Интернет-издательство «Контрольный листок»
Вторник, 25.01.2022, 10:43
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1149
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Социология
 
Репетиторы: Кто они?
 
© Н.Г. Крылова, доцент Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, кандидат педагогических наук
Источник: Народное образование, 2011, № 5
 
        Феномен репетиторства заслуживает особого внимания отечественных исследователей, так как оно становится массовым: каждый третий ребёнок в России хоть раз обращался за помощью к репетитору, сегодня в стране появляются частные репетиционные центры и школы, государственные образовательные учреждения стремятся найти своё место на рынке дополнительных (платных) образовательных услуг. При этом множество вопросов остаётся без ответа: кто они, наши репетиторы, какие варианты репетиторских услуг наиболее распространены, какова эффективность этих услуг, какие мотивы и ценности лежат в основе деятельности репетиторов?
       Репетитор (от лат. «repeto», «repetitor») — означает повтор или того, кто помогает повторять. Репетитором мог быть: домашний учитель, который помогал неуспевающему ученику в прохождении школьного курса, а также учитель, под руководством которого учащиеся выполняли домашние задания в кадетском и пажеском корпусах и некоторых других закрытых учебных заведениях дореволюционной России. В качестве репетитора можно представить и опытного специалиста, который проводит индивидуальные или групповые занятия с актёрами. Нередко репетитором называли и учителя, под руководством и наблюдением которого учащиеся, живущие в интернате, выполняли домашние задания (в закрытых учебных заведениях Российского государства до 1917 г.). Попытаемся определить сущность репетиторства.
        Во-первых, это вид преподавательской деятельности, смысл которой в том, чтобы обучать определённому предмету, индивидуально или в малых группах, с целью успешного поступления в учебное заведение. Либо услуги репетитора используют для изучения каких-то отдельных предметов (тех к которым у учащегося особый интерес, например, углублённое изучение иностранных языков или тех предметов, которые трудно даются учащемуся).
        Во-вторых, это социальный институт общества по использованию социальных ресурсов, позволяющий удовлетворять определённые потребности (экономические, культурные, социальные и психолого-педагогические).
        В-третьих, это особый вид образовательной услуги. Развитие рыночных отношений в России привело к тому, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее, в услугу. За короткий промежуток времени сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние годы всё увеличивается, и сегодня можно наблюдать, что предложение превышает спрос. Образовательные услуги, оказываемые репетиторами, как и любой товар, реализуются на рынке, а рынок образовательных услуг — это пространство, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных «хозяйствующих субъектов» (отдельных личностей, семей, предприятий, учреждений и государства) и их предложение различными педагогами. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг, к участникам рыночных отношений в этой сфере относятся широкие круги посредников, например, специализированные репетиторские центры или «Школы знания». Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки репетиторства.
        Репетиторство — явление, напрямую связанное с официальной или «общепринятой» системой образования, оно зависит от неё и подвергается изменению сразу же, как только меняется официальная система. Сегодня репетиторы принимают на себя выполнение разнообразных функций, в которых находят своё отражение недостатки, изъяны и пробелы общепринятой системы образования, а именно:
        посреднической (установление связей и партнёрских отношений между семьями, учащимися и образовательным учреждением, педагогами массовой школы, для повышения эффективности образовательной деятельности);
        психолого-профилактической (организация свободного общения с семьёй и ребёнком, организация индивидуального подхода и поддержки семей и учащихся в ситуации образовательных затруднений, а также моделирование ситуации успеха для детей в массовой школе);
        информационной (информирование семей о возможных вариантах проведения досуга, развития творческой сферы личности ребёнка (музыка, художественное творчество и т.д.);
        консультационно-образовательной (организация систематических индивидуальных или групповых занятий, направленных на помощь в усвоении знаний, организация и проведение консультаций для родителей и детей, в рамках детального прорабатывания зон наибольшего затруднения и пробелов в освоении образовательной программы (фактически здесь, родители платят за некачественное выполнение школой (учителями — предметниками) своих обязанностей), или в выстраивании индивидуального маршрута ребёнка по подготовке к олимпиадам, ЕГЭ, ГИА и т.д.).
        Как за рубежом, так и в России существуют различные способы и формы индивидуального и группового репетиторства. В высшем учебном заведении может применяться академический тренинг — еженедельный контроль отстающих и прогрессирующих учеников, что позволяет всесторонне контролировать и улучшать усвоение знаний. Академическое репетиторство — чаще всего это групповая самостоятельная работа, где старшие ученики делятся дополнительными знаниями в определённой области, что помогает самостоятельно развиваться и тем и другим. Распространённое только за рубежом репетиторство по письменным работам — это письменная работа, на которую направлены все цели и задачи обучаемого и обучающего. Он-лайн репетиторство — обучение с помощью компьютера и Интернета. Наиболее распространённый вид услуг — частное репетиторство на дому. Репетитор посещает ребёнка и вместе с родителями определяет рамки обучения. Это может варьироваться от помощи с выполнением домашнего задания до изучения избыточного материала, не входящего в программу учебного заведения.
        Сегодня в газетах, в Интернете можно найти перечень услуг, которые нам и нашим детям готовы оказать «высококвалифицированные специалисты». Однако нам необходимы доказательства правомерности осуществления этим человеком услуг репетиторства. Это может дать социальный статус учителя, его особый опыт преподавания репетируемой дисциплины, а также качество и эффективность занятий (результаты сдачи ЕГЭ, превышение успеваемости по предмету, победа страха над «учебной дисциплиной») и позитивные отзывы и рекомендации родителей и выпускников прошлых лет о его работе.
        Ничего плохого в использовании репетиторских услуг нет — они помогают учащимся повысить свой уровень знаний, причём происходит это индивидуально, что позитивно отражается на качестве усвоения изучаемого материала. Услуги педагогов-репетиторов, как правило, услуги высококлассных педагогов профессионалов (учителей, преподавателей вузов), состоявшихся и признанных в своих профессиональных средах.
        Что толкает и заставляет педагогов заниматься репетиторством? Важный фактор включения педагогов в репетиторство экономический: «репетиторство будет процветать там, где у педагога низкая заработная плата» (М. Брей). Однако не все педагоги-профессионалы становятся репетиторами.  Но нельзя исключать, что к занятиям репетиторством должны быть способности. Мы разделяем позицию М. Брея о том, что движущей силой репетиторства является «сильная вера в ценность образования». Инвестиции в «теневое образование» год от года становятся всё более значимыми — как во всём мире, так и в нашей стране, что приводит к необходимости выстраивать конструктивные отношения государственной системы образования и репетиторства. Репетиторство может быть не всегда эффективным, во многом это связано с мотивацией, способностями и позицией учащихся и педагогов-репетиторов. Кто они, кто эти люди, которым мы доверяем сделать то, что не смогли сделать в государственных или частных школах, что упустили или оказались не готовы сделать родители, а именно оказать помощь нашим детям? Почему им удаётся найти подход к детям «неуспевающим» и «неспособным» к изучению того или иного предмета? Разные причины приводят педагогов в стан репетиторов. Возможно, их внутриличностные противоречия являются условием поиска новых пространств для профессионального развития и самореализации.
 
 
 
Поиск
Календарь
«  Январь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2022 Бесплатный хостинг uCoz