Интернет-издательство «Контрольный листок»
Четверг, 28.03.2024, 23:33
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1163
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Остров Горн, 2014, № 6
 
Социология
 
Реальная и виртуальная жизнь современной молодёжи
 
На современном этапе в общественном сознании происходят качественные изменения в понимании глобальных процессов, обеспечивающих прогрессивное развитие общества. Все большее внимание привлекают к себе явления, относящиеся к нравственно-духовной жизни социума. В настоящее время на первый план социально-политических дискуссий выступают вопросы о значимости культуры, духовности, нравственности, здорового образа жизни, образования и семейного воспитания.
В своей повседневной жизни человек все чаще и чаще сталкивается со стрессовой ситуацией, порожденной одиночеством и эмоциональным обеднением. Порой он хочет уйти от скучного окружающего мира в какой-то другой, более ему интересный. Хочет, но не может, и тогда человек конструирует различные виртуальные миры, где удовлетворяются его потребности, есть воображаемые ценности, обогащающие смысл его жизни.
Виртуальный мир (виртуальная реальность) – это мир, создаваемый компьютером. По определению современного толкового словаря «виртуальный» (лат. virtualis) - значит пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, случиться, т.е. несуществующий, но возможный. Виртуальная реальность – значит, несуществующая, воображаемая субстанция.
В наше время особенно актуальным это становится для молодого человека, когда он наступает период максимальной социальной коммуникативности, когда проблемы юноши связаны с формированием социальной зрелости, с вхождением его в мир взрослых, адаптацией к нему- с одной стороны, и с неизбежностью процессов обновления - с другой.
Юность завершает активный период социализации. Поэтому для юношеского восприятия характерно как преувеличение новизны собственной жизнедеятельности и пренебрежительное отношение к прошлому опыту, так и естественный недостаток знаний, воли, навыков, способности ценить время и правильно им распоряжаться. А в это время современная техника связи, новые технологии и особенно Интеренет, глобальная информационная сеть или, так называемая, «всемирная паутина», где наиболее популярным видом сервиса является w.w.w. (Word Wide Web), максимально укрепили свое воздействие на современную молодежь.
Молодёжь юношеского возраста - поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. Критерий возраста при распределении социальных ролей более эффективно учитывается как базовая ценность в обществе, гармонично развивающемся. Обостряется проблема молодежи, как правило, в связи с кризисным периодом в их развитии.
Молодёжная субкультура, часто перерастает в контркультуру со специфической системой ценностного отношения к труду, потреблению, образу жизни, досугу. Возникают юношеские группы. Достаточно вспомнить различные способы самоидентификации представителей молодого поколения: тинейджер, ди-джей, ти-джей, роккер, роллер, юзер, геймер, хакер и др. Например, юзеры, геймеры и хакеры являются представителями, так называемого, компьютерного сообщества.
В Интернете можно задать свой образ словами и рассматривать это, как реальный выход из одиночества, поскольку можно общаться, несмотря ни на что. К тому же внешность не играет никакой роли. Учеными были проведены исследования, согласно которым многие юноши и девушки испытывают те же эмоции, что и в жизни: удовольствие от общения с виртуальными друзьями, любовь и т.д. Поэтому виртуальный мир дает некоторые возможности для молодежи:
реализовать скрытые желания;
владеть ситуацией;
чувствовать себя героем;
испытывать различные эмоции в играх, виртуальных контактах, принимаемых решениях и др.
Все это формирует иллюзию общения с реальным миром.
Однако, с другой стороны, здесь существуют свои подводные камни, когда молодой человек попадает в зависимость от компьютера.
Учитывая, что наша нервная система не в состоянии отличить реальную, подлинную ситуацию от воображаемой, для некоторых молодых людей виртуальная реальность компьютера - это замена настоящей реальности на новую, которая лучше настоящей. Пользователь начинает относиться к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с ним. Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью. Здесь речь идет об Интернет-зависимости.
Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Термин был предложен И. Голдбергом (1996) для описания непреодолимого желания пользоваться Интернетом.
О том, что длительное общение с Интернетом у молодежи может вызвать зависимость сродни наркотической, западные ученые говорят уже давно, причем примерно у четверти зависимость появляется после полугода общения с компьютером, у половины - через год.
Как и начинающие наркоманы или алкоголики, Интернет-зависимые уверены, что в любой момент могут отказаться от привычки проводить несколько часов в день в виртуальном мире. Однако это удается далеко не всем.
Психическая зависимость, как правило, наименее заметна для самого аддикта. Он может даже не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть.
По мнению психологов, обычно Интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Как правило, в реальной жизни они испытывают серьезные проблемы в общении с близкими людьми. Как показывает статистика: многие учащиеся юношеского возраста, особенно первокурсники в период их адаптации в новых условиях учреждения профессионального образования, отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни снижают время своего общения со сверстниками до минимума. В то время как в Сети можно поддерживать контакты с людьми, которые находятся на расстоянии десятков тысяч километров от человека, круг общения потенциально можно расширять до бесконечности, теперь не нужно беспокоиться о своей внешности и о том, какое он производит впечатление. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию.
Все это на первых порах часто создает иллюзию ненужности реальных контактов, которые протекают гораздо сложнее, чем в виртуальном пространстве. Именно относительная легкость общения в Интернете приводит молодых людей к предпочтению виртуального общения реальному.
Другой же формой Интернет-аддикции является зависимость от игр. Для многих учащихся, особенно подростково-юношеского возраста, компьютерные игры становятся единственной целью работы с компьютером.
Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности. Установлено, что побочными эффектами Интернет-игр является чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности у молодого человека в ответ на невозможность реализовать игровое пристрастие.
С каждым годом все больше и больше обучающих компьютерных программ появляется на рынке, которые подталкивают учащегося к пониманию процесса работы компьютера, к тому же у него исчезает страх перед новыми технологиями, но вместе с тем зачастую уже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение.
По определению Короленко Ц.П.: «Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем личностном развитии». Увлекаясь компьютером, юноша гораздо меньше интересуется своими увлечениями и учебой, общением со сверстниками и близкими людьми, он постоянно стремится к компьютеру, к виртуальным играм, которые могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.
Молодые люди настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны педагогов и родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем повторного прохождения того или иного уровня игры.
Учащихся подростково-юношеского возраста в Интернет-играх, прежде всего, привлекает:
наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
отсутствие ответственности;
реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
возможность исправить любую ошибку путем неоднократных попыток;
возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести.
Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет аддикту прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни. Увлечение компьютерными играми - это не пристрастие к какой-либо одной игре, это, скорее всего, психологическая «цепная реакция». Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше остальных, юноша ищет другие игры того же жанра, сделанные в похожей стилистике и не уступающие по выбросу адреналина и азарту, а дальше возникает стремление пройти все игры этого типа, которых в Сети имеется большое количество. Кроме того, одной из причин поддержания Интернет-зависимости может быть наличие в игре секретных подуровней, которыми производители поддерживают у игрока ощущение соревнования - «кто кого?». Поэтому вполне очевидным является тот факт, что в последнее время приобрел популярность термин «патологическое использование компьютера».
Таким образом, по мере прогрессирования зависимости виртуальный мир становится все более привлекательным, в то время как реальный воспринимается как неинтересный, скучный, а зачастую и враждебный. Связи зависимого юноши с реальным миром ослабевают; эмоции, интересы, когнитивная сфера, энергия и система ценностей сосредотачиваются на виртуальном мире. Образуется внутреннее психологическое пространство, которое влияет и на оценку внешних событий. Происходит опасное для зависимой личности размывание границ между воображаемым и реальным, вплоть до нарушения самосохранительных тенденций с иллюзией преодоления биологической хрупкости. Виртуальный компьютерный мир замещает реальность. Будущий зависимый человек сливается с виртуальным миром как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне, становясь его частью. Реальность начинает восприниматься как нечто нереальное. В результате происходит вытеснение инстинкта самосохранения.
Несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у учащейся молодежи появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, в подготовке к экзаменам. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети, и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернете, что в свою очередь сказывается на их не только физическом, но психологическом здоровьем.
Психологические симптомы, свидетельствующие о компьютерной зависимости:
появление чувства эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании контакта;
неудержимое влечение к выходу в Интернет;
отсутствие контроля над временем взаимодействия с компьютером;
желание увеличивать или увеличение количества времени взаимодействия с компьютером и нахождения в Интернет;
невозможность остановиться;
нарастание отрицательных эмоций: ощущение пустоты, депрессии, раздражения; гневливость, угнетение, дисфория, апатия, сниженное настроение, скука, находясь вне общения с компьютером;
потеря интереса к семье, учебе, прежним увлечениям: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и педагогами, ложь им о своей деятельности, а также и другие проблемы, связанные с работой или учебой: безответственность, невыполнение обязанностей по месту учебы и дома, частые ошибки в учебной и производственной деятельности).
Компьютерная зависимость приводит к физическим нарушениям. Это:
синдром карпального канала - туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц;
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной (неряшливость);
расстройства сна, изменение режима сна.
Таким образом, Интернет-аддикция обладает признаками всех типов зависимостей и соответствует общим для всех зависимостей критериям. Это:
пренебрежение важными вещами из-за аддиктивного поведения;
разрушение отношений со значимыми людьми, раздражение и разочарование значимых людей;
скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки преодолеть это поведение.
Анализ особенностей Интернет-аддикции обнаруживает, что ее важной составляющей, по сравнению с другими формами зависимости является многоуровневое включение аддикта в виртуальную реальность с нарастающей иллюзорной оценкой происходящего. Такая личность использует свою систему ценностей, особенное мышление, восприятие и эмоции. Но ни при одной из других форм зависимости не достигается такой интеграции психических функций, как при Интернет-зависимости. Высокая степень интеграции приводит к тому, что аддикт не нуждается в использовании типичных для других форм зависимости психологических защит. Здесь практически отсутствуют такие защиты, как отрицание, проекция, интеллектуализация.
Таким образом, нет никаких поводов сомневаться в том, что виртуальная реальность создает гигантские возможности для самореализации человека. Насколько мы сможем воспользоваться ими для осуществления действительно творческого, профессионального, духовного развития личности в первую очередь зависит от нас самих, и от осознания той опасности, которую несет в себе виртуальная свобода. Искушение виртуальной свободой, испытание виртуальными возможностями, которое предстоит пройти в будущем каждому человеку, возможно, такое же тяжелое, как искушение деньгами и властью. Виртуальная реальность - не есть жизнь, это лишь отражение жизни, это параллельный, но не основной мир. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, но важно их использовать по мере необходимости пользования Интернет-сети, а развлечения в виде компьютерных игр лучше сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире. Однако не следует забывать, что в век высоких технологий, развития телекоммуникационных сетей ничто не ценится так дорого, как реальное общение.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что с появлением Интернет-зависимости у учащейся молодежи, актуальным для учреждений профессионального образования становится раннее выявление, организация и проведение работы по коррекции и профилактике аддикции и аддиктивного поведения учащихся. Большая роль по данному аспекту отводится целенаправленной и систематизированной деятельности социально-педагогической и психологической помощи. Целью социально-педагогической и психологической помощи учащимся является становление, воспитание крепкого, здорового, смелого, решительного, разумного человека, конкурентно способного рабочего на рынке труда, гражданина и патриота своей страны.
 
Комментарий Даниила Печерникова:
 
Вывод неустановленного автора статьи (она была прислана мне без указания автора в 2010 году, когда я работал над заказом на тему Интернет-зависимости - курсовая работа, развёрнутая в следующем, 2011, году до дипломной), безусловно, правильный. Но он пока что остаётся простым пожеланием.  Наоборот, в последнее время в недобросовестных (даже откровенно преступных) целях Интернет-зависимость поддерживается сознательно, соединяясь с иными видами зависимости. Например, с зависимостью игровой (Интернет-казино). Соединяется она и с подменой понятий, когда родственные слова стараются сделать противоречащими друг другу.
 
 
Вот характерный пример (баннер из Интернета, найденный мной сравнительно недавно)
 
Особенно назойливо рекламируют себя как раз такие компании, занимающиеся биржевыми спекуляциями на валютных рынках Forex и обещающих лёгкие и большие доходы легковерным потребителям: в обоих случаях обещают дом или особняк в «престижных» местах («Как купить дом на Рублёвке…», при всём при том, что это московский, а не петербургский, район), причём в первом случае (где Стародеревенская улица переходит в проспект Авиаконструкторов), фраза заканчивается «если ты не избранный», во втором (на Поклонной горе около Озерков) – «если ты не пилишь». А в метро этой рекламы полно, и именно в поездах.  Показывают, как якобы можно заполучить большие деньги, ничего не делая, и рядом приводят примеры тщетного труда. Люди дошли до того, что приходится от них слышать фразу: «Работать надо, а не зарабатывать!» Эти слова выдала мне одна боговерующая бабка (ещё один персонаж, уже из моих детских рассказов), когда я расклеивал на придомовых досках свои объявления о том, что я работаю агентом по недвижимости и предлагаю свои услуги по аренде, продаже и прочему. Вот насколько далеко зашла подмена понятий, о которой я сначала почерпнул сведения из монографии Анны Даниловой о манипуляции словами, а затем стал сознательно искать признаки таковой.
 
 
Вот ещё два примера, но я их нашёл на улицах. Адреса в Интернете названы разные, и реклама взята в разных районах (слева - из Петроградского, справа - из Кировского), но мотив один и тот же: формирование отрицательного отношения к труду с использованием оскорбительного приёма; вызывание желания получения больших нетрудовых доходов заманчивыми лживыми обещаниями в соединении с поощрением Интернет-зависимости. В первом случае - простая финансовая пирамида, во втором сайт не отображается (или бывший такой же, который был клонирован, или задел под создание сайта-клона).
 
 
Уже никто не задумывается, что «работать» и «зарабатывать» не просто родственные слова, что второе следует из первого. А их противопоставляют! Кто же хочет, чтобы было - работать и не зарабатывать? Это просто бессмысленно! А зарабатывать, не работая, невозможно: это уже будут нетрудовые доходы, часто - преступным и наказуемым способом, то есть всё же относящимся к осуждаемым (а значит, могущие быть конфискованы на вполне законном основании, просто это сделать всегда могут, но не всегда хотят) ... На каком-то форуме в Интернете я списал справедливую фразу: «Общество будет продолжать болеть до тех пор, пока не поймёт, что «зарабатывать» - обратная сторона медали с понятием «приносить пользу».
 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2024 Бесплатный хостинг uCoz