Интернет-издательство «Контрольный листок»
Понедельник, 18.12.2017, 02:14
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 932
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Малый Контрольный листок, 2014, № 2
 
От реферата до диссертации
 
Репрезентация концепта «учение»
 
© Даниил Печерников (при участии П.Гурова и Д.Муромцева)
 
Введение
 
В работе рассматривается концепт «учение» на материале русских пословиц. Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические,  художественные  и  воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения.
Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией.
Учение выступает как одна из ценностей в русских пословицах. В работе будут рассмотрены два вопроса.
1.Паремия и концепт. Совокупность значений, смыслов и идей концепта УЧЕНИЕ и     их объективация в пословичной картине мира
2.Репрезентация концепта УЧЕНИЕ: анализ словообразовательного потенциала лексем-репрезентантов, синонимов и антонимов как репрезентантов содержательных компонентов концепта УЧЕНИЕ
 
1.Паремия и концепт. Совокупность значений, смыслов и идей концепта УЧЕНИЕ и их объективация в пословичной картине мира
 
Рассмотрим для начала определения слова «учение», встречающееся в словарях.
Словарь Ушакова Учение только ед. Действие по глаг. учить в 1, 4 и 5 знач. У. уроков. 2. только ед. Действие по глаг. учиться, процесс обучения. Ротное у. на плацу. Итти на у. (воен.). Отдать в у. Учение не только свет,... - оно также свобода. Тургенев. 3. Наука о чем-н., теория, совокупность теоретических, научно разработанных положений о какой-н. области явлений. ...Ленин первый в истории марксизма разработал учение о партии, как руководящей организации пролетариата, как основного оружия в руках пролетариата, без которого невозможно победить в борьбе за пролетарскую диктатуру. История ВКП(б). У. об обществе. У. о свете. || чье. Совокупность, система основных положений, воззрений, утверждений кого-н. (ученого, мыслителя). "Наше учение не догма, а руководство для действия" - так говорили всегда Маркс и Энгельс... Ленин. Великое у. Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина. || У. академика Павлова об условных рефлексах. Религиозная система, совокупность догматов какого-н. религиозного культа, вероучение. Христианское у. У. штундистов.
Исходя из этих определений, концепт «учение» в русском языке может нести следующие смысловые характеристики: учёба, процесс обучения, передача опыта в каком-либо деле, понимание чего-нибудь.
Рассмотрим потенциал русских пословиц, посвящённых этой теме. Их можно сгруппировать примерно так:
 
Положительное отношение к учению
1. Век живи, век учись.
2. Грамоте учиться - всегда пригодится.
3. Для ученья нет старости.
4. До смерти учись, до гроба исправляйся.
5. За учёного двух неучёных дают. (интересно, что эти слова можно найти у Катона Старшего)
6. Кто не учён, тот глуп.
7. Не кичись, а учись.
8. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
9. Не учись до старости, а учись до смерти.
10. Уменье везде найдёт применение.
11. Умный любит учиться, а глупый учить.
12. Учёный водит, а неучёный следом ходит.
13. Учёный сын старше неучёного отца.
14. Ученье в счастье украшает, а в несчастье - утешает.
15. Ученье лучше богатства.
16. Ученье - свет, а неученье - тьма.
17. Учить - ум точить.
18. Учиться никогда не поздно.
19. Человек неучёный что топор неточёный
 
Пословицы об учении как о необходимости
 
20. Сперва аз да буки, а там и науки.
21. Учи показом, а не рассказом (о наглядности в обучении)
22. Учись добру, а худое на ум не пойдёт.
23. Учись, покуда хрящи не срослись.
24. Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
25. Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
26. Повторение - мать учения.
27. Без терпенья нет ученья.
28. Не учась и лаптя не сплетешь
 
Отрицательное или неприязненное отношение к учению
 
29. Аз, буки, веди страшат, что медведи (имеется в виду старая, дореволюционная школа с её палочной дисциплиной за каждую ошибку, аз, буки, веди – А, Б. В – русского алфавита, см. также пословицу № 20)
30. Азбуку учaт, на всю избу кричат (как правило, в приходских школах азбуку учили хором).
31. Больше знать, так меньше спать.
32. Всем учён, только не изловчён.
33. Его поздно учить, распашонка уж не сходится.
34. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
35. Писать - пишу, читать в лавочку ношу.
36. Что вымучит, то и выучит.
 
Отражающие различные стороны учения, в частности, отождествляющие учение в старом понимании, как синоним слова «грамотность»:
 
37. Азбука к мудрости ступенька.
38. Без букв и грамматики не научиться и математике.
39. Всякий родится, да не всякий в люди годится.
40. Всякое полузнание хуже всякого незнания.
41. Грамоты не знает, а цифирь твердит.
42. Жестко читаем, да ветхо помышляем.
43. Коли грамота даётся, так на ней далеко уедешь.
44. Корень учения горек, да плод его сладок.
45. Красна птица перьем, а человек ученьем.
46. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
47. Кто много знает, с того много и спрашивается.
48. Мир освещается солнцем, а человек знанием.
49. Мнится - писание легкое дело, пишут два перста, а болит все тело.
50. На ошибках учатся.
51. Не выучит школа - выучит охота.
52. Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
53. Не научила мамка, научит лямка.
54. Не пером пишут - умом.
55. Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
56. Неграмотный что слепой (использовалось на агитплакатах периода первых лет советской власти)
 
 
57. Неразумного учить - что в бездонную кадку воду лить.
58. Чтение - лучшее учение.
59. Чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду.
60. С грамотой вскачь - без грамоты хоть плачь.
61. По грамоте осёкся, цифирь не далась.
 
Пословицы, использующие различные атрибуты учения (например, книгу), но не называющие учение непосредственно:
 
62. С книгой поведёшься - ума наберёшься.
63. Хорошая книга - лучший друг.
64. Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.
65. Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибёт.
66. Испокон века книга растит человека.
67. Книга - книгой, а своим умом двигай.
68. Книги не говорят, в правду сказывают.
69. За книгой - умом двигай.
70. Велико ли перо, а большие книги пишет.
71. Перо легче сохи.
72. Перо пишет, а ум водит.
73. Писать - не языком чесать.
74. Буквы кривые, да смысл прямой.
 
Пословицы, использующие родственное слово – «наука» (ср. у Крылова: «Невежа в ослепленье бранит науки и ученья и все учёные труды…»):
 
75. Наука в лес не ведёт, а из лесу выводит.
76. Наука учит только умного.
77. Наука - верней золотой поруки.
78. Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.
79. Наукой люди кормятся.
80. Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
81. Без наук как без рук.
 
Пословицы, где учение заменяется понятием «знание» (в противоположность пословице № 8):
 
82. Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
83. Знание лучше богатства.
84. Знание - сила.
 
Пословицы об учителе
 
85. От учителя наука.
86. Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
87. Добро того учить, кто слушает.
88. Дерево и учитель познаются по плоду.
89. Почитай учителя, как родителя.
 
Таким образом, подборка содержит 89 пословиц об учении или близких понятиях. Составим на их основании таблицу понятий, образующих концептосферу понятия учение
 

 

 
Извсех приведённых понятий «учение» в его первоначальном понимании является самым широким.
 
 
2.Репрезентация концепта УЧЕНИЕ; анализ словообразовательного потенциала лексем-репрезентантов, синонимов и антонимов как репрезентантов содержательных компонентов концепта УЧЕНИЕ
 
Словообразовательный потенциал слова «учение» можно рассмотреть на материале словаря Даля.  
 
Даль: УЧИТЬ кого, чему, учивать, наставлять, обучать, научать, преподавать что, передавать знанье, уменье свое другому. И медведя учат, не только человека. Трудно тому учить, чего сам не знаешь. Тупо сковано, не наточишь; глупо рожено-не научишь. || Учить, школить, держать строго, часто наказывая, для нравственного образованья, послушания. Не учили покуда поперек лавки укладывался, а во всю вытянулся - не научишь! Учи жену без детей, а детей без людей, жури, брани, наказывай. Легко людей учить: легко долгов не платить. Мудрено тому учить, чего сами не знаем (не умеем). Не уча (неуча) в попы не ставят. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают, да и то не берут. Ученого учить - только портить. Не учил отец, а дядя не выучит. Учи, поколе поперек лавки ложится. Бить того, кто плачет, учить, кто бы слушал. Нет роженого, не дашь ученого, ума. Бедность учит, а счастье портит. || Учить что, учиться, заучать, затверживать. Он учит урок свой. Мы учим теперь среднюю историю, нас учат ей. Учиться чему, быть учиму; || упражняться по своей воле, перенимать что у других, усвоять себе науку, уменье, знаниеи пр. Век живи, век учись, а помри дураком ! Умный любит учиться, а дурак учить. Учись доброму, а худое и само придет. Не учись пиво пить, учись деньги копить. И всему учился, да ничему не доучился. Выучили сороку говорить. Не весь доучился. Заучить наизусть. Заучили его, и поглупел, затупили. Изучать механику. Научись терпенью. Обучать мальчиков ремеслам. Я тебя отучу лгать! Мы отучились на сегодня. Поучись-ка вежливости. Кой чему поучиваем. Его подучают, подущают. Учись так, чтоб не переучиваться. Приучайся к порядку. Проучились весь день. Проучи урок. Актеры разучивают роли. Я тебя проучу, угроза. Учёный прич. страдат. кого учили, выучили чему. Ученый повар, столяр. || сущ. м. человек, посвятивший себя наукам. Ученое звание. Ученое сочиненье, беседа. Учение, ученье ср. действ. по знач. глаг. на ть и на ся. Займись ученьем урока. Мальчик отдан в ученье, в науку или в обученье. Ученье требует призвания. Ученье войска, обученье и упражненье в выправке, построениях, в ружейных приемах, стрельбеи пр. Ученье свет, а неученье тьма. Нам ученье ничего, только очень тяжело! солдатск. песня. Всякое ученье напору мученье. Ученье лучше богатства. Сытое брюхо к ученью глухо. На ученье идешь - жмут подтяжки; домой придешь, дожидайся растяжки (солд.). Отдать вещь в ученье (заложить). || Учение, отдельная часть, отрасль науки, образующая нечто целое. Учение о свете, о тепле есть часть физики. Учение фарисеев и садукеев, их толк, система, их выводы и заключения на известных, условных началах. Учение Коперника. Учитель, -ница; учильщик, -щица каз. уф. наставник, преподаватель; професор; обучатель. Учительша, жена учителя. Учитель письма, рисованья, истории. Учителев, учительницын, что лично их; учительский, к ним относящ. Учительское место, звание; - приемы. Учительный муж, стар. ученый. - послание, поучительное. Учительствовать церк. учить, поучать, наставлять. || Быть в звании, в должности учителя. Учительство, ученье. Вашим учительством паки востает ересь Адрианская, Камень веры. Учба вор. учёба новг. учоба кур. наука, ученье. Учеба не далась ему, и вынули из школы, нвг-борч. Учёб м. стар. ученье, выучка. За учеб взять 20 рублев. Училище ср. и учельня ж. твер. всякое заведенье, для обученья чему-либо: школа, гимназияи пр. Высшее училище, академия, университет. Приходское, народное училище. Училище земледельное, лесное. Училищные расходы, - пороки. Ученик, -ница, обучающийся чему-либо. || твер. арх. кур. говор. вместо, учитель. -ников, - ницын, что лично их. Ученические работы. Ученичество, звание и состоянье ученика. Ученость, состоянье, качество ученого человека, основательное знание наук, полное изученье их. Учебный, до обученья относящ. Учебные заведения, - книги. - часы. Учебное войско, постоянно упражняемое впример прочим. Учебный округ, подведомый одному начальству, попечителю округа. Учебник м. книга, руководство, для обученья составленная. Учливый человек, нардн. учтивый, вежливый, пристойный, скромный, противопол. невежа (невежда, неученый). Учливость, учливство, учтивость, вежливость, приличие.
 
Из синонимов слова «Учение» известны следующие: преподавание, наставление, дрессировка; наука, дисциплина, доктрина; воззрение, теория, система. Большинство их иностранного происхождения, в пословицах, как мы уже убедились, представлена только «наука».
Антонимы слова учения – прямое «неучение», производное от него «неучёный», оба представлены в пословицах, а также «незнание», «невежество», непосредственно в пословицах не представлены.
Отметим также варианты перифразов пословиц об учении.
Предлагаем следующий пример:
Молоденькая фельдшерица сделала укол, а больной раздраженно заметил: нельзя ли поласковее. А она с ночи, усталая, ну, и прикрикнула дескать, можно и потерпеть – у вас вон какие желваки от магнезии. Хорошо хоть не сказала: «Тяжело в лечении – легко в гробу», – ходит такая шутка после какой-то передачи. (Д.Притула. Ноль три).
Исходная паремия улавливается без особого труда: Тяжело в учении – легко в бою, т.е. напряженный первый (предварительный, подготовительный) этап – залог успеха в последующем. Субституция двух лексем повлекла изменение не только семантики, но и прагматического значения единицы: поучительная функция сменилась предостережением.
С энтузиазмом новичок убирает за собой грязные ложки-тарелки. Но ой! Оглядевшись, он примечает, много студентов в подобный энтузиазм не ввергают ни вышеизложенный текст, ни даже портрет «белого мэра» <...> Мораль: повторение – не всегда мать учения. (Школьный словарь живых русских пословиц).
В ткань паремии включено отрицательное сочетание «не всегда». Отсутствие второго элемента в этом сочетании (всегда) полностью опровергло бы смысл первоначальной пословицы. Но в приведенном сочетании отрицание не имеет глобального значения, т.е. отрицается лишь абсолютный характер того, что несет в себе исходная паремия. Таким образом, включение отрицания в пословичное выражение не значит превращение его в антонимическую единицу. В нашем случае это, пожалуй, выражение сомнения в том, что Повторение – мать учения. Включение отрицания, как видим, привело к изменению прагматической функции в ее качественном аспекте: произошло не снятие прагматики исходной паремии, что было бы логичным при введении отрицания, а ограничение (сужение) прагматической функции.
<…> - Ей (Варьке) где-нибудь под сараем в куклы играть надо, а она, сорока, явилась сюда таких мудрых стариков, как я, уму-разуму учить. Потеха, а не жизня пошла! Яйца курицу начали учить…(М.Шолохов. Поднятая целина).
Зафиксированная в словаре пословица Яйца курицы не учат претерпела изменения на лексическом и морфологическом уровне. Во-первых, в примере имеет место потеря отрицания не, а также добавление глагола начали, изменившего предикат (простое глагольное > составное глагольное). Во-вторых, на морфологическом уровне мы наблюдаем разные словообразовательные аффиксы курицу – курицы (результат изменения управления: родительный > винительный), что влияет, скорее всего, на стилистические параметры высказывания, а не на прагматические (функция совета, рекомендации). Последние претерпели свои изменения под влиянием первых двух названных факторов (и, безусловно, контекста): пословица приобрела функцию упрека (в адрес молодой Варьки, которая пытается давать советы мудрым старикам).
В данном случае имеет место вариативность. Вариативность является одним из существенных признаков пословично-поговорочных выражений, хотя они и представляют собой изречения с замкнутой формой клише, т.е. характеризуются устойчивостью и воспроизводимостью в готовом виде. Проблема фразеологической вариативности – это чрезвычайно сложное явление, т.к. фразеологическая единица представляет собой такую структуру, в которой означающее представлено специфически употребленными словами, или лексическими компонентами. Этот факт ведет к разнообразию вариативности в сфере фразеологических единиц, поскольку позволяет им совмещать в себе все виды вариативности, присущие фонетическому, морфологическому, лексическому, синтаксическому и семантическому уровням анализа, поскольку с каждым уровнем языка возрастает количество конструктивных единиц, увеличивается сложность их парадигматических и синтагматических отношений, возрастает степень их вариативности
 
Заключение
 
 Основные выводы по работе можно сделать следующие:
 
1.Пословицы об учении можно подразделить на следующие группы:
  • Положительное отношение к учению
  • Пословицы об учении как о необходимости (трудном, но нужном)
  • Отрицательное или неприязненное отношение к учению (исторически оправдано)
  • Отражающие различные стороны учения, в частности, отождествляющие учение в старом понимании, как синоним слова «грамотность»
  • Пословицы, использующие различные атрибуты учения (например, книгу), но не называющие учение непосредственно:
  • Пословицы, использующие как  синоним слово – «наука»
  • Пословицы, где учение заменяется понятием «знание»
  • Пословицы об учителе
 
2. Для паремии из всех рассмотренных понятий «учение» в его первоначальном понимании является самым широким. Из родственных слов представлено слово «учёный» в смысле – грамотный, знающий. Также представлены глаголы учить и учиться.
Из синонимов слова «Учение» известны следующие: преподавание, наставление, дрессировка; наука, дисциплина, доктрина; воззрение, теория, система. Большинство их иностранного происхождения, в пословицах, как мы уже убедились, представлена только «наука».
Антонимы слова учения – прямое «неучение», производное от него «неучёный», оба представлены в пословицах, а также «незнание», «невежество», непосредственно в пословицах не представлены.
 
Список использованной литературы
 
1.Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы». М.: «Просвещение», 1984 – 256 с.
2.Розенталь Д. Э. «Практическая стилистика русского языка» М.: «Высшая школа», 1974 – 352 с.
3.«Русский язык и культура речи» / под редакцией В. Д. Черняк.  СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002 – 509 с. 
4.«Современный русский язык: морфология» / под ред. В. В.  Виноградова. М.: Издательство МГУ, 1952 – 519 с.
5.Фомина М. И. «Лексика современного русского языка». М.: «Высшая школа», 1973 – 152 с.
 
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Издательство «Контрольный листок» © 2017 Бесплатный хостинг uCoz