ские реликвии, хотя сам сайт находится в США, где размещение подобных материалов было и до сих пор является законным. Аналогичная проблема связана с Либрусек (Lib.Rus.Ec) – электронной библиотекой, зарегистрированной в Эквадоре, законодательство которого по авторскому праву не признаёт ограничений на распространение текстов в Интернете.
 В рамках традиционного судопроизводства национальные суды решают, могут ли они рассматривать то или иное дело и какие законы при этом будут применяться. Решения по вопро­сам и процессуальной, и материальной юрисдикции базиру­ются на международном частном праве («коллизия законов» в англосаксонских правовых системах). Предписания между­народного частного права устанавливают критерии для опре­деления юрисдикции - такие, как связь между индивидом и национальной юрисдикцией (например национальность, мес­то проживания) или связь между определенной сделкой и на­циональной юрисдикцией (например место, где был заключен договор, где состоялась сделка). Интернет затрудняет приме­нение этих критериев по сравнению с традиционными случа­ями, но не делает их применение невозможным.
 Традиционный подход, в силу своей сложности, медлительнос­ти и высокой стоимости, редко используется для решения кон­фликтов, связанных с интернетом. Он также не соответствует modus operandi (образу действий) интернета — быстроте, про­стоте и прагматичности. Основные механизмы международного частного права были созданы в то время, когда межнациональ­ное взаимодействие было менее частым и менее интенсивным, а потому и дел с участием физических и юридических лиц, под­падающих под разную юрисдикцию, было относительно немно­го. С появлением интернета межнациональное взаимодействие стало обычным явлением. Общение, обмен и конфликты между юридическими и физическими лицами из разных стран проис­ходят гораздо чаще и гораздо интенсивнее, чем раньше.
 Потенциальным решением может быть модернизация междуна­родного частного права с целью создания быстрой и недорогой процедуры определения национальной юрисдикции в делах, свя­занных с интернетом. Среди возможных улучшений — исполь­зование упрощенных процедур для определения соответству­ющей юрисдикции, возможность рассмотрения дел в режиме онлайн и повышение гибкости в отношении юридических консультаций.
 На региональном уровне ЕС принял Брюссельскую конвен­цию, которая упрощает процесс достижения решений о юрис­дикции и защищает интересы потребителей в электронной коммерции.
 В то время как рассуждения, основывающиеся на «реальном» праве, в принципе верны, они тем не менее обладают серьез­ными практическими недостатками, которые ограничивают возможность применения существующих законов к интерне­ту. Основной проблемой является масштаб связанных с ин­тернетом судебных дел, поскольку почти каждый сайт или ус­луга могут попасть под юрисдикцию какой-либо страны мира. Таким образом, количественный аспект (число дел) может потребовать поиска новых решений.
 Возможные решения проблемы множественной юрисдикции в интернете могут быть найдены при помощи:
 ·         модернизации международного частного права;
·         гармонизации национальных законов, которая сделала бы воп­рос о юрисдикции менее существенным;
·         использования арбитража;
·         использования технических возможностей для определения происхождения пользователей (главным образом геолокаци­онного ПО).
Другим возможным последствием недостатка гармонизации может стать миграция «данных» и инфор­мационных материалов в страны с меньшей степенью контроля над содержанием материалов интернета. По аналогии с морс­ким правом, некоторые страны могут стать «удобными флагами» или офшорами в интернете.
 На се­годняшний день ведущую роль в переговорах играют США. В 1992 году США инициирова­ли переговоры о юрисдикции с целью усиления защиты ин­теллектуальной собственности посредством повсеместного ис­полнения решений американс­ких судов. С 1992 года рост ин­тернета и электронной торговли изменил ход переговоров. Ин­тернет-компаниям США стало опаснее действовать в условиях множественной юрисдикции. Судебные иски против компании CompuServe и Yahoo!, инициированные Германией и Францией, показали, как материалы, размещенные в США, могут стать при­чиной судебных разбирательств в других странах.
 Если бы Гаагская конвенция была принята с изначально пред­ложенным текстом, для правовой системы США это стало бы серьезной проблемой. Суды США были бы вынуждены следить за исполнением решений иностранных судов по материалам, размещенным на американских сайтах, что в итоге постави­ло бы под угрозу свободу слова, провозглашенную в Первой поправке к Конституции США. Последствия такой ситуации были вполне неожиданными — изменение позиции США и ограничение их амбиций в сфере реформирования системы международного частного права. Отсутствие прогресса в мо­дернизации международного частного права на глобальном уровне может усилить положение других возможных спосо­бов разрешения конфликтов, связанных с юрисдикцией.
 Существуют три основных составляющих юрисдикции:
 • Какой суд или другой государственный орган имеет необ­ходимые полномочия (процессуальная юрисдикция)?
 • Какие законы должны применяться (материальная юрис­дикция)?
 • Каким образом должны исполняться решения суда (ис­полнительная юрисдикция)?
 Для определения юрисдикции в конкретных случаях исполь­зуются следующие основные принципы:
 • Территориальный принцип — власть государства над людьми и собственностью на своей территории.
 • Принцип гражданства — власть государства над своими гражданами вне зависимости от их местонахождения.
 • Принцип следствия — право государства регулировать экономические и правовые последствия, проявляющиеся на территории этого государства в результате действий, совершенных где-либо ещё.
 Другим важным принципом, установленным современным международным правом, является принцип универсальной юрисдикции в отношении действий, нарушающих основопо­лагающие принципы международного права (jus cogens), на­пример, геноцида или пиратства.

Предыдущая         Оглавление работы         Следующая

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz