Художественный раздел
Ретро-публикации
Истоки и основные направления студенческих выступлений за рубежом
Введение
Студенческие выступления — деятельность студентов, имеющая своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих данного понятия является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования. В политических событиях студенческое выступление может играть большую роль. Первые студенческие выступления возникли в Европе; их можно разделить на две большие группы:
1) стремящихся к улучшению условий жизни студенчества в целом, объясняя это тем, что студенты являются будущим интеллектуальным поколением общества, в котором они растут
2) возникающих как идеалистическое стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия. Студенческое движение может возникать как реакция на некие конкретные действия правительства, а может принимать форму интеллектуально и социально мотивированной внепарламентской оппозиции существующей системе. Европейские студенческие выступления отражают составные факторы стабильности общества. Формами протеста студентов являются демонстрации, блокады, символические акции, забастовки, распространение листовок и выступления, перфомансы и информационная война. Протест также может принимать насильственные формы по отношению к вещам и людям, а также налеты на преподавателей; в этом случае говорят о «студенческих беспорядках» или «бунтах». Реакция правительства на студенческий активизм может быть самой различной: от полного принятия требований студентов, включая создание соответствующих министерств и служб, реформирование системы участия государства в промышленности и экономике, до расстрела мирных демонстраций. Студенческие движения, успешные и неуспешные, формируют общественное мнение и довольно долгое время воздействуют на него.
Глава 1 История зарубежных студенческих выступлений на примере некоторых стран
1.1 Германия
История студенческих выступлений имеет давние корни, так еще в 1815 году в Йене было основано «Землячество» — студенческое объединение, находившееся под влиянием националистических и демократических идей. А уже 1817 году, вдохновленные либеральными и патриотическими идеями об объединенной Германии, студенческие организации собрались на Вартбургском фестивале в Эйзенахе, Тюрингия, и жгли там реакционные книги. Затем в 1819 году студент Карл Людвиг Занд совершил убийство писателя Августа фон Коцебу, занимавшегося травлей студенческих организаций. В мае 1832 г. возле Нейштадта-на-Вайнштрассе праздновался Гамбахский фестиваль с 30000 участниками, среди которых было много студентов. Наряду с нападением на франкфуртскую тюрьму в 1833 г. для освобождения заключавшихся в ней студентов, революционным памфлетом Георга Бюхнера «Гессенский ландбот» это было событием, приведшим к революциям в германских государствах в 1848 г. Далее в истории Германии одним из ярких студенческих выступлений было Немецкое студенческое движение в 1960-х годах, которое являлось многослойным политическим движением, занимавшимся радикальной критикой и борьбой с режимом ФРГ в 1950-60-е годы. Оно представляло собой часть международного студенческого движения, появившегося в США, находящееся под сильным влиянием Франкфуртской школы. Оно считало себя эмансипационным и по большей части антиавторитарным, то есть выступало против «господства людей над людьми». Также преобладали антикапиталистические позиции. При этом движение решительно отвергало существующие системы коммунизма, но были в нем и симпатизирующие тем или иным моделям социализма. Другой характерной чертой было осуждение прихода к власти в ФРГ «поколения палачей» из Третьего рейха, а также борьба с лицемерной сексуальной моралью 1950-х годов. После такого серьезного движения последовали тяжелые годы для студентов и для самого правительства, так как 1967- 1968 годы были обозначены в истории как пик активности студенческой молодежи.
1.2 Австралия
Австралийские студенты имеют долгую историю участия в политических дебатах. Это особенно заметно в новых университетах, основанных в пригородных районах. В последние годы степень вовлечённости студентов в политику снизилась, а сами студенты все больше подвержены политической апатии. Число студенческих акций протеста и количество их участников также снизилось.
1.3 Франция
Студенческое движение во Франции имеет давнюю историю. В Сорбонне в период между 1443 и 1445 гг. девять месяцев шла забастовка против отмены налоговых льгот. С сентября 1444 г. по март 1445 г. шла непрерывная 6-месячная забастовка. В 1446 г. прошли бунты против отмены судебной автономии университета и подчинения его парламенту Парижа. Студенты Сорбонны регулярно объявляли забастовки после арестов студентов полицией. В 1453 г. университет бастовал по случаю смерти Раймона де Морегара, студента, убитого стражей Шателе. В 20-м веке во Франции происходили студенческие протесты против законов или реформ, с требованиями улучшения условий жизни (повышение пособий, проблема жилья) или по политическим мотивам, не относящимся непосредственно к студентам Высокая активность студентов и их чувствительность к происходящему всегда находилась под пристальным вниманием политических сил и власти. Если беспорядки мая 1968-го помогли многим силам прийти к власти, то студенческое движение 1986-го г. существенно снизило шансы Жака Ширака на президентских выборах в 1988г. Как и во многих других странах, во Франции наиболее сильным движением было студенческое движение мая 1968-го г. В качестве протеста против закрытия и изгнания нантерских студентов студенты парижской Сорбонны начали собственные демонстрации. Францию захлестнули беспорядки, во время которых многочисленные группы — коммунисты, анархисты, правые либертарные активисты — использовали ситуацию для реализации своих политических идей. Движение мая 68-го перешло во всеобщую забастовку, длившуюся несколько недель и парализовавшую всю страну, став гораздо большим, чем просто студенческим движением. События в Париже вызвали волну студенческого протеста по всему миру. Западногерманское студенческое движение участвовало в демонстрациях против «чрезвычайного законодательства». Во многих странах студенческие протесты вынудили власти прибегнуть к силе. Но самой продолжительной забастовкой во Франции 20-го в. была забастовка 1976-го г., длившаяся 3 месяца (с марта по май). Она ставила цель помешать проведению реформ второго цикла обучения (создание новых специальностей) и воспринимаемых студентами как попытка подогнать высшее образование под нужды рынка и сделать его еще менее доступным. Через три года правительство Жака Ширака попыталось вновь ввести ограничения на поступление в университеты, но в этот раз сотни тысяч студентов вышли на улицы. Как и в прошлые годы, манифестации приняли ожесточенный характер, но в этот раз под ударами полицейских погиб студент Малик Усекин. Министр образования Ален Деваке был вынужден уступить и отменить реформу. Французские студенты вновь поднялись в марте 1994 г., когда к власти в стране пришли правые, на этот раз против введения «контрактов трудового содействия», уменьшающих минимум заработной платы до 80 % его первоначальной величины для работников моложе 25 лет; затем в ноябре-декабре 1995 г. против сокращений бюджетного финансирования вузов. Другая волна протеста поднялась против Национального фронта во время президентской предвыборной гонки в 2002 г.
1.4 Великобритания
До 1960-х гг. студенческое движение в британских университетах не имело большого значения. Активизацию деятельности студенческих организаций вызвала война во Вьетнаме, расизм, а также различные локальные злоупотребления властью — повышение платы за обучение и снижение нормы представительства студентов. В 1962 г. совместно с CND прошла первая студенческая акция протеста против войны во Вьетнаме. Однако по-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х гг. В 1965 г. 250 студентов Эдинбурга устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской площади. В 1966 г. появились «Альянс радикальных студентов» и «Кампания солидарности с Вьетнамом», ставшие центрами протестного движения. Первая студенческая сидячая забастовка (сит-ин) была организована в Лондонской школе экономики в 1967 г. по случаю отчисления двух студентов. Успех этой акции, а также 100,000-ная студенческая демонстрация в том же году стали началом массового студенческого движения. Оно действовало до середины 1970-х гг., организовав за это время 80000-ную демонстрацию на Гроувснорской площади, антирасистские протесты и захваты в Ньюкасле, разрушение систем контроля передвижения демонстрантов, вынужденное закрытие Лондонской школы экономики и избрание Джека Стро руководителем NUS в ЮАР. Но нужно отметить две важные вещи, касающиеся студенческого движения и Великобритании. Во-первых, большинство британских студентов продолжали верить в демократическую систему, и власти не обращались с ними слишком жестко, так как акции студентов были вполне мирными и хорошо организованными. Во-вторых, многие акции протеста выносили требования более чем локального характера, например, о норме студенческого представительства в управлении колледжами, улучшение социальной поддержки, снижение платы за обучение или даже цен в столовых. В этом отличие студенческого движения в Великобритании от других стран.
1.5 США
Студенческое движение в США часто воспринимается как форма молодежного движения, имеющего целью реформирование американской системы образования. Студенческое движение в США возникло одновременно с публичным образованием, если не раньше. Самые ранние исторические документы сохранились с 1930-х гг. «Американский молодежный конгресс» представлял собой организацию в Вашингтоне, руководимую студентами, лоббировавшую конгресс США против расовой дискриминации и за молодежные программы. Ее горячо поддерживала первая леди Элеонора Рузвельт. Крупнейшая студенческая забастовка в истории США произошла в мае-июне 1970 г. в ответ на расстрел студентов Кентского университета и американское вторжение в Камбоджу. Всплеск студенческого движения в США наблюдался вновь в 1990-е гг., когда студенты стали проводниками неолиберальной политики Билла Клинтона по развитию общественных услуг. Движение за реформу народного образования возродило популистское студенческое движение против стандартизированного тестирования и обучения, а также по другим более сложным вопросам, включая ВПК, промышленность и систему наказаний, а также влияние армии и корпораций на качество образования. Также уделялось внимание тому, чтобы принятые изменения были стабильными, улучшалось финансирование образования и менялась политика или руководство соответствующих структур, что позволяло бы вовлечь студентов в процессы принятия решений в школах и вузах. В настоящее время наиболее заметным является проведение кампаний за финансирование публичных школ, против повышения платы за обучение в колледжах и использование потогонного труда на фабриках по производству школьных принадлежностей.
1.6 Китай
В 1919 г. 3000 студентов Пекинского университета и из других вузов собрались на площади Тяньаньмэнь, положив начало «Движению 4 мая» как важному этапу демократической революции в Китае. Демонстрации на площади Тяньанмэнь в 1989 г. была организована студентами всех 67 пекинских университетов и другими политическими группами, стремящихся установить демократию в Китае. Правительство жестоко подавило этот протест.
Глава 2. Контруниверситеты как форма студенческого выступления
В США в первой половине 60-х годов, согласно подсчетам обозревателей в движении за реформу высшего образования приняло участие больше человек, чем в демонстрациях против военных операций Пентагона во Вьетнаме. Ученые отмечают, что «хотя новые студенческие левые тянули к чисто политическим вопросам, их базу тем не менее составляли более умеренные, недовольные прежде всего академической системой». Формой академического протеста стало движение «за свободный университет», или, как его иначе называли, контруниверситет, то есть университет, освобожденный от бюрократической опеки. Впервые идея подобного университета появилась в 1905 г. в одном из колледжей Калифорнийского университета в американском городе Беркли. Прологом для восприятия этих идей послужило нарастание авторитарных методов руководства в этом, одном из наиболее привилегированных в США, учебном центре. Безуспешные попытки его учащихся ослабить произвол университетской администрации, поддерживаемой правительственными кругами, содействовали формированию убеждения, что интересы студентов могут быть реализованы лишь в том случае; если они сами будут участвовать в управлении университетом. Для этого нужно, бойкотируя официальную программу и занятия, упразднить вообще всякое подчинение, в том числе подчинение учащихся своим преподавателям, поскольку, как утверждали недовольные, отношения обучающий – обучающийся имеют такой же характер, как и отношения эксплуатирующий – эксплуатируемый. Занятия должны проводиться в форме свободной дискуссии па заданную тему, что получило название «тич-ин» (по-английски «самообучение»).
Один из первых тич-инов состоялся в Беркли в марте 1965 г. Он длился 37 часов и собрал около 1500 человек. Уже 22 июля 1965 г. учащиеся западноберлинского университета, бойкотировав занятия, устроили тич-ин, в центре которого стояла проблема свободы и ее несовместимости с бюрократией и другими явлениями буржуазного общества. Тич-ин сопровождался демонстрацией фильмов, разоблачающих произвол властей во всех сферах общества. Следующий этап в развитии «свободного университета» в Западном Берлине связан с июлем 1967 г., когда во время очередных студенческих выступлений был убит студент Бено Онезорг. Полицейская провокация подтолкнула развитие идеи «свободного университета». Некоторое время после создания университета студенчество верило в его демократический статус, но произвол администрации привел к тому, что в 1967 г. студенчество выступило с требованием заменить «свободный университет» контруниверситетом. Этот университет, организованный студентами в том же году, включал более 30 кружков и рабочих комиссий, занимавшихся проведением тич-инов. Контруниверситет был открыт для всех желающих, даже для тех, кто не принадлежал к студенческой общине.
Особенно большой размах движение за контруниверситет получило в дни всеобщей майской забастовки в 1968 г. во Франции. Если до этого «свободный университет» действовал на протяжении небольших промежутков времени, был рассчитан на то, чтобы удовлетворить потребность студенчества в информации и в свободном обмене мнениями, то в мае 1968 г. французскими студентами была предпринята попытка организации «свободного университета», если не как постоянно действующего, то во всяком случае длительно функционирующего в качестве самоуправляющейся студенческой общины. Главным организующим центром этой общины была ассамблея – собрание студентов, желающих принять участие в делах университета. Все вопросы решались голосованием. Для составления проектов различных решений избирались комиссии. Процесс обучения проходил и кружках, по отношению к которым комиссии осуществляли консультативные функции.
Попытка возродить эту форму работы высшей школы была предпринята французскими студентами весной 1976 г. Мартовские выступления в университетах Тура, Парижа сопровождались оккупированием университетских зданий, проведением теоретических семинаров по актуальным вопросам современности. Центром брожения английского студенчества стала Лондонская школа экономики – единственное в Англии высшее гуманитарное учебное заведение. Первое его выступление состоялось в марте 1967 г. Студенты объяви ли забастовку, заняв учебные здания, потребовали демократизации высшей школы, начали проводить диспуты, консультации. Из 3200 студентов только 300 человек, объявив себя «новыми левыми», пытались превратить учебное заведение в «бастион революции». И хотя они пользовались поддержкой всего остального студенчества, все же было заметно, что последнее вкладывало в свои акции другой, более рациональный смысл – ориентацию на демократическое преобразование высшей школы. Следующей крупной акцией протеста английского студенчества была забастовка в январе 1969 г. Поводом явилось установление решеток – на окнах в Лондонской школе экономики. Ответ властей – прекращение занятий на три недели, что привело к новой забастовке, длившейся до 19 февраля и поддержанной студентами других учебных центров. Забастовки по образцу других стран сопровождались нередко тич-инами, разработками проектов академических реформ.
В академическом движении студенчества отчетливо различаются два момента: первый – стремление к улучшению высшей школы; второй – установление зависимости между изменениями в университете и реорганизацией всего общества. Выражением этого может служит концентрация внимания учащихся высших школ на проблеме управления, которое, по мнению студентов, должно носить свободный, демократический характер. Не случайно, что академическое движение приобрело форму борьбы за «свободный университет», поскольку именно демократизация университета, по мысли студентов, может качественно изменить процесс преподавания и обучения.
Заключение
Переплетение частных проблем студенчества (улучшение качества преподавания) с коренными проблемами, касающимися управленческих, организационных основ капиталистического общества,– особенность студенческого движения нашего времени. Она показывает, что, борясь за демократизацию университета, лицом к лицу сталкиваясь со всей системой капитализма, студенчество на собственном опыте приходит к пониманию необходимости ее демократической реорганизации. Оно начинает также понимать, кто стоит на пути к этому – монополистическая олигархия, подчинившая себе государственные учреждения и использующая их в интересах упрочения своего господства во всех сферах общественной жизнедеятельности. Студенческое движение, таким образом, вплотную подошло к вопросу, решаемому революционными силами в странах капитала: о власти, о необходимости ее замены. В этих условиях академические выступления содержат предпосылки для постановки более широких задач антимонополистического содержания. При анализе особенностей восприятия студентами революционных требований необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство. Высшая школа до сих пор развивается преимущественно как надстроечное учреждение, поэтому на кризис собственно надстроечных отношений (политических, правовых, идеологических) студенчество реагирует особенно болезненно. Как показала действительность, легче всего от своих университетских проблем оно переходит к проблемам из смежных надстроечных областей и лишь затем обращается к экономическим вопросам.
Отсюда характерная деталь: включившись в революционную борьбу на основе кризиса высшей школы, студенческое движение очень быстро наполняется политическими требованиями, общедемократическими лозунгами. Показателем этого процесса является предрасположенность студенчества к восприятию проблем войны и мира, проблем дегуманизации культуры. Большой резонанс в студенческой среде получила критика милитаристских тенденций. Антивоенное движение среди студентов приобрело не меньше сторонников, чем собственно академическое. Конечно, милитаризм осуждается студенчеством не только из-за того, что он несовместим с гуманизмом.
В ряде случаев студенты пытаются оказывать политическое воздействие на правящие круги, организуя демонстрации, митинги протеста. И хотя в подобных выступлениях участвуют далеко не все студенты, все же в университетской среде эти выступления пользовались большой популярностью и сочувствием, свидетельствовали о крахе иллюзий относительно возможности решить академические проблемы. Так родилось и окрепло суждение о студенчестве как о равнодушном, безучастном к политике слое молодежи. В организационном отношении студенческое движение – очень сложное явление. В нем имеются как ультраправые, так и ультралевые организации, большинство из которых представляют, как правило, филиалы общенациональных объединений и союзов. Немаловажное значение при этом имеет непонимание учащейся молодежью принципа демократического централизма, на основе которого строится деятельность союзов молодежи.
Список литературы (только интернет-источники)