Остров Горн, 2014, № 1
Актуальная тема
Противодействие использованию Интернет-казино для легализации преступных доходов
© А. В. Смирнов
Индустрии Интернет-казино скоро исполнится 20 лет, в рунете онлайн казино появились несколько позже, но старейшие представители открылись еще в прошлом веке. На Западе оборот рынка виртуальных казино составляет около $17,6 млрд. Всего в мире действует примерно 150 тыс. онлайн-проектов. Последние год-два ознаменовались бумом на рынке российских интернет казино. Чуть ли не каждый месяц объявляется об открытии нового казино. Количественно индустрия явно растет, однако государство пока так и не выработало эффективного механизма их регулирования.
На наш взгляд, одной из главных отличительных особенностей Интернет-казино является практически отсутствие государственного регулирования, а также наличие больших скрытых возможностей по использованию этого бизнеса для отмывания «грязных» денег. Большие возможности по легализации преступных доходов связаны, в первую очередь, с неспособностью эффективно построить систему «Знай своего клиента», которая лежит в основе противодействия отмыванию «грязных» денег. В то время как в банковской системе уже наметилась новая тенденция от «Знай своего клиента» к «Знай клиента своего клиента», в бизнесе Интернет- казино практически невозможно идентифицировать человека, который сидит за экраном компьютера.
Как только не изощряется в последнее время Тот-кто-называет-себя-Иван-Полонский: он и Интернет-предприниматель с семейным бизнесом, включая бабушку, и владелец магазина успеха, и многое другое ...
Как известно, в настоящее время мировое сообщество взялось активно бороться с легализацией преступных доходов с использованием банковских институтов. Это противостояние вынудило теневой бизнес искать альтернативные и более изощренные способы легализации преступных капиталов.
В настоящее время все более активно начинают использоваться Интернет-технологии для легализации теневых доходов, что вполне объяснимо: Интернет позволяет проводить операции анонимно, быстро, на любые суммы и на любые расстояния. Прибавив к этому отсутствие серьезной практики по государственному регулированию этой деятельности и, как раз, получим практически идеальные условия для легализации преступных доходов.
В этой работе мы постараемся выработать механизм по противодействию использования бизнеса Интернет-казино для легализации преступных доходов. Это особенно важно в виду последних событий, когда давление, оказываемое государством на казино и сети игровых автоматов, может способствовать их перемещению в сеть Интернет.
Часть Интернет-казино зарегистрированы в оффшорных зонах, что позволяет скрыть реального собственника казино. Помимо этого оффшорные зоны отличаются своей строгой банковской тайной, что делает их привлекательными для отмывания «грязных» денег. Проблема усугубляется легкостью, с которой можно зарегистрировать и открыть Интернет-казино в оффшоре (равно как и оффшорный банк). Так, например, чтобы открыть Интернет-казино в Доминике (государство в Вест-Индии ) необходимо:
Оплатить годовой лицензионный сбор 15,000 USD;
Выбрать одну из форм налога, который Вы будете платить. (Это или 5% с разницы между принятыми ставками и выплаченными выигрышами, но не менее 50,000 USD или 75,000 USD в год и больше ничего);
Зарегистрировать компанию IBC (International Business Company) с выплаченным уставным фондом не менее 500,000 USD;
Пожертвовать 5,000 USD на благотворительные цели,
Всю работу по регистрации и учреждению казино возьмет на себя консалтинговая фирма, что обойдется примерно в 25,000 USD плюс 6,000 USD в год. Кроме этого, консалтинговые компании готовы Вам предложить процессинговую компанию, для обработки карточек Ваших клиентов в режиме онлайн; программное обеспечение для Интернет- CASINO; хостинг практически с любым трафиком и многое другое.
Помимо Доминики существует большое количество и других оффшорных зон, которые предоставляют схожие возможности.
Так, исходя из вышесказанного, мы можем предположить следующую схему легализации преступных доходов с использованием Интернет-казино, зарегистрированных в оффшорах (см. Схема 1).
В ней предполагается, что доходы от преступной деятельности (например, от торговли наркотиками на территории России) могут быть переведены на счета Интернет- казино, после чего казино декларирует их как свою выручку (которая не облагается налогами в оффшорной зоне) и после чего переводит таким образом легализованные преступные доходы в банки Европы или США. Часть средств может быть возвращена курьерам, осуществлявшим внесение денег в качестве выигрыша от казино (по сути заработанной платы).
Однако для того, чтобы использовать Интернет-казино для легализации преступных доходов, совсем не обязательно их регистрировать в оффшорах. Как мы можем видеть на приложении 1, часть казино зарегистрирована на территории России и они также могут быть использованы для легализации преступных доходов по схеме, схожей со схемой 1, разница будет заключаться в том, что страной размещения казино будет Россия, а не оффшорная зона.
Среди компаний, зарегистрированных в России, некоторые из них в качестве переводов денежных средств предлагают такую услугу, как транспортировку наличных по городу Москве. Это означает, что преступные доходы, которые обычно представлены в форме неучтенных наличных денежных средств, даже не надо никуда перемещать, чтобы легализовать: в случае каких-либо претензий со стороны правоохранительных органов преступные доходы можно представить как выигрыш в Интернет-казино, доставленный курьером в наличной форме (см. схему 2).
В указанных условиях можем предложить следующий механизм государственного регулирования деятельности виртуальных казино, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем (см. схема 3).
Необходимо ввести требование проходить ежегодную аудиторскую проверку виртуальным казино как обязательное условие их законной деятельности с игроками из России. В случае, если казино не пройдет обязательной аудиторской проверки, то в этом случае игроки, посещающие эти казино, могут быть привлечены к административной ответственности, а в случае обнаружения фактов отмывания этим казино преступных доходов – к уголовной, как пособников в отмывании преступных доходов. Для этого необходимо будет внести соответствующие поправки в законодательство, предусматривающие административную ответственность за использование виртуального казино, не прошедшего обязательный аудит в России. Такая практика, в частности, по наложению штрафов на игроков Интернет-казино, где казино запрещены, существует на Западе. Так, например, в штате Аризона США человек, посещающий Интернет-казино, будет оштрафован на 2,500 USD, а в случае участия его в Интернет-букмекерских конторах – на 20,000 USD.
Эта мера может заставить задуматься пользователей он-лайн казино России: пользоваться услугами можно только тех из них, которые соблюдают российские законы и были проверены аудиторами.
Далее необходимо обязать аудиторские компании выполнять свои обязанности по идентификации своих клиентов и сообщать правоохранительным органам о своих подозрениях или знаниях о том, что их клиенты могут быть причастны к отмыванию преступных доходов, в том числе Интернет-казино.
Такая практика взаимодействия аудиторских компаний и правоохранительных органов существует в Англии, где они играют активную роль в противодействии легализации «грязных денег», в то время как в России, как показывает практика, аудиторские компании не оказывают активной поддержки правоохранительным органам в этой области.
В России отсутствие чёткой регламентации порядка сотрудничества аудиторов с правоохранительными органами в области противодействия легализации преступных доходов, а также практики ответственности за отсутствие такого сотрудничества, отражается на практике в том, что аудиторские компании в России оставляют это противодействие за рамками своей деятельности. В то же самое время в Англии действует эффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов и аудиторских компаний.
Английское законодательство по противодействию отмыванию «грязных денег», включающее в себя закон о доходах от преступной деятельности (the Proceeds of Crime Act 2002 (the Act)); процессуальные нормы и положения по отмыванию «грязных денег» (the Money Laundering Regulations 2003 (the Regulations)) и закон о терроризме (Terrorism Act 2000), дополненный законом о безопасности и противодействии терроризму (the Anti-terrorism Crime and Security Act 2001), и характер их применения на практике, позволяют сделать вывод, что в Англии действует эффективный механизм по противодействию отмыванию «грязных денег».
В России также существует законодательная база для противодействия легализации преступных доходов, однако практика показывает, что в отношении аудиторских компаний она недостаточно эффективна.
Так, например, в Англии эффективность выполнения правовых норм аудиторами подкрепляется следующими санкциями:
1.Если аудитор помогает клиентам отмывать «грязные деньги», то ему грозит до 14 лет лишения свободы, или штраф, или лишение свободы вместе со штрафом;
2.Если аудитор не информирует уполномоченное лицо о своих подозрениях или знании об отмывании «грязных денег» или финансирования терроризма клиента, то аудитору грозит до 5 лет лишения свободы, или штраф, или лишение свободы вместе со штрафом;
3. Если аудитор раскрывает информацию клиенту или другому лицу, что о них был составлен отчет в правоохранительные органы о подозрении в отмывании «грязных денег» и финансирования терроризма или, что их фирма находится под расследованием у правоохранительных органов по этому делу, то аудитору грозит до 5 лет лишения свободы, или штраф, или лишение свободы вместе со штрафом.
В Англии составление аудитором отчета о том, что он узнал или подозревает клиента в отмывании «грязных денег», защищает аудитора от возможного обвинения его в пособничестве отмыванию доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, и, следовательно, уголовного преследования. Отчет должен быть составлен аудитором, даже если сумма легализации или финансирования является, по его мнению, нематериальной, так как закон не устанавливает минимальных пределов легализованных или финансируемых средств по составлению отчета, которые освобождали бы аудитора от его обязанности.
Как известно, в российском законодательстве предусмотрены уголовные санкции за отмывание «грязных денег», однако на практике в отношении аудиторов они не применяются, в случае если аудиторы не проинформировали правоохранительные органы о своих подозрениях или знаниях, что клиент отмывает «грязные деньги».
В установлении факта того, что аудитор должен был знать или подозревать отмывание «грязных денег», суды Англии принимают во внимание его уровень знаний и опыт работы, которые подразумевают тот факт, что аудитор не мог ничего не заподозрить, если компания занималась отмыванием «грязных денег» или финансированием терроризма, а следовательно, подпадает под уголовное наказание.
Обязанность конкретного аудитора компании в Англии считается исполненной с момента составления им отчета о подозрении или знании об отмывании преступных доходов или финансирования терроризма предприятием клиента специальному уполномоченному лицу в аудиторской фирме, так называемому Money Laundering Reporting Officer (MLRO).
В английских аудиторских фирмах должность координатора (Money Laundering Reporting Officer (MLRO)) является обязательной, так как ее создание оговаривается законодательно. В его обязанности входит получение информации от аудиторов фирмы об их подозрениях относительно клиентов, с которыми они работали, по поводу их участия в отмывании преступных доходов.
Далее уполномоченное лицо по сбору отчетов о подозрении в отмывании преступных доходов (MLRO) проверяет эти отчеты, соотносит с имеющейся у него информацией и направляет их в Службу по борьбе с преступностью (National Criminal Intelligence Service (NCIS)).
Закон о доходах от преступной деятельности (the Proceeds of Crime Act 2002 (the Act)) и Процессуальные нормы и положения по отмыванию «грязных денег» (the Money Laundering Regulations 2003 (the Regulations)) обеспечивают защиту аудиторов от возможных исков клиентов, связанных с разглашением конфиденциальной информации о них перед NCIS.
Однако следует заметить, что аудитор не обязан проводить никаких дополнительных процедур, связанных с установлением факта отмывания «грязных денег» или финансирования терроризма. Все, что необходимо, - это заполнить отчет о знании или подозрении в отмывании преступных доходов или финансировании терроризма и отослать его уполномоченному лицу.
Далее правоохранительные органы сами расследуют дело до конца и установят факт нарушения законодательства.
Помимо создания специальной должности координатора отправления отчетов в правоохранительные органы (MLRO) по английскому законодательству любая аудиторская фирма должна:
1.Иметь политику, процедуры и контроли, позволяющие эффективно выполнять возложенные на них функции по информированию правоохранительных органов (NCIS) о подозрениях относительно своих клиентов в области их участия в отмывании грязных денег и финансирования терроризма;
2 .Установить процедуру «Знай своего клиента» (Know Your Client), согласно которой аудитору следует понимать, кто является де-факто владельцем предприятия-клиента, кто его контрагенты, каковы истинные источники финансирования организации и источники их происхождения;
3.Установить понимание бизнеса клиента, а также его продукции;
4. Сообщать обо всех нестандартных или не имеющих экономического смысла операций клиента, которые могли бы быть связаны с преступностью или терроризмом;
5.Информировать штат об их обязанностях в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма, вести обучение персонала тому, как эти обязанности должны выполняться, а также хранить записи о проведенных обучениях и людях, их прошедших;
6.Хранить записи о прошлых клиентах и все данные об их нестандартных операциях.
В результате созданный механизм работает эффективно, и аудиторские компании в Англии оказывают активную помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью и финансированием терроризма.
Это особенно актуально в наше время, когда, с одной стороны, все острее становится угроза международного терроризма, а с другой – организованная преступность по-прежнему функционирует в больших масштабах.
В России, напротив, аудиторские компании, обладая конфиденциальной информацией о своих клиентах и пониманием их бизнеса, не спешат делиться ею с правоохранительными органами. Возможно, это связано, отчасти, с нежеланием потерять часть клиентов, а отчасти, просто сократить свои издержки, не тратя свое рабочее время на выполнение процедур по информированию правоохранительных органов о фактах возможного или явного нарушения законодательства в области противодействия отмывания преступных доходов.
Для того чтобы изменить положение дел в России и принудить аудиторские фирмы активно сотрудничать с правоохранительными органами и направлять схожие отчеты об отмывании или подозрении в отмывании их клиентами «грязных денег» или финансировании терроризма, можно было бы воспользоваться английским опытом.
Для этого можно было бы:
Во-первых, ввести ответственность самих аудиторских фирм за несоблюдение этой обязанности вплоть до отзыва лицензии.
Во-вторых, можно было бы обязать аудиторские компании предусмотреть должность координатора по выполнению обязанности информирования правоохранительных органов о подозрении или знании об отмывании клиентом преступных доходов или финансирования терроризма (аналог MLRO). Так, координатору присылались бы отчеты от рядовых аудиторов компании, а он проверял бы и дополнял их, используя имеющуюся у него информацию о клиенте, и, в итоге, направлял бы их правоохранительным органам. Помимо этого, можно было бы обязать российские аудиторские компании иметь, по аналогии с английскими коллегами, политику, процедуры и контроли, позволяющие эффективно выполнять возложенные на них функции по информированию правоохранительных органов о знаниях и подозрениях относительно своих клиентов в области их участия в отмывании грязных денег, проведения обучения персонала в этой области и т.п.
В-третьих, необходимо установить ответственность конкретных людей, занимающихся аудитом: если они по своим знаниям, опыту и обязанностям могли, но не заметили признаков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма у своих клиентов и не сообщили об этом в установленном порядке.
В результате должен образоваться механизм, по которому российские аудиторские компании будут эффективно сотрудничать с правоохранительными органами, присылая ценную информацию для дальнейших разработок правоохранительными органами.
Более того, для повышения качества поступаемых отчётов от аудиторских фирм, их следовало бы направлять правоохранительным органам не сразу, а опосредованно - через комитет по финансовому мониторингу (КФМ), где проводилась бы их предварительная оценка и дополнение.
В то же время в настоящее время крупнейшие аудиторские фирмы уже имеют опыт проверок Интернет-казино. Эти проверки охватывают результаты игр многих известных онлайн-казино. Проверки проводятся ежемесячно, и по их результатам составляется аудиторское заключение. В заключении указывается, в том числе, отношение суммы выигрышей игроков к сумме сделанных ставок (payout). Данная величина обычно показывается как по казино в целом, так и по отдельным видам игр. Эти проверки, как правило, не являются обязательными, а заказываются самими Интернет-казино для поддержания своей репутации.
В России же при проверках Интернет-казино аудиторы могли бы сообщать о своих подозрениях или знаниях об операциях по легализации преступных доходов через уполномоченное на это лицо в Комитет по финансовому мониторингу, который координировал бы дальнейшие действия по расследованию указанных сообщений.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России в настоящее время уже активно действует целая сеть виртуальных казино, число которых продолжает увеличиваться, а их деятельность практически никем не регулируется. В этой связи было бы полезным создать механизм контроля над их деятельностью, основанный на обязательных аудиторских проверках их деятельности. Помимо этого, в отношении аудиторских компаний необходимо сформировать эффективный механизм их сотрудничества с правоохранительными органами, основанный на применении санкций за его неисполнение.
Наряду с этим необходимо ввести ответственность пользователей Интернет- казино, в случае если они пользуются услугами онлайн-казино, не прошедших процедуру обязательного аудита по российским законам.
В результате должен будет сформироваться механизм регулирования Интернет-казино, направленный на предотвращение использования этого бизнеса для легализации доходов, полученных преступным путём.