Дипломный проект, 2014, № 6 Путешествие на Луну © Н. Ю. Канаева, учитель физики средней школы № 1, г. Олонец, Республика Карелия Эта дидактическая ролевая игра была проведена на уроке физики в VI классе в качестве повторения темы «Астрономия». Урок начинается с того, что учащимся предлагается пояснить написанное на доске предложение: «Небо доступно всем!». (Выслушивают все ответы.) Затем следует рассказ учителя, в процессе которого он задаёт ученикам вопросы. (Правильные ответы даны в скобках.) Подними голову в ясную ночь, и взгляд уйдет в бесконечность небесных светил. Что мы можем наблюдать на ночном небе? Луна - ближайшее к нам небесное тело. Издавна она привлекала исследовательскую мысль человека. К каким небесным телам относится Луна? (Ответ: естественный спутник Земли.) Кто впервые рассмотрел детально поверхность Луны и что использовал для наблюдения? (Ответ: 1610 г., Г. Галилей, телескоп.) «Он всех нас позвал в космос» (запись на доске). Эти слова написал «В книге памяти», что лежит в мемориальном зале Звездного городка, астронавт - первый человек, ступивший на Луну. О ком эти слова и кто их сказал? (Ответ: о Ю. А. Гагарине, американец Нейл Армстронг.) Итак, эти люди - посланцы Земли - были настоящими покорителями Космоса. А мы с вами сегодня совершим заочное путешествие на Луну. Полетим мы в составе 4 экипажей. Для осуществления космической связи в полете каждый экипаж должен иметь позывные. Например, позывным у Алексея Леонова было слово «Алмаз», у Валентины Терешковой - «Чайка». Придумайте свои позывные. Для начала полета проведем ориентацию звездного неба. Путь наш не так далек, и звезды — наш главный ориентир. Каждый экипаж получит маршрутный лист. Но, к сожалению, штурман ЦУПа заболел, и лист остался не заполнен. Ваша задача: внести в него недостающие данные, а именно: название созвездия по его очертанию, название яркой звезды этого созвездия и по значению температуры определить, к какому типу звезд она относится. (Учитель выдает маршрутный лист, показанный на рисунке.) (Ответы: 1. Волопас, Арктур — красная. 2. Лебедь, Денеб — белая. 3. Орел, Альтаир — жёлтая. 4. М. Медведица, Полярная — желтая. 5. Лира, Вега — белая.) Далее каждый экипаж (на выбор) производит защиту одного созвездия. Итак, как поется в известной песне: Заправлены в планшеты космические карты, И штурман уточняет в последний раз маршрут, Давайте-ка, ребята, присядем перед стартом. У нас еще в запасе 14 минут. Но у нас не так много времени, и мы начинаем старт. Примите удобное положение. Центр управления полетом готов! Начинаем (все вместе) отсчет времени: «5, 4, 3, 2, 1 - старт!». (Включаем музыку «Серебряная мечта» ВИА «Зодиак», на экране проецируем диапозитивы с изображением космического корабля, Луны и лунной поверхности.) Мы преодолеваем земное притяжение, пробираемся сквозь плотные слои атмосферы и выходим в открытый космос. Вокруг нас безмолвное темное пространство. И вот впереди Луна. Мягкая посадка осуществилась, и мы с вами на Луне (в кабинете темно). Полная ли картина, наблюдаемая нами с Луны? (Ответ: Не хватает звезд, ярких на фоне черного неба, четко выделяющихся и совершенно не мерцающих.) Итак, звездное небо! (Включаем елочную гирлянду, протянутую через кабинет.) Прилунились мы во время лунной ночи. Что вам известно о лунной ночи? (Ответ: длится 2 земных недели, наружный слой Луны остывает до температуры —150 °С.) Условия не из приятных. К тому же наш корабль получил повреждения из-за неисправности бортового компьютера, что сегодня не такая уж редкость. И мы вынуждены некоторое время провести вне корабля. К тому же произведем и разведку местности. Мы берем набор необходимых вещей, но наша задача: взять с собой минимум их. Нам нужно решить, что возьмем в первую очередь, во вторую — и т. д. Перед вами лист с перечнем вещей (см. таблицу). Итак, ваша задача: классифицировать эти вещи, расставить их на месте с 1-го по 13-е. Главное условие: надо выбрать то, что вам нужнее всего, чтобы выжить на Луне в лунную ночь. Рассмотрим только первые 3 места. Называя вещи, помещенные вашим экипажем на эти места, поясните свой выбор. А теперь посмотрим, кто из вас благодаря своим знаниям, согласованности в работе, выжил на Луне. (На доске записаны «правильные» места, которые заносят на лист.) Подсчитайте ошибку, найдя разность двух мест у каждой вещи, и общую набранную ошибку. Назовите результат. Если ошибка до 39, экипаж спасется; если ошибка меньше 41, шансы на спасение есть; если ошибка больше 41, шансов спастись нет. Как вы считаете, что является нашим надежным помощником в любой экстремальной ситуации, никогда не подведет, можно сказать, служит нашим путеводителем? (Ответ: знания.) В конце урока учитель говорит: «Чем больше мы узнаем об окружающем нас мире, о явлениях природы, тем смелее мы шагнем в просторы Вселенной. И кто знает, может быть, кто-то из вас станет конструктором или пилотом межпланетный кораблей. В добрый путь по Стране знаний!».
|